Древний и средневековый Киев

Поиск

Территория средневекового Киева.

Природные условия со времени древнего Киева почти не претерпели изменений. На Подоле в то время протекали речки Киянка, Глубочица, Почайна, Юрковский ручей и др. Киянка начиналась под Старокиевской горой (Киевицей), протекала через урочище Гончары и Кожемяки, впадала в Глубочицу. Глубочица, пересекая весь Подол, несла свои воды в Почайну. Последняя начиналась в урочище Оболонь, огибала весь Подол и впадала в Днепр.

В жизни Киева продолжал играть важнейшую роль Днепр — самая крупная, полноводная, могучая и красивая река Украины. Днепр, как и другие реки, оказывал влияние на все сферы хозяйственной жизни, а также на живописный ландшафт Киева. Иностранные путешественники, посетившие город в XVI—XVII вв., отмечали мягкость его климата. Так, Р. Гейденштейн указывал, что там «климат теплее, чем в Кракове или во Львове, так что все раньше растет и дозревает» О мягкости и отсутствии резких перепадов климата свидетельствовало и то, что в Киеве и его предместьях росли такие теплолюбивые деревья, как миндаль, абрикос, грецкий орех, тутовое дерево, виноград.

Киев тогда утопал в садах. Особенно роскошный и богатый сад был в Печерском монастыре. Там росло много деревьев грецких орехов, виноградной лозы, высокосортных яблонь, груш, вишен, слив. К городу в то время подходил сплошной лесной массив. Лес начинался сразу же за Золотыми и Лядскими воротами, тянулся от остатков старого вала к Китаєву, Пирогову, Корчеватому, Мышеловке. И лишь возле с. Жилины (ныне Жуляны) начиналась лесостепь.

Город не представлял собой сплошного застроенного массива, а состоял, как и прежде, из трех частей — Подола, Верхнего или Старого города и Печерска, что зависело от географических условий и его исторического развития. Эти основные части города развивались неравномерно в разные периоды.

Быстрыми темпами шла застройка Подола, где сосредоточивалось больше всего ремесленного люда. В начале XVII в. застраивалась его северная часть в сторону Куреневки и Приорки. В это время сооружались дома возле Кирилловского монастыря, где немного спустя появилась Кирилловская улица, которая вела к Вышгороду. О Подоле 1640 г. Г. Боплан писал, что «он занимает пространство около четырех тысяч шагов в длину по берегу Днепра и около трех тысяч шагов в ширину от Днепра до подножия гор. Новый город занимает треугольную площадь, обнесенную плохим рвом шириной в 25 футов и деревянным палисадом с такими же башенками; замок расположен на вершине одной из гор, господствующих над Подолом, но над нею в свою очередь господствует возвышенность старого Киева».

Подол состоял из торгово-ремесленной части и Б иску ищи ны (земельные владения н феодально зависимое население, принадлежавшее киевским католическим епископам). Со стороны р. Почайны и Оболони обе части Подола были обнесены легкими деревянными укреплениями. Между собой они разделялись каналом. Часть городской территории на Подоле была передана католическим монахам-доминиканцам для строительства монастыря (кляштора).

Жители торговой части Подола, с целью ограничения роста земельных владений в городе Киевской католической епископии — Бискупщины. отделились (приблизительно в 1004— 1605 гг.) от нее разграничительной чертой. Со временем по обе стороны черты возникли улицы Нижний вал и Верхний вал. Позднее они стали центральной частью Подола и одной из главных частей города.

На Подоле находился основной рынок, магистрат (сгоревший в 1631 г.. сразу же восстановленный и повторно сгоревший в 1638 г.), каменный магистратский храм Рождества Богородицы, Богоявленский Братский монастырь со школой, потом коллегиумом, шпиталем (то есть богадельней и больницей) и братством. Там же находилось до десяти православных церквей, в толі числе Николая Доброго и Николая Притисского(построена в 1630 г.).

В 1564 г. на Подоле возле р. Почайны была сооружена Рожденствен скан церковь. Интересно отметить, что надпись в фундаменте (обнаружена в 1810 г. во время строительства на этом месте каменной церкви) свидетельствовала о том. что церковь сооружена «на узвозе Боричевом» — древней дороге, которая вела из Старого или Верхнего города вниз на Подол, к гавани р. Почайны.

Киевские ремесленники одной или родственных специальностей селились преимущественно на отдельных улицах еще в период древнего Киева. Так возникли, существующие и поныне кутки — урочища и улицы: Кожемяки, Гончары, Дегтяры, Шевская. Кузнечная и др. В то время на Подоле было немало пустошей, лесных и кустарниковых массивов, озер и болот. Даже у основания Замковой горы, возле Фроловского монастыря, документы отмечают существование топей и камышных болот.

После монголо-татарского нашествия Верхний город еще не отстроился, был слабо заселен. Крепостные сооружения пришли в упадок, оставалось много руин. Его окружали остатки древней крепости — полуразрушенный вал и ров с главным въездом через Золотые ворота, которые в то время все еще принадлежали к оборонной системе старого Киева. К остаткам Лядских, Львовских и к Золотым воротам почти вплотную подходил лес. В Верхнем или Старом городе против Золотых ворот находился собор Софии. На его территории с 30-х гг. XVII в. находился небольшой монастырь, возле которого были расположены церкви Симеона и Василия. Киевский воевода князь Острожский во второй половине XVI в. объявил об основании поселка-слободы около храма Софии. Прибывающие на поселение освобождались от выполнения феодальных повинностей на 24 года. Это способствовало ускорению заселения Софийской слободы Верхнего города беднотой из разных районов Украины.

За валом Верхнего города находился Михайловский монастырь, наименее пострадавший от мопголо-татарского нашествия. В нем сохранились оборонные сооружения и стены. От монастыря по склону горы мимо Козьего болота шла «Михайловская стежка» в Крещатицкую долину. В 1514 г. была проложена Михайловская дорога, со временем ставшая улицей, прилегающей к Крещатику. Дорога, соединявшая Верхний город и Печерск, проходила через Лядские ворота мимо Козьего болота, через покрытую лесом и кустарником Крещатицкую долину, по которой протекал ручей Крещатик, впадающий в р. Лыбедь. От Крещатицкой долины дорога пролегала дальше по оврагам и лесам к Печерскому местечку.

В первой половине XVII в. продолжало расти Печерское местечко. Печерский монастырь (с 1598 г. Лавра) всячески способствовал заселению этой части Киева. Помимо монастырских домов здесь возводилось много жилищ мещан-ремесленников, мелких торговцев, зависимых крестьян, казаков, гультяев (Гультяи — преимущественно крестьяне, бежавшие в город от феодально-крепостнической зависимости и не подчиняется городской администрации.), наймитов. Возле монастыря находилась гостиница для многочисленных паломников, посещавших монастырь и пещеры. От Печерского монастыря шли две дороги к переправам через Днепр. Переправа через реку существовала также возле Выдубецкого монастыря, южнее Печерска.

В Киеве и его околицах располагались крупнейшие православные монастыри — Печерский, Никольско-Пустынный, Выдубецкий, Михайловский, Фроловский, Кирилловский и др. Каждый из них имел обособленную территорию, укрепления, феодально зависимое население и юрисдикции (то есть «юридики»). Монастыри оказывали влияние на все стороны социально-экономической и культурной жизни Киева.

На окраинах Киева располагались урочища Сырец, Оболонь, Аскольдова Могила, Берестово, Зверинец, Выдубичи, Неводниче и др. С ними тесно связана вся история города в древности и средневековье. Урочище Аскольдова Могила, расположенные возле нее кладбище и небольшая церковь св. Николая принадлежали Никольско-Пустынному монастырю. В урочище Оболонь, часто заливаемом вешними водами Днепра, находились городские сеножати и пастбища. Ту же роль играл и Труханов остров на Днепре, против Верхнего города и Никольско-Пустынного монастыря. За обладание островом шла постоянная борьба между киевским магистратом и Никольско-Пустынным монастырем.

Вблизи города располагалось много сел, тесно связанных с Киевом,— Выгуровщина, Петровцы, Межигоры, Белогородка, Вышгород, ГІаньковщина, Мышеловка, Корчеватое, Пирогов, Жиляны и др. Пригород Киева — Куреневка, которая не входила в черту города, в основном была населена казаками, беглыми крестьянами. Казаки в то время были так называемым непослужным населением, не платившим государственные налоги и не выполнявшим другие феодальные повинности, а потому и не входили в реестр (список) городского населения.

Часто в Киеве вспыхивали пожары, уничтожавшие большое количество деревянных построек и менявших планировку города. Так, пожар 1638 г. уничтожил все рынковые строения, ратушу, деревянные церкви на Подоле. Современник А. Кальнофойский. составляя в том же году план Киева, назвал Подол «жалостным ... едва достоин имени прежнего». О Киеве после пожара Г. Боплан писал: «В городе существует только три красивые улицы, все остальные кривые и извилистые наподобие лабиринта».

В конце XVI в. Киевский воеводский замок частично разрушился. 18 июля 1605г. ударом молнии замок был зажжен и сгорел полностью. При этом, как отмечал летописец, не обошлось и без человеческих жертв. Со временем киевляне восстановили замок.

В первой половине XVII в. на Подоле киевляне провели водопровод из родников горы по деревянным трубам, установили несколько башенных часов. Например, только на Печерске в середине XVII в. было двое больших часов, установленных на колокольнях.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить