Древний и средневековый Киев

Поиск

Обострение социальных противоречии в Киеве.

В период литовского господства Киев находился в фокусе событий освободительной борьбы украинского народа против власти литовских и польских феодалов, социального и национального гнета. Освободительное движение черпало силы в массах трудящихся, наиболее страдавших от иноземного гнета и притеснений господствовавших в Киеве торгово-ремесленной верхушки и местных феодалов.

Доведенные до отчаяния трудящиеся Киева неоднократно обращались к великому князю литовскому с жалобами, содержавшими пространные перечни «кривд и тяжкостей всяких и новин» и разнообразных «утисков» городского уряда, «драпежств» и «лупежств» воеводских «служебников» и господарских (великокняжеских) урядников. Сохранилась жалоба киевских мещан 1503 г. великому князю на воеводу Дмитрия Путятича, требовавшего от них выполнения разнообразных повинностей, в том числе и тех, от которых освобождали их великокняжеские привилеи. Киевляне жаловались на воеводу Андрея Немирича, который не только нарушал магдебургское право, но и поощрял прямой грабеж жителей воеводскими урядниками. В 1556 г. население обратилось к великому князю литовскому с жалобой на воеводу Ходкевича, который завышал размеры торговых налогов.

Однако ответные великокняжеские грамоты не разрешали конфликтов между горожанами и воеводами. Как правило, они подтверждали право последних на «воеводины доходы»и требовали от киевлян отчета перед воеводой о городских финансах. Столь же безрезультатны были и попытки мещан прекратить злоупотребления воевод в области суда. Воеводы продолжали привлекать киевлян к своему «присуду», несмотря на грозные напоминания в великокняжеских грамотах о том, что ни они, ни их урядники «не мають судити и рядити мещан, кроме войт, бурмистры и радцы». Более того, случалось, что воеводы самих членов киевского магистрата, бурмистров и радцев, «до везенья (в тюрьму) сажали».

Протест мещан против злоупотреблений воеводской власти в Киеве и засилья феодалов выражался не только в жалобах. Бедные ремесленники и городские низы часто отказывались выполнять повинности в пользу городских властей. В конце XV в. одной из наиболее распространенных форм классового протеста стали побеги, часто сопровождавшиеся переходом в казачество.

Летом киевские казаки направлялись в низовья Днепра, где занимались уходничеством, а зимой возвращались в Киев. Считая присутствие вольнолюбивого казачества нежелательным в городе, воевода и войт запрещали им жить в его пределах, «абы от оных казаков своволенства не становило». Поэтому казаки строили свои простейшие, как на Запорожье, жилища — курени за городом на свободных городских землях. Район этот и по сей день называется Куреневкой. Казаки активно поддерживали борьбу киевлян с местной администрацией, принимали участие в политической жизни города, пополняли ряды участников освободительного движения.

Источники сохранили скудные сведения о ходе классовой борьбы в Киеве в период литовского господства. Однако есть основания считать, что с течением времени она становилась все более целеустремленной. Примером тому может служить выступление трудящихся Киева против «темного закона» в конце XV в. В соответствии с этой «новиной», введенной в Киеве воеводской администрацией под предлогом защиты деревянных строений города от пожаров, с горожан, отваживавшихся освещать свои дома вечером, взимался в пользу воеводы огромный штраф — 12 коп грошей. Эта «новина» особенно чувствительно ударила по киевским ремесленникам, трудившимся значительно дольше светового дня. В результате организованного выступления горожане одержали победу в конфликте с воеводой. Великокняжеская уставная грамота 1494 г. упразднила «темный закон». Надзор за пожарной безопасностью был возложен на городского войта. Лишь «в корчомных домах не казали с огнем в ночи пити, и то лете, коли ночи малы».

Ф. Энгельс отмечал, что при феодализме социальные движения, как правило, принимали религиозный характер. Это подтверждается, писал Энгельс, «всей... историей средних веков, знавших только одну форму идеологии: религию и теологию». Это положение подтверждается, в частности, историей антифеодального и освободительного движения против господства литовских и польских феодалов на Украине. Одним из его лозунгов была свобода вероисповедания. Объясняется это тем, что национальный гнет на Украине осуществлялся прежде всего в форме религиозных притеснений. Важнейшим условием польско-литовской унии первоначально, по Кревскому акту, было повсеместное введение католической веры в качестве государственной и единственной на всей территории Великого княжества Литовского, включая и украинские земли. Мри этом допускалось насильственное обращение православных («схизматиков») в католичество. С течением времени религиозные притеснения становились все более ощутимыми и направлялись не только против широких масс трудящихся, но и имущих слоев украинского общества, даже феодалов и духовенства. Поэтому церковный вопрос на украинских землях, входивших в состав Великого княжества Литовского, имел общественно-политическое значение. Защита православной церкви от наступления католицизма была связана с борьбой украинского народа против власти литовских и польских феодалов, государственного поглощения украинских земель католической Польшей, за сохранение своей культуры.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Губернаторы столицы

От автора

Длительное время богатое историческое наследие украинского народа было недоступным для простого человека. Лишь к концу 20 века и, особенно, после провозглашения в 1991 году независимости Украины, стали публиковаться материалы отечественной культуры. Переиздаются забытые неизвестные произведения историков, прозаиков, труды философов.

Читать полностью...