Поиск

Тарасова А.К. (1898–1973). Киевские годы актрисы

В начале 20 ст. театральные страсти кипели как в столицах России, так и в Киеве. Шли спектакли, бенефисы, премьеры. В саду «Шато де-Флер» – оперетки; в зале Купеческого собрания – музыкальные вечера, симфонические концерты. В Опере ставили спектакли, работали украинский и русский драмтеатры. В Киеве гремел бас Федора Шаляпина, звучали голоса знаменитых итальянцев Титто Руффо, Эльвиры Идальго, танцевала Айседора Дункан.

Среди молодых киевлянок выделялась Алла Тарасова, в будущем выдающаяся драматическая актриса, которая с раннего возраста увлекалась театром.

Алла Константиновна родилась 6 февраля 1898 г. в Киеве, на Госпитальной улице, в семье врача психиатрического отделения Киевского военного госпиталя Константина Прокофьевича и Леонилы Николаевны Тарасовых. Отец был организатором челюстного отделения в госпитале, деканом стоматологического факультета и заведующим кафедрой в Киевском медицинском институте.

Культурная и дружная семья любила искусство, театр. Жили скромно. Родители устроили Аллу в подготовительный класс Екатерининской гимназии на Левашовской улице. Потом она продолжила обучение в женской гимназии на Резницкой улице № 2/34.

В связи с переездом семьи в другую часть города, ее перевели в частную гимназию А.Титаренко на улице Фундуклеевской, 10.
Среди преподавателей А.Тарасовой была и учительница литературы Софья Луначарская, жена брата известного деятеля культуры
А. Луначарского.

Алла любила животных. Госпиталь находился в старой крепости (основана в 1755 г.), окруженной высокими валами, заросшими дерезой. В этих зарослях жили полудикие собаки и девочка ухаживала за их щенками. Она была общительной, с ранних лет играла в театр со своими подругами, позднее ставила детские пьесы. Выступала на вечерах в госпитале у отца.

В родном Киеве прошли детство и юность Аллы, сюда она всегда стремилась и возвращалась в последующие годы своей жизни. Здесь зародилась ее страсть к театру. С увлечением смотрела спектакли в Соловцовском театре при участии В.Комиссаржевской, С.Кузнецова. Жили на Лютеранской улице. Возвращаясь из театра, повторяла всю пьесу перед родителями, играя роли.

С 17 мая по 1 июня 1912 г. в Киеве состоялись гастроли Московского художественного театра (МХАТ). Впервые в спектакле «Вишневый сад» увидела К.Станиславского, О.Книппер-Чехову, И.Москвина, других корифеев сцены. И еще сильнее ощутила желание стать актрисой. Кстати, артисты МХАТа бывали у них на квартире. Тарасовы отдыхали на даче под Киевом на Днепре вместе с актерами Г.Тучей, А.Диким. Алла слушала рассказы о театре и их замечательные цыганские песни из «Живого трупа». Собирала фотографии любимых артистов. Однажды она приняла участие в спектакле «Звездный мальчик» Оскара Уайльда на сцене Купеческого сада.

В 1914 г., закончив гимназию, А.Тарасова выехала в столицу держать экзамен во МХАТ. На экзамене читала монолог шиллеровской Жанны Д'арк – «Простите вы, холмы, поля...». В театр не попала, но Владимир Немирович-Данченко направил ее в школу при театре, так как актерскому мастерству она нигде не училась. О способностях молоденькой блондинки заговорили педагоги и актеры.

А.Тарасова выглядела красавицей, с тонкими чертами лица, сияющими глазами, полная обворожительности и грации. Ее выделяло всегда внутреннее состояние, темперамент, увлеченность искусством.  

Педагог и режиссер Вахтанг Мчеделов назначает А.Тарасову на главную роль Финочки в спектакле «Зеленое кольцо». С этого все и началось. Ее игра получила высокую оценку К.Станиславского, студийного совета. Одновременно она стала работать на сцене Художественного театра. Ее счастью не было границ.

Первая роль получила признание, о ее сценическом даровании писали газеты. В. Немирович-Данченко, трижды побывав на «Зеленом кольце», писал: «А вот и героиня. Через пять-шесть реплик у вас щекочет в горле, а еще чуточку – и вам уже неловко перед соседями. Впрочем, и они украдкой достают платки. На спектакле побывал Федор Шаляпин. Увидев А.Тарасову, протянул ей руку и сказал: «Идите сюда и садитесь здесь! Я хочу сняться рядом с Вами».

Потом были гастроли за границей. В Вене, Праге она исполняла роль Ани в «Вишневом саду», Офелии – в «Гамлете». Выступала в Берлине, Стокгольме – по всей Европе. Побывала в Японии. В Америке шли «Три сестры», «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Братья Карамазовы», за которые ее хвалила Элеонора Дузе. Успех А.Тарасовой был исключительным. В 1926 г. она впервые играет роль Елены Тальберг в «Днях Турбиных» драматурга, писателя
М.Булгакова.

Несколько строк о личной жизни актрисы. Первым ее мужем стал Александр Петрович Кузьмин, который работал во МХАТе. Вместе с ним А.Тарасова ездила в Крым на лечение. Возвращаясь оттуда, останавливалась в Киеве на Деловой улице, 6. Потом она поступила в так называемую «Качаловскую группу» театра. А в скором времени ее семья распалась.

Партнером А.Тарасовой в театре был Павел Массальский, который влюбился в нее сначала тайно, а потом не скрывал своих чувств. Но они остались друзьями.

Был у нее близкий и дорогой человек – известный артист МХАТа Иван Москвин. Он много сделал для того, чтобы она в совершенстве овладела сценой. Но в 1945 г. неожиданно для всех она стала получать с фронта живые розы. Потом появился в жизни актрисы генерал-майор авиации Александр Пронин, который стал ее мужем. В письме к подруге Елене Успенской она писала: «В моей личной жизни большая перемена, я ушла от Ивана Михайловича Москвина и вышла замуж за одного человека, военного, очень красивого, и мы с ним прекрасно живем»...

Сегодня ваш автор, один из немногих киевлян, которому повезло воочию увидеть и услышать выдающуюся артистку. Когда учился в Высшем военно-морском училище в Риге, с концертом прибыли артисты МХАТа. Сидел в первых рядах возле открытой сцены и сделал фотоснимки, которые сохранились с 1948 г...

В Киеве ее спектакли шли на сцене Украинского драматического театра им. Ивана Франко, в помещении Русского драматического театра им. Леси Украинки, в театре Оперы и балета им. Тараса Шевченко и в бывшем Октябрьском дворце.

В 1951–1955 гг. А.Тарасова исполняла обязанности директора МХАТа. Она вела курс в Школе-студии театра, была профессором на кафедре мастерства актера и много гастролировала по России, Украине. Артисты рассказывали, как однажды театр приехал на гастроли в Киев, а декорации где-то застряли в пути. В театре волнения, а Алла Константиновна призвала всех идти на Днепр купаться, чтобы успокоиться. Она верила, что декорации будут.

На Резницкой улице, 2/34, где училась актриса, расположена комната-музей А.Тарасовой. На фасаде дома установлена в ее честь мемориальная доска. Автор побывал в этом музее, где развернута экспозиция, посвященная жизни и творчеству актрисы. Здесь представлены ее личные вещи, театральные костюмы, в которых она играла свои роли: Кручининой («Без вины виноватые»), Раневской («Вишневый сад»), Анны Карениной («Анна Каренина»). Там находятся ее гримерный столик, книги, афиши спектаклей, стенд, который отображает ее пребывание в Киеве, фотографии: на отдыхе в Конча-Заспе, прогулка по Днепру во время гастролей, встреча в аэропорту и с артистками Н.Ужвий, Ф.Разумовой.

Последние годы Алла Тарасова страдала от приступов головной боли. В больнице сделали исследование и выявили злокачественную опухоль мозжечка. Перед операцией она прочитала врачам стихи Есенина с первой строкой “Не жалею, не зову, не плачу...”. Все поняли глубину и мудрость ее последних в жизни слов. Искусство, жизнь, личность и художник совпали и воплотились в ней.

Она ушла из жизни 5 апреля 1973 г. Согласно завещания, ее похоронили на Введенском кладбище Москвы, возле могилы матери. Автор недавно посетил эту могилу, где установлен ей памятник – фигура актрисы в полный рост. Здесь же под плитой лежит и ее муж Александр Пронин, который умер спустя год после ее смерти.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Губернаторы столицы

«Дряная личность»

После революции 1905 г. и русско-японской войны усилилось национальное угнетение народов Украины и России. Государственная Дума не оправдала надежд царского правительства. Премьер-министр П.Столыпин проводил аграрную реформу, а при Дворе сибирский мужик Г.Распутин вел свои интриги. Грянула Первая мировая война 1914–1918 гг. Царизм уже не мог управлять по-старому и прибегал к военной силе, полицейскому режиму, террору. Империя висела на волоске...

Читать полностью...