Поиск

Библиотеки, школы, научные знания.

Переписка книг в скриптории при киевской митрополии вскоре привела к созданию первой известной на Руси библиотеки, или, вернее, книгохранилища, о чем летопись сообщает в упоминавшейся выше похвале строительной и просветительской деятельности Ярославу Мудрому под 1037 г.: «...И списаша книгы многы... положи с святй Софьи церкви, юже созда самъ». Основание библиотеки указывает на значительное накопление книг уже в 30-е гг. XI в. По мнению исследователей, библиотека при Софийском соборе насчитывала до 950 томов рукописных книг. В ней хранились главным образом богослужебные книги, необходимые для вновь строящихся храмов и новых епископий, открывавшихся в разных частях Руси. В фонд библиотеки входили книги для светского, поучительного чтения, как, например, Изборники 1073 и 1076 гг., несомненно, были в ней и первые экземпляры переводной литературы. Тут же хранились и различные архивные документы: договорные грамоты, княжеские завещания, синодики и др., из которых впоследствии летописцы почерпнули немало разнообразных сведений.

Несколько позже становится известной другая библиотека в Киево-Печерском монастыре. Бе возникновение, видимо, тесно связано с перенесением сюда из киевской митрополии центра древнерусского летописания. Из Киево-Печерского патерика — литературного произведения, вышедшего из стен монастыря, известно, что монахи и сам игумен принимали активное участие в «строении книгам». Среди послушников монастыря были собиратели книг вроде Николы Святоши. У него было множество книг и в том числе написанные на иностранных языках. Читал их монах по имени Никита.

К концу XII в. при Выдубецком монастыре также появилось значительное собрание книг, ценителями которых были игумены Сильвестр и Моисей, внесшие большой вклад в древнерусское летописание.

Наиболее ранним упоминанием о школах в Киеве является сообщение летописи под 988 г. о приказе Владимира Святославича брать детей у «нарочитой чади» для обучения в учебных заведениях. Эта мера была вызвана необходимостью подготовки местных кадров духовенства и грамотных людей, в которых нуждался государственный аппарат. Продолжалась эта политика и при сыне Владимира — Ярославе Мудром. Выше упоминалась летописная похвала Ярославу за его просветительскую и строительную деятельность. Ещё будучи новгородским князем, Ярослав приказал основать школы и учить в них грамоте триста детей. Надо полагать, что его просветительская деятельность в Киеве развернулась с еще большей широтой и размахом.
В Софийском соборе при изучении граффити обнаружен целый ряд надписей, указывающих на то, что софийские дьяки обучали грамоте прихожан. Один из учеников написал на стене: «Пишан писал в дьяки ходи выучеником». В помещениях собора есть и другие надписи и рисунки, сделанные служками или учениками.

Письменные источники сохранили сведения о том, что начальные школы в Киеве находились при некоторых монастырях. Дочь киевского великого князя Всеволода — Янка (Анна) в 90-х гг. XI в. основала при Андреевском монастыре школу для девочек; в ней обучали грамоте, пению и шитью. В Западной Европе подобные женские школы появились значительно позже.

Кроме простой грамотности, письменные древнерусские источники упоминают «учение книжное». Оно подразумевало прохождение целого курса средневековых богословско-философских наук: богословия, философии, грамматики, риторики,истории, пения. Важную роль в обучении играла переводная литература. В XI в. с иностранных языков были переведены произведения по всемирной истории, поучительная и развлекательная литература: Хроника Георгия Амартола, Хроника Синкелла, «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Житие Василия Нового», «Христианская топография» Козьмы Индикоплова, «Александрия», «Повесть об Акире Премудром» и др.

На Руси известны были сборники под названием «Пчела», в которые входили отрывки из произведений Аристотеля, Платона, Сократа, Эпикура, Плутарха, Софокла, Геродота и других античных авторов.

Хорошо образованные люди известны среди видных политических деятелей Древней Руси в XI—XII вв. Это в первую очередь князь Ярослав Мудрый, который «книгамъ прилежа, и почитая е часто в нощи и въ дне», его сын Всеволод, владевший пятью иностранными языками, а также дочь — Анна Ярославна — королева Франции, супруга Генриха I. Ее подпись сохранилась на грамоте Суассонскому аббатству 1063 г. и других государственных документах Франции.

С культурной средой Киева связана творческая деятельность писателя-публициста Илариона, летописцев Никона Великого, знаменитого Нестора, Сильвестра, Моисея, писателей — автора «Слова о полку Игореве», Клима Смолятича, Феодосия Печерского и др. Они знали античную и западноевропейскую литературу, умели вести полемику и аргументировать свои взгляды, владели иностранными языками.

Научные знания на Руси, как и в других странах средневековой Европы, находились под влиянием трактатов Козьмы Индикоплова, «Шестоднева» Иоанна — экзарха болгарского, «Физиолога» неизвестного автора и произведения «Небеса» Иоанна Домаскина. Эти книги далекие от реальной действительности, отличались богословско-схоластическим толкованием явлений природы и космогонических представлений о мире. Так, например, земля, по Козьме Индикоплову, представляла собой четырехугольник, омываемый со всех сторон океаном. Внутри земли два моря — Средиземное и Каспийское — и заливы — Персидский и Аравийский. За океаном находилась твердая, но необитаемая земля, окруженная стеной, образующей небосвод.

Значительного развития на Руси достигли географические познания. О них можно судить на основании летописных известий, и в первую очередь «Повести временных лет». Так, местопроживание восточнославянских племен летописец связывает с реками Дунаем, Днепром, Моравой, Припятью, Двиной, Десной, Сулой и др. Он достаточно подробно описывает путь из «варяг в греки», проходивший по Днепру, Ловати, Ильменьскому озеру, р. Волхов и далее в море Варяжское. Он замечает также, что из Варяжского моря можно «ити до Рима», а от Рима прийти по тому же морю ко Царюгороду, а от Царягорода «прити в Понтъ море в не же втекает Днепр река». По Волге, по словам летописца, на восток шел торговый путь, которым можно достичь Хвалисы (Хорезма) и Хвалинского (Каспийского) моря.

Географические познания того времени особенно хорошо прослеживаются в летописном перечислении стран, доставшихся трем сыновьям легендарного Ноя. На востоке летописец упоминает Персию, Бактрию, Индию, Сирию, Мидию, Вавилон, Месопотамию, Аравию и Финикию; на юге — Египет, Эфиопию, Киринию, Мармарию, Нумидию, Мавританию, Киликию, Фригию, Линию, Вифинию, а также острова Сардинию, Крит, Кипр; реки Ефрат, Нил; на севере — Мидия, Албания, Армения, Каподокия, Пафлогония, Босфор, Меотий, Сарматия, Таврида, Скифия, Фракия, Македония, Далмация, Малосия, Пелопоннес, Аркадия, Адриатическое море; острова — Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Итака, Корсика, часть Азии, называемая Иония, и др.

В результате производственной деятельности на Руси появились реальные знания о свойствах различных веществ и материалов. Они были необходимы в металлургии, кузнечном и ювелирном деле. При строительстве монументальных построек и различных сооружений применялись элементарные математические знания. Арифметическими знаниями издавна пользовались на Руси в ходе торговых связей с другими народами. С глубокой древности на Руси была известна так называемая ионийская цифровая система, при которой буквы греческого алфавита со специальными надстрочными значками-титлами употреблялись в качестве цифр. Знание химических свойств и особенностей строительных материалов способствовало изготовлению стекла, мозаик, разноцветных эмалей, черни, поливы для изделий из керамики, фресковых росписей храмов.

Письменные источники упоминают и первых носителей медицинских знаний — врачей-профессионалов — «лечьцев». Один из них — Агапит — монах Киево-Печерского монастыря — успешно лечил больных в XII в. В летописи описываются случаи хирургического лечения больных. В 1076 г., например, киевскому князю Святославу Ярославичу сделана операция «резанье желве», т. е. вскрытие опухоли.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить