Древний и средневековый Киев

Поиск

Социальный и этнический состав населения.

Подавляющее большинство городского населения Киева составляли трудящиеся — ремесленники, земледельцы, мелкие торговцы, наймиты, казаки.

Эксплуататорские элементы — магнаты, шляхтичи, высшее православное и католическое духовенство, городская зажиточная верхушка составляли ничтожный процент городского населения. Однако в их руках сосредоточивались основные богатства города и края, им принадлежала административная, судебная и военная власть в Киеве и Киевском воеводстве.

Шляхта не была однородным сословием в социальном и национальном отношениях. В среде украинской и польской шляхты, численно возрастающей с каждым десятилетием после Люблинской унии, неуклонно увеличивался удельный вес мелкой. Средняя и крупная шляхта владела землями и феодально зависимыми людьми в городе, за его пределами в Киевском и других воеводствах. Король Сигизмунд III, стремясь утвердить экономическое и политическое господство класса феодалов, всячески пытался насильно окатоличить украинское население, все административные должности в Киеве (воевод, подвоевод, каштеляиов, судей и пр.) эамещал только польской или окатоличенной, полонизированной украинской шляхтой.

Украинские и польские магнаты постоянно не жили в Киеве. Только занимая должность воевод, в городе временно проживали украинские и польские магнаты князь К. Острожский (1574—1608), Станислав Жолкевский (с 1617), Александр Заславский (с 1622), Фома Замойский (с 1625), Януш Тышкевич (с 1636) и Адам Кисель (с 1649).

Киевские вооводы, возглавлявшие самое крупное по территории и количеству населения ввеводство в Речи Посполптой, занимали и высшие государственные должности. Например, Острожский одновременно был маршалком волынским, старостой владимирским и луцким; С. Жолкевскпй — коронным гетманом; Я. Тышкевич — старостой житомирским и т. д. Богатые киевские шляхтичи украинского происхождения, со временем окатоличенные, имели крупные земельные владения, занимали высокие должности в правительстве, городском и воеводском управлениях. Так, Филипп Елец был киевским подстолием, Гаврило Гойский — киевским каштеляном, Ян Аксак — земским судьей, Стефан Немирич — подкоморием, Проскура-Сущанский — земским писарем и т. п.

Во всех сферах жизни Киева важную роль играло высшее православное, католическое и униатское духовенство. Во главе православной церкви стоял митрополит, католической— епископ (бискуп), униатской — свой митрополит, подчинявшийся непосредственно папе римскому. Кроме того, к высшему духовенству относились игумены и архимандриты киевских православных монастырей, аббат и приор католического доминиканского монастыря. В городе в первой половине XVII в. было четыре костела и монастырь ордена доминиканцев. Часто киевские православные митрополиты одновременно занимали и должность архимандритов Киево-Печерского монастыря, что вело к неограниченному пользованию всеми богатствами и землями, принадлежащими Печерскому монастырю и Киевской митрополии. Это обстоятельство вызывало бесконечные споры между Печерским монастырем и митрополией, сопровождающиеся разорительными наездами и грабежами феодально зависимых крестьян.

В Киеве к числу городской аристократии или патрициата принадлежало несколько фамилий: Ходыки, Балыки, Булыги, Черевчеи, Мелешковичи, Мехедовичи и др. Эта группа киевлян была наиболее богатой и влиятельной в городе. Основными источниками их постоянного обогащения являлись торговые операции, ростовщичество, откуп мыт, перевозов, аренды, посредничество. Они теснейшим образом были связаны с польской и украинской магнатерией и шляхтой.

Подавляющую часть городского населения Киева составляло местное украинское население. Согласно данным проводившихся в Киеве переписей населения того времени, почти все имена и фамилии были типично украинскими. Разговорным в городе был также украинский язык. Польский язык употреблялся среди украинской окатоличенной шляхты, им владели также высшее православное духовенство, богатые мещане, казацкая верхушка. В магистратском делопроизводстве часто пользовались латынью.

В Киеве постоянно жили русские и белорусы. Их количество начало резко увеличиваться в первой половине XVII в. по мере укрепления украинско-русских и украинско-белорусских связей. Так, среди педагогов Киевского коллегиума были известны «московитянин» Федор, белорус Игнатий Иевлевич. Ректором коллегиума, а затем и киевским митрополитом стал белорус Сильвестр Коссов.

После захвата большей части украинских земель феодальной Польшей в города Украины хлынули польские магнаты и шляхта, немецкие и еврейские купцы, ростовщики, арендаторы и частично ремесленники. Всячески пытаясь утвердить свое экономическое и политическое положение, они захватывали земли, руководящие должности в городах, беспощадно, совместно с украинскими феодалами, которые быстро полонизировались, и местной горэдской верхушкой эксплуатировали городское население.

Часть городского населения Киева составляли поляки. Во второй половине XVI в. количество польской средней и мелкой шляхты, католического духовенства резко увеличивалось. Польская и ополяченная украинская шляхта пользовалась преимуществами в занятии административных должностей в Киеве и владении землями. Должность киевского воеводы с 1608 г. занимали исключительно польские магнаты и ополяченные украинские шляхтичи. В 1628 г. киевским ключником стал польский шляхтич Станислав Выгура, ловчим Вацлав Жмойский. Должности каштеляна, скарбника, стольника, чашника также принадлежали преимущественно польской шляхте. Многие польские шляхтичи, особенно крупные, помимо домов с усадьбами в Киеве, владели землями и феодально зависимыми крестьянами в Киевском и других воеводствах. Киевский гарнизон состоял из польских жолнеров. Католическое польское духовенство, прочно обосновавшееся в Киеве, также неуклонно расширяло земельные владения в городе и воеводстве.

В Киеве еще с конца XVI в. определенную территорию занимала армянская колония. В первой половине XVII в. в городе действовала уже ее церковь, что свидетельствовало о проживании в Киеве значительной группы армян. Они имели (1622) на Киевском рынке свои дома и лавки, занимались ремеслом и торговлей. Среди армян-торговцев стала заметно выделяться зажиточная купеческая прослойка — славетные паны.

На некоторых улицах в районе нынешней Львовской площади в середине XVII в. жили евреи, количество которых начало увеличиваться во второй четверти XVII в. Основным занятием зажиточной и средней прослойки киевских евреев являлись торговля, аренды, ростовщичество, откупы. Бедное еврейское население занималось мелкой торговлей и ремеслом. Все еврейское население объединялось в общину — «кагал». Феодальное правительство Речи Посполитой со второй четверти XVII в. в украинских городах поддерживало и защищало немногочисленную количественно, но сильную экономически группу еврейских ростовщиков, арендаторов, купцов, посредников, экономически тесно связанных с польскими и украинскими магнатами и шляхтой.

В Киеве жили также представители других народов славянских земель, Закавказья, Ближнего Востока. Придя поклониться киевским святыням, некоторые из них оставались навсегда в «вечном городе».
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить