Древний и средневековый Киев

Поиск

Жалобы. Бегства и переселения горожан.

Важной составной частью антифеодального и освободительного движения, продолжавшегося на украинских землях в конце XVI — 20 —40-х гг. XVII в., являлась борьба трудящегося населения Киева против социальной эксплуатации и национально-религиозного угнетения, за воссоединение Украины с Россией. Ее формы и методы были самыми разнообразными — подача жалоб в государственные институции Речи Посполитой, отказ ремесленников и работных людей промыслов выполнять феодальные повинности и вносить дополнительные налоги, бегство В другие районы украинских земель и на территорию Русского государства. Высшей формой борьбы стали вооруженные выступления.

В 1578 г. ремесленники, находившиеся в ведении киевского магистрата, жаловались на действия воеводы К. Острожского и его наместников, которые «работы непомерные па них вкладают, дармо на себе робити велят... иншии повинности и пошлины незвыклые на них вытягают... трудности задают». Стремясь получить максимальные прибыли, феодалы не останавливались даже перед нарушением сроков так называемых слобод, предоставляемых крестьянам и горожанам для заселения Киева. Жители Софийской слободы в 1586 г. подали жалобу на воеводу и его управляющего, запрещавших им под страхом жестокого наказания производить и сбывать на местном рынке напитки.

В погоне за доходами, светским не уступали духовные феодалы. Еще в 1595 г. длились судебные тяжбы Киево-Печерского монастыря, который поддерживали мещане и казаки, с униатским митрополитом М. Рогозой. Пользуясь покровительством королевской администрации, М. Рогоза неоднократно пытался захватить земельные владения монастыря, совершал вооруженные набеги на села и местечки, принадлежащие последнему. Королевский суд стал на сторону митрополита, игнорировав справедливые требования мещан. Подобные случаи были не единичны. Несколько лет (1608—1612) длился судебный иск по делу о захвате земельных угодий Кирилловского монастыря наместником бывшего воеводы К. Острожского шляхтичем В. Соколовским. Используя шантаж и подкуп, шляхтич добился положительного для себя решения этого дела. Неоднократно (1616) горожане подавали жалобы на киевские католические монастыри, которые захватили городские пастбища на Оболони, запрещали вылавливать в озерах рыбу.

Православное духовенство и украинская шляхта, протестуя против засилья в Киеве униатов и католиков, часто обращались в высшие судебные инстанции Речи Посполитой и даже в сейм. О своеволии и беззаконии, которые творили униаты, говорилось в инструкции-заявлении, направленном в сейм 1621 г. Депутация казаков и киевских мещан резко протестовала на сейме 1637 г. против захвата униатскими священниками в городе общественных зданий, принадлежащих православной церкви.

Важнейшей формой борьбы трудящегося населения Киева, как и всей Украины, являлись бегства и переселения на обширнейшие территории Запорожья. Угнетенные и бесправные жители города, крестьяне близлежащих сел оставляли свои жилища и бежали в необжитые, полные опасностей, но вольные запорожские степи, становились казаками. На зиму они возвращались в родные места, поселялись в предместях Киева, часто совместно с городской беднотой принимали участие в антифеодальных восстаниях.

Основная же масса народа уходила в пределы Русского государства. Заинтересованное в приливе беглецов с Украины, царское правительство способствовало переселенческому движению, предоставляло крестьянам, ремесленникам, работным людям промыслов льготы и привилегии. Будучи одной из самых решительных и эффективных форм борьбы народных масс против эксплуатации (лишение рабочих рук для феодала ограничивало основной источник прибылей), бегства и переселения вместе с тем являлись важным фактором укрепления русско-украинских связей. Переселенцы осваивали новые земли, строили города и села, передавали свой хозяйственный опыт, одновременно усваивая производственные навыки местного населения. Мощная волна переселения в пределы Русского государства захватила также население Киева. Сохранились, например, сведения о киевских мастерах-селитроварах, которые поселились в Путивльском уезде.

Беглецы от феодального гнета являлись той средой, в которой вызревали наиболее радикальные социальные идеи, а окраины становились местом, где сосредоточивались все недовольные существовавшими крепостническими отношениями.
 

Комментарии   

 
0 #1 Ярослава 18.03.2015 11:31
Вот почитала, так кругом прямо красной ниточкой проходит мысль о том, как же украинский народ мечтал соединится с московским!!!! Прям аж тошно от такого навязывания своего мнения, которое в целом ошибочное!
Вообще-то в ту эпоху россиян не называли русскими - их называли московитами, а страну - Московским царством.
А украинцев наоборот - называли русинами, территорию современной Украины - Русью. Просто если уже выкладывать исторические статьи и факты, то достоверные, а не всякие политические и идеологические фантазии.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить