Поиск

Библиотеки, школы, научные знания.

Переписка книг в скриптории при киевской митрополии вскоре привела к созданию первой известной на Руси библиотеки, или, вернее, книгохранилища, о чем летопись сообщает в упоминавшейся выше похвале строительной и просветительской деятельности Ярославу Мудрому под 1037 г.: «...И списаша книгы многы... положи с святй Софьи церкви, юже созда самъ». Основание библиотеки указывает на значительное накопление книг уже в 30-е гг. XI в. По мнению исследователей, библиотека при Софийском соборе насчитывала до 950 томов рукописных книг. В ней хранились главным образом богослужебные книги, необходимые для вновь строящихся храмов и новых епископий, открывавшихся в разных частях Руси. В фонд библиотеки входили книги для светского, поучительного чтения, как, например, Изборники 1073 и 1076 гг., несомненно, были в ней и первые экземпляры переводной литературы. Тут же хранились и различные архивные документы: договорные грамоты, княжеские завещания, синодики и др., из которых впоследствии летописцы почерпнули немало разнообразных сведений.

Несколько позже становится известной другая библиотека в Киево-Печерском монастыре. Бе возникновение, видимо, тесно связано с перенесением сюда из киевской митрополии центра древнерусского летописания. Из Киево-Печерского патерика — литературного произведения, вышедшего из стен монастыря, известно, что монахи и сам игумен принимали активное участие в «строении книгам». Среди послушников монастыря были собиратели книг вроде Николы Святоши. У него было множество книг и в том числе написанные на иностранных языках. Читал их монах по имени Никита.

К концу XII в. при Выдубецком монастыре также появилось значительное собрание книг, ценителями которых были игумены Сильвестр и Моисей, внесшие большой вклад в древнерусское летописание.

Наиболее ранним упоминанием о школах в Киеве является сообщение летописи под 988 г. о приказе Владимира Святославича брать детей у «нарочитой чади» для обучения в учебных заведениях. Эта мера была вызвана необходимостью подготовки местных кадров духовенства и грамотных людей, в которых нуждался государственный аппарат. Продолжалась эта политика и при сыне Владимира — Ярославе Мудром. Выше упоминалась летописная похвала Ярославу за его просветительскую и строительную деятельность. Ещё будучи новгородским князем, Ярослав приказал основать школы и учить в них грамоте триста детей. Надо полагать, что его просветительская деятельность в Киеве развернулась с еще большей широтой и размахом.
В Софийском соборе при изучении граффити обнаружен целый ряд надписей, указывающих на то, что софийские дьяки обучали грамоте прихожан. Один из учеников написал на стене: «Пишан писал в дьяки ходи выучеником». В помещениях собора есть и другие надписи и рисунки, сделанные служками или учениками.

Письменные источники сохранили сведения о том, что начальные школы в Киеве находились при некоторых монастырях. Дочь киевского великого князя Всеволода — Янка (Анна) в 90-х гг. XI в. основала при Андреевском монастыре школу для девочек; в ней обучали грамоте, пению и шитью. В Западной Европе подобные женские школы появились значительно позже.

Кроме простой грамотности, письменные древнерусские источники упоминают «учение книжное». Оно подразумевало прохождение целого курса средневековых богословско-философских наук: богословия, философии, грамматики, риторики,истории, пения. Важную роль в обучении играла переводная литература. В XI в. с иностранных языков были переведены произведения по всемирной истории, поучительная и развлекательная литература: Хроника Георгия Амартола, Хроника Синкелла, «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Житие Василия Нового», «Христианская топография» Козьмы Индикоплова, «Александрия», «Повесть об Акире Премудром» и др.

На Руси известны были сборники под названием «Пчела», в которые входили отрывки из произведений Аристотеля, Платона, Сократа, Эпикура, Плутарха, Софокла, Геродота и других античных авторов.

Хорошо образованные люди известны среди видных политических деятелей Древней Руси в XI—XII вв. Это в первую очередь князь Ярослав Мудрый, который «книгамъ прилежа, и почитая е часто в нощи и въ дне», его сын Всеволод, владевший пятью иностранными языками, а также дочь — Анна Ярославна — королева Франции, супруга Генриха I. Ее подпись сохранилась на грамоте Суассонскому аббатству 1063 г. и других государственных документах Франции.

С культурной средой Киева связана творческая деятельность писателя-публициста Илариона, летописцев Никона Великого, знаменитого Нестора, Сильвестра, Моисея, писателей — автора «Слова о полку Игореве», Клима Смолятича, Феодосия Печерского и др. Они знали античную и западноевропейскую литературу, умели вести полемику и аргументировать свои взгляды, владели иностранными языками.

Научные знания на Руси, как и в других странах средневековой Европы, находились под влиянием трактатов Козьмы Индикоплова, «Шестоднева» Иоанна — экзарха болгарского, «Физиолога» неизвестного автора и произведения «Небеса» Иоанна Домаскина. Эти книги далекие от реальной действительности, отличались богословско-схоластическим толкованием явлений природы и космогонических представлений о мире. Так, например, земля, по Козьме Индикоплову, представляла собой четырехугольник, омываемый со всех сторон океаном. Внутри земли два моря — Средиземное и Каспийское — и заливы — Персидский и Аравийский. За океаном находилась твердая, но необитаемая земля, окруженная стеной, образующей небосвод.

Значительного развития на Руси достигли географические познания. О них можно судить на основании летописных известий, и в первую очередь «Повести временных лет». Так, местопроживание восточнославянских племен летописец связывает с реками Дунаем, Днепром, Моравой, Припятью, Двиной, Десной, Сулой и др. Он достаточно подробно описывает путь из «варяг в греки», проходивший по Днепру, Ловати, Ильменьскому озеру, р. Волхов и далее в море Варяжское. Он замечает также, что из Варяжского моря можно «ити до Рима», а от Рима прийти по тому же морю ко Царюгороду, а от Царягорода «прити в Понтъ море в не же втекает Днепр река». По Волге, по словам летописца, на восток шел торговый путь, которым можно достичь Хвалисы (Хорезма) и Хвалинского (Каспийского) моря.

Географические познания того времени особенно хорошо прослеживаются в летописном перечислении стран, доставшихся трем сыновьям легендарного Ноя. На востоке летописец упоминает Персию, Бактрию, Индию, Сирию, Мидию, Вавилон, Месопотамию, Аравию и Финикию; на юге — Египет, Эфиопию, Киринию, Мармарию, Нумидию, Мавританию, Киликию, Фригию, Линию, Вифинию, а также острова Сардинию, Крит, Кипр; реки Ефрат, Нил; на севере — Мидия, Албания, Армения, Каподокия, Пафлогония, Босфор, Меотий, Сарматия, Таврида, Скифия, Фракия, Македония, Далмация, Малосия, Пелопоннес, Аркадия, Адриатическое море; острова — Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Итака, Корсика, часть Азии, называемая Иония, и др.

В результате производственной деятельности на Руси появились реальные знания о свойствах различных веществ и материалов. Они были необходимы в металлургии, кузнечном и ювелирном деле. При строительстве монументальных построек и различных сооружений применялись элементарные математические знания. Арифметическими знаниями издавна пользовались на Руси в ходе торговых связей с другими народами. С глубокой древности на Руси была известна так называемая ионийская цифровая система, при которой буквы греческого алфавита со специальными надстрочными значками-титлами употреблялись в качестве цифр. Знание химических свойств и особенностей строительных материалов способствовало изготовлению стекла, мозаик, разноцветных эмалей, черни, поливы для изделий из керамики, фресковых росписей храмов.

Письменные источники упоминают и первых носителей медицинских знаний — врачей-профессионалов — «лечьцев». Один из них — Агапит — монах Киево-Печерского монастыря — успешно лечил больных в XII в. В летописи описываются случаи хирургического лечения больных. В 1076 г., например, киевскому князю Святославу Ярославичу сделана операция «резанье желве», т. е. вскрытие опухоли.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Губернаторы столицы

От автора

Длительное время богатое историческое наследие украинского народа было недоступным для простого человека. Лишь к концу 20 века и, особенно, после провозглашения в 1991 году независимости Украины, стали публиковаться материалы отечественной культуры. Переиздаются забытые неизвестные произведения историков, прозаиков, труды философов.

Читать полностью...