Поиск

Мурашко А.А. (1875–1919). Мечтал расписать Киевскую Думу

Начало 20 ст. – сложный, преисполненный острых социальных разногласий и художественных поисков период в истории украинского искусства. Бурное развитие промышленных и культурных центров сопровождалось созданием местных творческих объединений, появлением новых картин и полотен.

Среди украинских живописцев одно из ведущих мест принадлежит Александру Александровичу Мурашко, яркому и своеобразному живописцу. Он родился в Киеве 7 сентября 1875 г. Племянник основателя Киевской рисовальной школы Н.Мурашко, сын владельца позолотной мастерской, смолоду оказался в кругу известных художников. Александр увлекся живописью. Он наведывается в школу Н.Мурашко, работает там, пользуясь советами В.Васнецова и О.Прахова.

В1894 г.А.Мурашко получает согласие отца на поступление в Петербургскую Академию искусств. Пройдя курс в подготовительных классах, одаренный ученик, попадает в мастерскую И.Репина, которая оказывает значительное влияние на выбор профессии. Там он овладевает секретами художественного мастерства.

Когда учился в Петербурге, профессор И.Репин помогал бедному студенту и рекомендовал его как живописца светским дамам. А.Мурашко происходил из простой семьи и очень страдал от своей неловкости, неумелого поведения в обществе. Однако, приходил к клиентам одетым с иголочки. Как ему удавалось так одеваться – никто не знал. Однажды, придя к своей “модели”, попросил разрешения закурить, но когда начал тушить папиросу о край пепельницы, перекинул ее, и пепел посыпался на платье молодой особы. А за столом у одной графини облил соусом соседку и готов был провалиться сквозь землю.

Во время обучения А.Мурашко каждый год приезжал из Петербурга на родную Украину. Увлечение “Запорожцами” Репина, интерес к исторической судьбе украинского народа, не могли не повлиять на процесс формирования эстетичных вкусов молодого художника. Поэтому Мурашко избрал темой своей дипломной работы “Похороны кошевого”. Нужно отметить, что работая над центральным образом картины, старого казака с булавой, он попросил позировать известного деятеля украинского театра М.Старицкого. Так художник увековечил образ актера.

Он был увлечен впечатлениями современной жизни, во время пребывания за границей в Париже и Мюнхене (1901–1904). Мурашко пробует здесь свои силы, наряду с мастерами европейской живописи. Произведения того периода навеяны впечатлениями от парижских кофеен и улиц. Картина А.Мурашко “Кафе” динамична по композиции и колориту. Это новелла в живописи о судьбе красивой молодой женщины.

Своим настроением и психологической выразительностью эта работа близка к другой картине – “Портрет девушки в красной шляпе” (1902–1903). Написанный легко и непринужденно, этюд свидетельствует о возросшем мастерстве художника. Самым эффектным воспринимается “Парижское кафе” (1903).

Большое влияние на Мурашко оказал Мюнхен. Его “Портрет девочки с собакой”, “Портрет в сером”, “Девочка возле стола” – изысканы и красивы. По приезде в Петербург материальные дела А.Мурашко были довольно тяжелые. Будучи уже известным живописцем, не без помощи своих друзей, был приглашен к царскому двору, чтобы нарисовать портрет императрицы Марии Федоровны, матери Николая ІІ. Пришлось писать во фраке и в присутствии дежурной статс-дамы. Только к ней имел право обращаться, а к “самой непосредственно – нет, ни за что!”.

Творчество живописца получает признание в России и за границей. В 1904 г. он принимает участие в организации “Нового общества художников”, в которое входили Б.Кустодиев и другие его товарищи по мастерской И.Репина. А.Мурашко участвует в выставках Союза художников, а позднее становится членом Общества передвижников и организует Общество киевских художников. Его произведения экспонируются в Мюнхене, Венеции, Париже, Вене и других городах.

Возвратившись в Киев в 1907 г., поселился в родительском доме на улице Маложитомирской, 14. Мурашко любил свой родной город, говорил, что «... в Киеве свет и солнце, здесь чудесной красоты природа, своя культура. Но посмотрите, в наших общественных домах есть хоть одна картина?.. Разрисовать бы стены в Городской думе картинами из украинской истории”.

Центральными образами его этюдов, как и в Париже, становятся женщины, но теперь это – женщины-украинки, крестьянки, преисполненные физических, моральных сил и красоты.

1909 год – начало триумфальных выставок украинского художника в Европе. Успех – необыкновенный! Ему присуждают золотую медаль за картину “Карусель”. Портреты зрелого периода творчества Мурашко очень разные по своим решениям. Они сдержаны в колорите, просты по композици: “Портрет старика учителя” (1907), портреты Яна Станиславского (1905–1906), Нестеровой (1904), Праховой (1904). Картин Мурашко не так много, как портретов или этюдов. Их сюжетная основа играет незначительную роль, среди его полотен “Тихая грусть”, “На террасе”, “Крестьянская семья”.

Художник владел даром создавать разнообразнейшие оттенки. Он любил изображать человека в обычной повседневной, а не в официальной обстановке. И это не снижало поэтичности образов.

Заметный след в украинском искусстве А.Мурашко оставил и как деятель культуры и педагог. Был преподавателем в Киевском художественном училище. Недовольный консерватизмом дирекции, он оставляет в 1912 г. училище и создает частную студию в большом 12-этажном доме Гинзбурга на Институтской улице, 18 (разрушен во время войны). Он занимался подготовкой молодого поколения художников. Несмотря на суровые порядки и высокие профессиональные требования, в студии была непринужденная творческая обстановка.

А.Петрицкий, который посещал студию, вспоминал о нем: “Каждому ученику Александр Александрович старался открыть глаза на природу и показывал как передать ее живописно. Он предостерегал от простой раскраски и темноты в картинах...”

А.Мурашко сумел создать в Киеве один из важных культурных центров, который способствовал объединению художественных сил. Позднее они сыграли заметную роль в обновлении украинского искусства. Студия пользовалась большой популярностью далеко за пределами Украины. Как-то один из киевских художников приехал в Мюнхен, чтобы совершенствовать свое мастерство у известного мастера кисти Франца Штука, но тот ему ответил: «Зачем вам ехать учиться к нам, если в Киеве есть такой выдающийся мастер живописи, как Александр Мурашко».

Произведения А.Мурашко последних лет жизни отражают усиление цветной экспрессии, которая достигла настоящего драматичного звучания в полотнах 1914–1917 гг.

После революции он принимал участие в деятельности Комитета изобразительного искусства Народного комиссариата просвещения Украины. Руководил мастерской при Украинской Академии искусств.

Трагическая смерть от руки бандитов 14 июня 1919 г. оборвала жизнь замечательного мастера в расцвете его таланта. Его тело нашли в овраге в районе улицы Дорогожицкой с простреленной, окровавленной головой... Существует версия, что в период репрессий он был расстрелян по решению Губернской Чрезвычайной комиссии, как непримиримо отстаивающий свою украинскую национальную позицию. Выдающийся живописец был похоронен на старом Лукьяновском кладбище Киева, где в небольшом музее находится и статья автора о нем.

А. Мурашко мечтал своей кистью служить украинскому народу. Он был «виртуозом красок» и это имя навсегда осталось в истории нашей культуры, искусства. В честь выдающегося художника на фасаде дома № 14 по ул. Маложитомирской, где он жил с 1907 по 1917 гг., установлена мемориальная доска.

 

Губернаторы столицы

Пороху он и не нюхал

В провинциях России и Украины правительственные реформы проходили непосредственно под руководством губернаторов. Характерно то, что в период преобразований по стране прокатилась волна террора как в столицах империи, так и в других городах. Проведение реформ в Украине и Киеве связано и с пребыванием на посту Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернатора Александра Романовича Дрентельна, служившего ранее шефом жандармов, потом командующим Киевским военным округом.

Читать полностью...