Древний и средневековый Киев

Поиск

Киев под владычеством кочевников.

Известия о Киеве в письменных источниках после «Батыева погрома» 1240 г. разрозненны и отрывочны. На долгие годы перестала вестись Киевская летопись, заглохли другие литературные жанры. И все же из разрозненных свидетельств Галицкой, Волынской и северорусских летописей, заметок иностранных путешественников можно составить общее представление о жизни города в первые десятилетия после нашествия кочевников.

Как только вражеские войска ушли на запад, уничтожая все на своем пути, в Киев возвратился из Венгрии князь Михаил Всеволодович. Правда, он поселился не в самом городе, но «живяше под Киевом во острове», наверное, потому, что княжеский двор был сожжен захватчиками. Когда в 1245 г. Даниил Галицкий ехал к Батыю в Орду, его встретил в Киеве наместник владимиро-суздальского князя Ярослава Дмитрий Ейкович. Галицкий князь остановился в Выдубецком монастыре. По всей вероятности, этот наместник принимал в 1246 г. Плано Карпиии и его спутников — францисканец назвал его «тысячником», т. е. начальником городского ополчения. Папский посол так отозвался о Киеве: «Этот город был весь.ма большой и очень многолюдный, а теперь он сведен почти ни на что, едва существует там двести домов». Население Киева вряд ли превышало тогда 2 тыс. Однако Киев во второй половине XIII в. продолжал оставаться главным идеологическим, религиозным центром русских земель. После смерти митрополита Иосифа на его место был избран духовенством ставленник Даниила Галицкого Кирилл, возглавлявший русскую православную церковь до 1280 г., когда его заменил Максим. Существовал Софийский собор, в котором был погребен Кирилл. Как повествует нам летописец, в 1288 г. преемник Кирилла Максим «рукополагал ... в святой Софии в Киеве Иакова во владимирские епископы», а в 1289 г., «Тарасия — в епископы ростовские». Следовательно, и после разграбления ордынскими хищниками Софийский собор был не только действующим, но, как и прежде, главным торжественным храмом Руси. Сохранился и функционировал также собор Михайловского Златоверхого монастыря.

В числе действующих оставался и крупнейший на Руси Киево-Печерский монастырь, ведущий центр книгописания, иконописи и просвещения. Под 1274 г. в Никоновской летописи отмечено: «Прииде из Киева Кирил митрополит в Володимер, и приведе с собою Серапиона, архимандрита Печерского, в епископы Володимерю и Суздалю». Другая авторитетная летопись — Волынская — при описании похорон владимиро-волынского князя Владимира Васильковича называет следующего, по-видимому киево-печерского архимандрита Агапита («Огапит печерский игумен»). Это, впрочем, не означает, что Печерский монастырь не был поврежден. О разрушении захватчиками его главного собора — Успенского свидетельствует эпитафия надгробия киевского князя Симеона Олельковича (умер в 1471 г.). Изучепие археологических остатков Успенского собора подтвердило это свидетельство: храм был почти полностью разрушен в 1240 г.

Стабилизации жизни в Киеве, притоку в пего населения препятствовали монголо-татарские правители. Они предпринимали систематические набеги на город, убивали и захватывали в плен жителей, продавая их затем в рабство, отнимали имущество и угоняли скот. Население Киева оставляло свои жилища и уходило в полесские и другие, более безопасные земли.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить