Древний и средневековый Киев

Поиск

Развитие торговли.

Феодально-крепостнический и национально-религиозный гнет, анархия и беззаконие, царившие в Речи Посполитой, крайне отрицательно сказывались на торговле. Однако в Киеве, как и в большинстве городов Украины, происходил неуклонный рост товарно-денежных отношений, что способствовало превращению города в основной торгово-экономический центр Поднепровья. Все крупные операции в городе и за его пределами сосредоточило в своих руках богатое киевское купечество.

Развитию торговли в значительной степени содействовало его выгодное географическое положение. Важнейшей транспортной артерией являлся Днепр с его притоками. В городе находились склады товаров почти со всего Днепровского бассейна. России, стран Западной Европы и Востока. В XVII в. из Москвы шел торговый путь на Брянск, а дальше вниз по Десне до ее впадения в Днепр — к Киеву. Из Киева пролегал один путь на юг по Правобережью к устью Дуная и дальше на Балканы, другой — на запад, в том числе на Варшаву. Отдельный путь связывал Киев с Доном, Закавказьем. Продолжал функционировать древний восточный (шелковый) путь, который вел в Среднюю Азию, Персию, Индию и Китай. Торговля в те времена велась «водою на комягах» и байдаках, а также «возами сухим путем».

Киевские купцы вели оживленную торговлю по Днепру — с Тверью и Смоленском, по Десне — с Москвой, по Днепру, Припяти и Березине — с белорусскими и литовскими городами. Гаванью для судов и больших лодок в Киеве служил глубоководный приток Почайна, впадавший в Днепр возле Крещатицкого ручья. Часть берегов притока была укреплена деревянными клетями, к которым швартовались суда. Это место называлось Притыкой. Уже в 1571 г. в городе существовала целая торговая флотилия: двадцать комяг — небольших речных кораблей. Отдельные зажиточные купцы имели по две и больше комяг. Кроме того, было десять больших лодок.

В XVI в. широкими привилегиями пользовались крупные киевские купцы — Ходыки. Балыки, Кобизевичи, Митковичи, Кривковичи, Черевчеи, Кошколдовичи и др. Они захватили в свои руки торговлю сукном, шелковыми тканями, ювелирными изделиями и другими товарами, которые привозились из России, Западной Европы и Ближнего Востока.

Киевская купеческая верхушка добилась права склада, что имело определенное значение для развития не только внутренней, но и внешней, в частности транзитной, торговли. Товары, которые привозились в город, иногородние купцы обязывались продавать оптом лишь местным торговцам и не имели права покупать у приезжих. В 1605 г. король Сигизмунд III в интересах киевской городской зажиточной верхушки выдал привилеи об освобождении купечества от уплаты пошлин. До этого богатые киевляне лишь частично пользовались правом беспошлинной торговли. Купцы, которые прибывали в Киев, обязывались останавливаться только в отведенной гостинице. Это, очевидно, делалось с целью контроля за деятельностью приезжих купцов. Иногда польские короли устанавливали единовременные льготы киевским богачам на торговлю. Так. в 1633 г. киевские сапожный и кожемяцкий цехи освобождались от налогов при продаже своих товаров. Печерский монастырь добился беспошлинного пользования комягами и возами.

Киевские воеводы в корыстных целях часто нарушали условия торговли. 1611 г. воевода С. Жолкевский пытался захватить у городского магистрата перевоз через Днепр и добивался права сбора пошлин от привоза свежем и вяленой рыбы. Королевские привилеи на беспошлинную торговлю нарушало и католическое духовенство. Например, современник Ф. Васьковский писал: «А десятину рибную зъ рибпого торгу бырали ксендзы Барнадини».

Согласно королевским грамотам, представленным жителям, то есть торгово-ремесленной верхушке Киева, шляхте запрещалось торговать в городе. Но шляхта через своих посредников постоянно производила в Киеве различные торговые операции, сбывая в городе и его предместьях товары своих имений и промыслов.

Торговля в Киеве сосредоточивалась в основном в районе Подола на Житием торге, а также на возникшем новом торге на территории Верхнего города, возле Софийских ворот. На торгах и базарах происходила ежедневная мелкая торговля. Кроме того, действовали еще еженедельные торги. Они обслуживали местный рынок и происходили в определенные дни недели. Грамотой короля Сигизмунда III от 1624 г. киевлянам устанавливалась суббота днем «свободного торга». Во время торга киевские торговцы освобождались от платежа налогов.

Крупные операции и продажа самых различных товаров осуществлялись на киевских ярмарках. Согласно привилею короля Сигизмунда-Августа (1569 г.), в городе собирались две ярмарки, длившиеся по одной неделе. На ярмарки в Киев, как и другие крупные украинские города, прибывали купцы из разных районов Украины, из России, Белоруссии, Польши, Литвы, Молдавии, Валахии, Чехии, Венгрии, Турции, Греции, Ближнего Востока, а также западноевропейских стран. Киевские купцы и ремесленники торговали также в близлежащих селах и местечках. Так, киевский житель Иван Шевченко в местечке Борисполе владел «торговой лавкой».

В XVI в. Киев стал крупным центром транзитной торговли. Купцы, следовавшие через Киев, платили мыто по 2 гроша литовских с каждой копы (то есть 1/30 часть, копа — 60 грошей) от своих товаров. 1570 г. сбор пошлины сдавался в аренду за 100 кон грошей литовских в год. Таким образом, через Киев в то время привозилось товаров более чем на 3 тыс. коп.

Важное значение Киева для развития торговли на Украине в первой половине XVII в. подчеркивал французский мемуарист Г. Боплаи. «Киев,— писал он,— довольно значительный торговый центр в крае; предметами торговли служат: зерновой хлеб, меха, воск, сало, соленая рыба и т. д.» С отходом значительной части городского населения от сельскохозяйственного производства развивается торговля хлебом и другими продуктами питания. Так, в 1571 г. в Киеве насчитывалось 49 торговцев хлебом. В Киев доставлялся хлеб из Волыни и Подолии. О рыбной торговле в городе может свидетельствовать тот факт, что в 1571 г. в Киеве насчитывался 21 торговец рыбой.

Киев превращается в важный центр соляной торговли на Украине. Сюда свозилась соль с Черноморского побережья по Днепру и сухопутными путями, а также с Западной Украины (Киломыи, Галича, Дрогобыча). Из Киева чумаки везли соль не только в другие районы украинских земель, но и в Белоруссию и Русское государство. Городская верхушка, взимавшая крупную пошлину за провоз соли, имела значительные доходы от соляной торговли. Люстраторы Киевского замка 1552 г. отмечали: «Кгды соль идет с низу, дают с каждого челна мыта на замок по каменю соли, а белое соли, которая через Подолье приходит, з воза великого и малого по триста головажен».

В то время происходила оживленная торговля напитками. Она приносила значительные прибыли королевскому правительству, феодалам, арендаторам и городской торговой верхушке. Производство и продажа хмельных напитков находились под контролем Речи Посполитой. дававшей привилегии на право пропинации. Продажа меда и пива обычно практиковалась в одной корчме или шинке, а водки — в отдельных корчмах. Корчма одновременно являлась не только гостиницей и местом торговли напитков, но и местом промысла. В корчме варили мед, пиво, «горилку» (водку). При ней устраивалась пивница (подвал), комора-хата, «стодола» для лошадей постояльцев. Феодальное государство стремилось гарантировать себе основной доход от корчем, сдаваемых мещанам на откуп. Поэтому в Киеве и вокруг города на расстоянии одной мили запрещалось устраивать корчмы и шинки. В городе не разрешалось торговать напитками монастырям, «людям митрополичьим», ротмистрам, десятникам и даже самому воеводе под угрозой штрафа, конфискации товара и посуды. В 1552 г. в городе действовало (правда, мелких) 58 корчем. Однако значительная часть их быстро разорялась. Уже в 1571 г. в городе оставалось всего 10 корчем, зависимых от городского магистрата.

Король Стефан Баторий в 1576 г. подтвердил киевским мещанам право держать и сдавать в аренду шинки. Никто, говорилось в письме короля, «как в месте, так и в замку, вкляшторе и в монастырехъ, жадного шинку на продажу держати не имеють. кроме ихъ мещань Киевскихъ или кому они позволять».

В 1605 г. киевские мещане добились королевского привилея, по которому плата за держание корчем снижалась с 800 до 600 коп грошей литовских (1200 злотых польских) в год. Это обусловливалось тем, что часть Подола была передана католическому епископству с правом открывать там свои корчмы. Богатым киевлянам был нанесен значительный ущерб. К 1622 г. плата с корчем возросла до 2100 злотых в год. Эти деньги собирал воевода киевский С. Жолкевский. В 40-х гг. XVII в. киевский арендатор Лейзор «платилъ за шинки воеводскіе» 8 тыс. злотых и год. Кроме того, киевские мещане платили киевскому воеводе за городские шинки и за перевоз на Днепре 24 тыс. злотых. Деньги, собиравшиеся с населения Киева и воеводства, шли на содержание польско-шляхетских войск и администрации, для разгульной жизни феодалов.

Острые противоречия возникли между киевскими мещанами и духовенством. которое без согласия магистрата торговало спиртными напитками. В 1618 г. киевские зажиточные мещане жаловались, что униаты в Верхнем городе открыли 4 корчмы и торговали пивом, вином и водкой. Монахи, несмотря на угрозу штрафа в 1000 злотых польских, продолжали торговать хмельными напитками. Это уменьшало прибыль торговой верхушки киевлян. Киевская зажиточная верхушка жаловалась на архимандрита Печерского монастыря Елисея Плетенецкого, который открыл при монастыре пшики и в них продавал хмельные напитки. Невзирая на постановление суда, он отказался уплатить штраф в размере 5 тыс. злотых, закрыть шинки и прекратить торговлю.

В середине XVI в. Киев превращается в крупнейший центр международной торговли. Через город, по словам литовского дипломата М. Литвина, «отправляют из Азии, Персии, Индии, Аравии и Сирин на север в Московию, Псков, Новгород, Швецию и Данию все восточные товары». На западноевропейские рынки из Великого княжества Литовского (то есть Украины, Белоруссии и Лит вы) в XVI в. шло много разнообразных товаров, ремесленных изделий. Так, в 1569 г. среди товаров, шедших на экспорт, названы полотно, сукно самодельное, сермяги, кожухи бараньи, юбки, кобеияки (красные и белые), бумага, шкуры яловые, клонки, смола, ванчос, лой, волы, яловки, рожь, пшеница, ячмень, горох, овес. Из Киева в Гданьск (Польша) вывозили поташ, золу, смолу, пеньку, воск, мед, кожи, селитру. Лишь в 1561 г. туда было отправлено свыше 200 т золы, много поташа и воска. Па Украину, в том числе в Киев, через Подляшье в 1569 г. среди других товаров ввозились польские и немецкие товары: оксамит или бархат (рытый, гладкий, колейный), сатин, атлас (чешский, быковский, ломбардский), полотно, стекло, посуда и пр. В Киеве восточные купцы торговали пряностями, оливковым маслом, шелковыми и шерстяными тканями, коврами, платками, поясами, оружием, вином, ювелирными изделиями.

Все вышеизложенное свидетельствует о неуклонном росте торговли в Киеве, укреплении его как торгово-экономического центра Поднепровья. Вместе с тем жестокий феодально-крепостнический и национально-религиозный гнет отрицательно влиял на развитие торговли.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить