Поиск

Пимоненко Н.К. (1862–1912). Шедевры художника

Знаменитый художник-реалист Николай Корнилович Пимоненко обогатил казну украинского искусства, создав полотна мировой ценности, преисполненные народного юмора, лиризма и социального звучания.

Первую свою картину “Галерка” художник завершил
9 марта 1885 г. Ее купил миллионер М. Терещенко – сахарный магнат. До 1893 г. Н. Пимоненко выставлял свои картины на выставке в Петербурге. Его работы “Художник”, “Гадание” и “Сваты” приобрела Академия искусств. Картина “Сваты” долго экспонировалась в музее императора Александра ІІІ.

Художник писал картины, посвященные родному краю: “Свадьба в Киевской губернии”, “Соперницы”, “Киевская цветочница”, “Ребята”. К этой серии можно отнести еще “Рекруты”, “Жертва фанатизма”. Демократизм, глубина и выразительность трактовки образов, высокий уровень мастерства характерны для произведений Н.Пимоненко. В полотнах с большой силой реализма отображена волшебная природа Украины. Среди них его картины: “Украинская ночь”, “Перед грозой”, “На Днепре”, “На лоне природы”, а также портреты “Художник В. Орловский на этюдах”, “Портрет врача Боряковского”, “Молодица”.

Полотна Н.Пимоненко свидетельствуют о живом интересе художника к жизни и быту народа. В 1904 г. Петербургская Академия искусств присвоила ему звание академика живописи. Он становится участником мировых выставок в Мюнхене, Париже, Риме, Лондоне. А один из вариантов его известной картины “Гопак” отмечен наградой и приобретен Луврским музеем. Пимоненко был избран членом Общества передвижных выставок, девиз которых – “Прекрасное – это жизнь!”

Художник родился 9 марта 1862 г. в Киеве, в семье иконописца и резчика. Его дед был крепостным князя Потемкина и получил от него вольную. С малых лет мальчик любил наблюдать за работой отца, как тот владел кистью. И вскоре уже сам не мог расстаться с бумагой и карандашами. В иконописной мастерской пишет иконы, разные пейзажи, а потом учится в Киевской школе рисования Н.И. Мурашко. Работает на этюдах, копирует картины из коллекции М. Терещенко. Школу наведывали и предоставляли ей помощь художники И. Репин, М. Ге, М. Врубель. Учитывая значительные достижения в обучении и материальное затруднение
Н. Пимоненко, дирекция с 1879 г. разрешает ему работать в школе репетитором.

В 1882 г. одаренный украинец поступает в Петербургскую Академию искусств, где преподавали такие известные деятели, как Клодт, Чистяков и Орловский.

Пройдя главный и фигурный классы, Н.Пимоненко переходит в натурный и в 1883 г. удостаивается двух серебряных наград Академии за рисунок и картины с натуры. А через год получает серебряную медаль за чудесно выполненный этюд. Его хвалит сам Илья Репин. В связи с болезнью, прислушиваясь к настоятельным требованиям врачей, Пимоненко оставляет Петербург и едет в Киев, где работает старшим преподавателем школы рисования.

В 80-х годах 19 ст. реставрировались росписи на стенах Кирилловской церкви. Эти работы выполняли преподаватели и ученики школы рисования, а также Н. Пимоненко и М. Врубель. Руководство было возложено на профессора истории искусства А.Прахова. Интересно, что апостолов на иконах писали с натуры психически больных, которые лечились тогда в больнице, расположенной недалеко от церкви, а образ Богоматери – с лиц знакомых женщин.

Пимоненко, вместе с Врубелем, Васнецовым, Нестеровым, Замирайлом и Костенко, работал и во Владимирском соборе над внутренними росписями. Они расписали почти три тысячи квадратных метров стен, создали 15 больших композиций и 30 отдельных фигур.

В это время профессор В. Орловский со своей семьей приехал из Петербурга на постоянное место проживания в Киев. Пимоненко, как бывший воспитанник и старый знакомый, выезжает с ним на этюды и пишет одну картину за другой. Очевидно, во время этой работы и вспыхнула его любовь к Александре, дочке В. Орловского, которая завершилась бракосочетанием (1893). Молодая семья поселилась в доме, расположенном в усадьбе Орловского на улице Гоголевской, 28. Позднее Пимоненко поселится в новом тут же отстроенном доме...

С помощью Терещенко школа рисования была преобразована в промышленное училище с намерениями готовить здесь не художников, а ремесленников. Новым директором училища назначают В. Николаева. С ним Николай Корнилович не мог сработаться и он оставил учебное заведение. Проза жизни преподнесла и другие сюрпризы. Его картина “Домой” была использована как этикетка к “Спотыкачу” с надписью “Водка завода Шустова”. Эта водка была отправлена не только в первопрестольную, но и за границу на мировую выставку, где претендовала на медаль. Пимоненко выезжает в Москву, там состоялся суд, который обязал Шустова уплатить затраты по делу и изъять из продажи бутылки “Спотыкача” с этими этикетками.

К 50-летию со дня рождения Н.Пимоненко московское издательство выпустило альбом с замечательными картинами юбиляра. На юбилее студенты Киевского политехнического института исполнили гимн “Гаудеамус”. Потом зачитывались поздравительные телеграммы со всех концов России, со всего мира.В последние годы своей жизни Н. Пимоненко, выходя из дома, часто останавливался возле ворот старого Лукьяновского кладбища. С букетиками цветов он направлялся к могилам своих друзей: Будкевича, Платонова, Ковалевского... А возле могилы учителя Н.Мурашко задерживался подольше. Сохраненные эскизы Пимоненка свидетельствуют о больших творческих замыслах мастера. Он мечтал создать цикл исторических полотен, посвященных запорожскому казачеству.Свои полвека художник встретил в больнице. Сердце Николая Корниловича остановилось в ночь на 25 марта 1912 года...В память о нем в Киеве, на фасаде дома № 28 по улице Гоголевской была установлена в его честь мемориальная доска.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Губернаторы столицы

Последний генерал-губернатор

В период между революциями 1905 и 1917 гг. монархия в России продолжала проводить антинародную политику. Господа при Дворе, в правительстве совершали подлости и даже предательство. В Европе вершила свою кровавую бойню война 1914–1918 гг. Царский трон окончательно был расшатан и самодержавие вскоре пало. Эти события отразились и на Украине, где в 1918 г. возникло независимое государство.

Читать полностью...