Древний и средневековый Киев

Поиск

Отказ от выполнения повинностей. Вооруженные выступления.

Распространенной формой борьбы трудящихся города являлся отказ от выполнения феодальных повинностей и уплаты налогов, вводимых королевской администрацией и униатскими митрополитами. В 1579 г. мещане Киева прекратили уплату десятинной и куничной повинностей, мотивируя свой отказ тем, что они не внесены в инвентарь. Наряду с этим мещане часто требовали в судебном порядке возвращения захваченных ранее у них феодалами земельных угодий. Получив отказ, они переходили к более активным действиям. В 1602 г. ремесленники и крестьяне предместья «разобрали» здание католического костела, а мещан, «которые сидят на земле костьольной», освободили от зависимости бискупа, возвратив принадлежавшие им земельные наделы.

Жалобы и отказы от выполнения повинностей были лишь первой ступенью к длительной и напряженной борьбе горожан с местной королевской администрацией и католическо-униатскими священниками. С 1610 г. в Киеве происходили острые столкновения между городским населением и вновь назначенным униатским митрополичьим наместником Антонием Грековичем. Прибытие в город ставленника униатского митрополита Ипатия Потея, вызвало волну протеста среди горожан: они отказывались посещать церковь, на улицах вступали в столкновения со сторонниками Грековича. Одновременно, в марте 1610 г., депутация от жителей города внесла в киевские гродские книги жалобу, направленную против притеснений, чинимых Грековичем и другими униатскими священниками.

Обстановка в городе обострялась. Всеобщее народное негодование вынудило даже местный магистрат («войта, всю раду с поспольством») и украинскую православную шляхту отказаться от признания Грековича киевским наместником. На самого Грековича было совершено покушение. Во время пребывания последнего в Выдубецком монастыре один из местных жителей, «видечи его самого... ходячого, зараз с пулгаку до него стрелил». Однако это покушение оказалось неудачным.

Пытаясь сломить сопротивление горожан, митрополит Ипатий Потей начал угрожать киевскому магистрату всевозможными наказаниями, в частности огромным денежным штрафом в сумме 10 тыс. злотых. В городе активизировалась деятельность католическо-униатских священников. Вновь был закрыт ряд православных церквей и монастырей. Распоряжением короля Сигизмунда III от 15 сентября 1612 г. православный Михайловский Златоверхий монастырь передавался в ведение митрополита Потея. Одновременно, пользуясь своим положением и при попустительстве местной королевской администрации, А. Грекович начал приобретать за бесценок городские земли, возводить на них промысловые заведения, повысил налоги на крестьян-подданых. Это вызвало новую волну протеста городского населения. В феврале 1618 г. в Киеве вспыхнуло восстание горожан. Пойманного униатского наместника киевляне, по словам летописца, «тамже против Выдубецкого под лед подсадили воды пити». Одновременно подверглись нападениям и поджогам жилища его сторонников.

В 1618 г. произошло также выступление мещан против шляхтича Юзефа Оклинского, прибывшего из Люблина в Киев для сбора налога, установленного сеймом. Бесчинства и издевательства Оклинского вызвали возмущения киевских мещан, которые отказались платить налог и убили шляхтича. Мелкие и разрозненные выступления киевлян, самой активной силой которых являлись городские низы, не прекращались и в последующие годы. В частности, значительное выступление горожан имело место в 1622 г. Негодующая толпа городских ремесленников, работных людей промыслов, мелких торговцев ворвалась в Софийский собор, находившийся в то время в руках униатов: нескольких наиболее ненавистных священнослужителей убили на месте, других вывезли в Трахтемиров и казнили.

В 20-х гг. XVII в. социальные противоречия в городе вновь обострились. Поводом к выступлению горожан послужила деятельность киевского войта Федора Ходыки, который служил Речи Посполитой и поддерживал ее захватническую политику на Украине. В 1624 г. он начал закрывать православные церкви, запрещал проведение церковных служб, присваивал доходы, поступавшие от монастырских сел. Все это вызывало негодование горожан. Митрополит Иов Борецкий обратился с письмом к запорожцам с просьбой о помощи. В начале 1625 г. из Сечи с отрядом казаков «для защиты христианской :веры» в Киев прибыли полковники Аким Чигринец и Антон Лазаренко. Схваченный казаками Ф. Ходыка был казнен, суровому наказанию подверглись также другие сторонники унии.
Городская беднота остро реагировала на все происходившие в Киеве события политического характера. В отличие от богатой верхушки и высших иерархов православной церкви, склонных к соглашательству, а то и прямому предательству, беднота всегда последовательно отстаивала общегородские интересы, вела острую антифеодальную борьбу. Ярким примером бескомпромиссной борьбы городских низов явились события 1626—1629 гг. Возвращаясь из поездки в страны Востока, М. Смотрицкий в начале 1626 г. прибыл в Киев. Киевские братчики, обеспокоенные слухами о предполагаемых ограничениях их прав и привилегий, холодно встретили архимандрита. Но наиболее острое недовольство со стороны городских жителей вызвал призыв М. Смотрицкого к соглашению между униатами и православными. Вопреки желаниям высших православных иерархов ограничиться обсуждением этого вопроса на заседаниях специально созванного собора, горожане и казаки потребовали открытого разбирательства. В Киеве (август 1628 г.) начались волнения. Несколько казаков ворвались в церковь и угрожали М. Смотрицкому расправой. Борьба приобретала ярко выраженный антифеодальный характер. На протяжении нескольких часов ремесленники громили дома зажиточных горожан, торговые ряды, мастерские. Негодование народа было направлено также против местных православных священников, подозревавшихся в связях с униатами.

Новые выступления трудящегося населения Киева произошли в 1629 г. Рядовое казачество и ремесленники, зная о возможности предательства киево-печерского архимандрита П. Могилы, заняли помещение, в котором происходили заседания очередного собора, и потребовали незамедлительного его закрытия. В случае отказа они угрожали силой разогнать прибывших делегатов.

В крупных вооруженных выступлениях часто принимали участие довольно значительные массы народа. В состав повстанческих отрядов кроме городской бедноты входили, как правило, крестьяне, рядовое казачество. Это способствовало повышению боевитости повстанцев, вносило в их ряды определенный организационный элемент. Иногда повстанцы, выдвигая со своей стороны опытных руководителей, стремились к организованным выступлениям. Так, в сентябре 1623 г. крупный отряд киевлян (несколько сотен хорошо вооруженных повстанцев) во главе с членами магистрата Иваном Дробышем, Даниилом Зелезковичем и Матвеем Мачосом совершил нападение на владения униатского митрополита В. Рутского. Убытки, понесенные митрополитом от нападения повстанцев, составляли несколько десятков тысяч злотых.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить