Поиск

Заключение

С IX по XIII в. Киев — важнейший и крупнейший центр культуры восточных славян. В нем впервые на Руси появилась письменность, начато регулярное летописание, основаны первые библиотеки и школы, сооружены монументальные постройки: Десятинная церковь, Софийский собор, Золотые ворота, княжеские дворцы, украшенные мозаиками и фресками.

Руками киевских злато-кузнецов созданы замечательные образцы прикладного искусства: перегородчатые эмали, изделия с чернью, сканью и зернью, известные далеко за пределами Руси. В Киеве написаны выдающиеся произведения оригинальной исторической, художественной и юридической литературы «Слово о законе и благодати...» Илариона, «Русская Правда», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве».

Видными деятелями культуры древнего Киева являлись писатели — Иларион, Феодосий Печерский, автор «Слова о полку Игореве», Клим Смолятич; летописцы — Нестор, Никон, Сильвестр, Моисей, архитектор Петр Милонег, мозаичист и иконописец Алимпий, ювелир Лазорь Богша, врачи — Агапит, Армянин и многие другие.

Киевское культурное наследие, являясь частью древнерусской культуры, оказало огромное влияние на ее дальнейшее развитие. В период феодальной раздробленности Руси в основе культур удельных княжеств неизменно лежала культура Киева. Это хорошо заметно в заимствовании киевских образцов в архитектуре и монументальной живописи, в прикладном искусстве с его техническими приемами и орнаментальными мотивами, в резьбе по дереву и камню.

Политические успехи и культурные достижения позволили писателю Илариону уже в XI в. назвать Киев «величьствомъ сіающь» и с гордостью говорить о Руси: «Не въ худе бо и неведоме земли владычьствоваша, нъ въ Руське, яже ведома и слышима есть всеми четырьми конци земли». Русь и Киев в это время хорошо известны в Византии, Франции, Германии, Венгрии, Польше, Чехии, Швеции, Норвегии и многих других странах. О большом авторитете Киевской Руси свидетельствуют династические связи княжеского дома с дворами многих европейских государств. О Киеве и Руси повествует скандинавский эпос, древнерусские летописи, византийский император Константин VII Багрянородный, польский хронист Аноним Галл, немецкий — Титмар Мерзебургский, путешественник Адам Бременский, назвавший Киев «украшением Востока», и др.

Культура Киевской Руси обладала большой притягательной силой, она оказала значительное влияние на культуру соседних народов. Так, в Византию, Чехию, Армению и юго-славянские страны проник культ русских святых Бориса и Глеба, стали известны их жития. В Болгарии распространились проповеди Кирилла Туровского, «Повесть временных лет», русские переводы византийской литературы, житие Феодосия Печерского и др.

Древнерусская культура сравнительно быстро достигла выдак щихся результатов, несмотря на то, что ее развитие происходило не всегда в благоприятных исторических условиях. По высоким художественным качествам она в некоторых областях не только не уступала, а и оставила позади культурные достижения народов средневековья. И в этом, несомненно, большая заслуга Киева — старейшего и важнейшего центра культуры Руси и всей восточнославянской цивилизации.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить