Древний и средневековый Киев

Поиск

Феодальный и национальный гнет.

Трудящиеся массы Киева, составлявшие основную часть населения, страдали от тяжелой феодальной эксплуатации. Феодалы и зажиточная верхушка Киева беспощадно эксплуатировали городское население. Феодальный и национальный гнет проявлялся в самых разнообразных формах.


В Киеве и его окрестностях в то время жило и трудилось значительное количество крестьян-земледельцев. Большинство их принадлежало отдельным светским и духовным феодалам, монастырям, замковому уряду. Особенно жестокой эксплуатации подвергались крестьяне, находившиеся в зависимости от феодалов и их ставленников — арендаторов, управляющих и др. Крестьяне городских окраин и близлежащих сел вместе с мещанами постоянно ремонтировали Киевский замок, городские укрепления, мосты, дороги, мельницы, плотины, чистили пруды и каналы, доставляли в замок, монастыри и церкви, городскому магистрату и польско-шляхетскому гарнизону, а также высшим чиновникам дрова, сено и пр. Жители Киева вынуждены были нести нелегкую в те времена сторожевую службу при городских воротах, на открытой местности.

Киевские ремесленники в середине XVI в. платили воеводе по два гроша литовских, а кроме того вынуждены были давать ему и свои изделия. Лучники отдавали по одному «луку добром», кузнецы — по топору, стрельники — по 10 стрел, сапожники — по паре «ботов», резники — по грошу от каждой яловицы, портные и скорняки выполняли работу, которую им укажут.

Часть крестьян в Киеве жила на землях, принадлежавших польскому королю. Они вынуждены были платить государственные налоги (подымное — от каждого дыма, то есть жилища или хозяйства), налог на содержание замка, городских укреплений. Кроме того, давали продукты на содержание польско-шляхетского гарнизона.

Крестьяне наравне с киевскими мещанами по распоряжению своих господ, управителей или арендаторов давали подводы и стации для королевских послов и гонцов, проезжавших через Киев. Феодально зависимые люди Печерского монастыря и митрополии, помимо различных отработок, натуральных и денежных повинностей, обязаны были ремонтировать подъемный мост Киевского замка «по половине». Арендаторы самовольно увеличивали повинности. Так, Киевский Никольско-Пустынный монастырь сдавал (1643) в аренду шляхтичу Прокопу Верещаку села Радогощу, Остановичи, Летки, Зубковичи в Овруцком повете. Арендатор сверх установленных люстрацией повинпостей брал «неслушне (то есть неверно) и бесправие от хлопов дани, то ест грыбов, ободов, сани, колей, возов, меду от каждого хлопа по две кварте, лык и иншего начыня...».

Светские и духовные феодалы, стремясь к обогащению, неограниченной власти над поддаными, были заинтересованы в том, чтобы их крепостных крестьян в городе и близлежащих селах освобождали от несения замковой службы и других общегосударственных повинностей. Киевские воеводы часто шли на уступки отдельным феодалам, подписывая соответствующие распоряжения. Киевский воевода князь Острожский в 1604 г. распорядился, чтобы его заместитель взял под свое покровительство крестьян, которые постоянно жили в Киеве и принадлежали известным украинским шляхтичам Киселям. Согласно воеводскому предписанию, этих крестьян не включали в замковую юрисдикцию, что освобождало их временно от несения замковых повинностей и уплаты городских налогов.

После Люблинской унии королевское правительство, выполняя волю польских феодалов, обложило киевлян крупным дополнительным налогом в пользу государства, обязав ежегодно вносить в казну по 800 коп грошей литовских. Согласно реестру сбора подымного налога (1631) киевские мещане, подчинявшиеся магистрату, уплатили 900, а замковые — 120 злотых польских подымного налога.

Страдало городское население от произвола королевских ревизоров, уплаты завышенных пошлин и пр. Одной из обременительных повинностей киевского населения было содержание воеводы и его многочисленной свиты во время их приезда в город. «Коли-кольвекь (когда-то) воевода кіевскій приихал ве Кіеве, а въезжал завше многолюдно, то мещане кіевскіе повинны были три дни его стравоваты зо всъм его поиздомъ»,—писал об этом современник.

Тяжелой повинностью киевлян-мещан и крестьян было содержание польско-шляхетского войска. Польские жолнеры и иноземные наемники киевского гарнизона постоянно грабили местное население. Обозы с награбленным добром они отправляли в коронные земли. Киевских мещан принуждали «каждого року, почавши од осени аж до травня любо немцов корнеты, любо короговь жолнеров в Кіеве в домах ихъ зимовали и кормили ихъ ажъ до того часу, нем Кодакь поляки построили, а якъ Кодак построено, то на той часъ мъщан Кіев-ских отъ становискь войсковых увольнепо, але на Кодакь великую стадію жолдаковъ на кождій рокъ давати з Кіева постановлено и приказанно».

Паны не останавливались перед открытым насилием над городским населением. В 1621 г. польские шляхтичи ограбили некоторые киевские монастыри, церкви и братскую школу. На территории Киевского замка окатоличенный украинский магнат воевода Тышкевич приказал разрушить православную церковь и построить на ее месте католический костел. Во время крупного крестьянско-казацкого восстания 1630 г. на Поднепровье его руководители указывали, что местному православному населению «в церковьях запрещали править и в братской церкви была пролита кровь жолнеров, которые стояли в Киеве». Крупные владения на украинских землях захватило католическое духовенство. Оно стремилось превратить Киев в центр насаждения католицизма на Украине, усматривало в нем форпост для дальнейшего наступления католической римской курии на все восточнославянские земли, особенно российские. В начале XVII в. польский король передал часть Подола во владения киевского католического епископа (позднее Бискупщина). Одновременно униаты захватили Софийский собор, Выдубецкий монастырь и несколько православных церквей. Накануне освободительной войны в Киеве обосновались иезуиты, начавшие свои коварные действия против украинского народа. При поддержке правительства, римской курии и польской шляхты они в 1647 г. открыли в городе иезуитский коллегиум.

Польские и окатоличенные украинские феодалы всячески поддерживали действия иезуитов. В 1628 г. католическое духовенство принуждало зависимое население Бискупщины платить чинш по ползлотому с огородов и принадлежавшей им земли. Жители-украинцы Бискупщины лишились права самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом в городе. Они могли продавать свои усадьбы лишь лицам шляхетского звания или тем, кто подлежал бискупской юрисдикции. Кроме того, продающий обязывался уплатить значительную сумму «за выходом». Значительно ограничивалась их торгово-предпринимательская деятельность. Например, за право иметь на рынке лотки и «коморы» (склады) они вынуждены были дополнительно платить бис купу и войту.

Предав национальные интересы украинского народа, униатская церковь всячески поддерживала католическую экспансию на Украину. Наместник униатского митрополита А. Грекович, назначенный в 1609 і в Киев, выполняя распоряжения польского короля, католической церкви и униатского митрополита, пытался превратить все местное население в униатов.

Тяжелые страдания приносили народным массам постоянные феодальные наезды, междоусобицы. Вооруженные нападения и насилия часто совершали и церковные феодалы. Так, в 1645 г. несколько десятков монахов Киевского Никольско-Пустынного монастыря напали на крестьян местечка Ходосовки под Киевом. Во время наезда они убили многих крестьян, пахавших в поле, уничтожили плуги, угнали рабочий скот. Частые нападения совершало высшее киевское духовенство. Вдова киевского подкомория Т. Горностая подала в суд жалобу на архимандрита Киевского Печерского монастыря Петра Могилу, обвинив его в наезде на ее владения. Она писала, что ее крестьянам слуги архимандрита причинили побои, насилия, а некоторых крестьян арестовали и посадили в темницу.

Наступление магнатов, шляхты и церковных феодалов на права киевского городского населения, произвол польско-шляхетской администрации, всяческие ограничения в занятиях киевлян ремеслами, промыслами, торговлей и одновременное предоставление льгот горожанам-иноземцам, поддержка королевским правительством и воеводами католической церкви усиливали протест населения города. Народные массы поднимались на борьбу за свое освобождение, за воссоединение Украины с Россией.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить