Древний и средневековый Киев

Поиск

Городельская уния и ее последствия.

Для укрепления своей власти польские и литовские феодалы использовали влияние церкви. В 1413 г. была заключена Городельская польско-литовская государственная уния. Подтвердив основные условия Кревской унии 1385 г., она стала началом нового этапа распространения польского католического влияния в Великом княжестве Литовском, в том числе и на Украине. Феодалам-католикам, «не схизматикам (православным) или другим неверным», даровались широкие классовые привилегии. Принадлежность к лону католической церкви провозглашалась обязательным условием при занятии государственных должностей. Воеводы, старосты и другие представители государственной администрации на Украине, в том числе и в Киеве» должны были назначаться только из числа католиков. Все это ущемляло интересы православной городской верхушки, прежде всего заправлявших в Киеве представителей городского патрициата, а также местных православных феодалов.

Далеко идущими политическими целями литовских и польских феодалов определялось также их отношение к православной церкви, центром которой в Великом княжестве Литовском оставался Киев. Великие литовские князья неоднократно предпринимали попытки возрождения киевской митрополии, независимой от московской. Такая митрополия была создана в 1415 г. По замыслам правительства она должна была не только служить средством укрепления великокняжеской власти в подвластных Литве украинских, белорусских и русских землях, но и помочь в осуществлении более широких захватнических целей литовских феодалов. Современники свидетельствуют, что Витовт рассчитывал со временем привести к послушанию киевскому митрополиту новгородцев, псковичей и даже москвичей. Таковы же были намерения и польской королевской власти. Государственная власть предполагала также использовать киевскую митрополию для осуществления унии православной церкви с католической, по словам Ягайла, с целью «окончания схизмы», то есть искоренения православия. Униатская церковь должна была послужить действенным средством утверждения польского влияния в Великом княжестве Литовском и особенно на захваченных им славянских землях.

Вопрос об унии обсуждался на Констанцском церковном соборе 1418 г. Киевский митрополит Григорий Цамблак прибыл туда со свитой, насчитывавшей около 300 представителей православной иерархии княжества, в том числе и киевского клира. Выполняя поручение Витовта, Цамблак заявил, что соединение церквей желательно. Однако вопреки этому заявлению в конечном счете Цамблак не согласился на унию, отражая, по-видимому, общее настроение представительства. Польские епископы, участвовавшие в соборе, отметили, что хотя православные епископы и приехали в Констанцу по требованию литовского князя, но не имели желания подчиниться римскому престолу.

Во время правления Витовта началась открытая экспансия католической церкви на украинские земли. В 1411 г. великий князь выдал грамоту доминиканцам, основавшим в Киеве свой монастырь, на сбор в городе поколодного — торговой пошлины с хлеба. Доминиканцы, таким образом, получали одну из важнейших торговых привилегий и вторгались в хозяйственную жизнь города. В княжение Витовта в Киеве была открыта католическая епископская кафедра. Об укреплении позиций католической церкви в Киеве к середине XVI в. свидетельствует и тот факт, что в киевском замке по описанию 1552 г., кроме трех православных церквей, была и «латинская».

Общее направление политики правительства Витовта — стремление к укреплению могущества Великого княжества Литовского и расширению его пределов за счет русских земель, которую оно осуществляло, в частности, мерами церковного воздействия, сказалось на положении Киева в государстве. Когда в конце 20-х гг. XV в. в зените своей государственной славы Витовт собирался короноваться, он превратил Киев в одну из своих главных резиденций. Летописец свидетельствует, что в это время Витовт почти постоянно пребывал «во велицемь граде Киеве».
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить