Поиск

Гилельс Э.Г. (1916–1985). Величие и очарование одессита

Наиболее яркие страницы искусства связаны с именами выдающихся мастеров, известных сегодня всему миру. Среди этих корифеев, составляющих артистическую элиту, одно из ведущих мест принадлежит талантливому пианисту, преподавателю, профессору, народному артисту Эмилю Григорьевичу Гилельсу.

Это имя знаменует собой целую эпоху в фортепьянном исполнительском искусстве нашего времени и уже вошло в историю музыкальной культуры подобно легендарным именам Франца Листа, Антона и Николая Рубинштейнов, Сергея Рахманинова.

Пианист занимал почетное место на музыкальном Олимпе и достиг этого ценой неимоверных усилий, огромного творческого напряжения. Гений блистал на всех континентах мира. О нем написано тысячи статей, рецензий как в своем отечестве, так и за рубежом.

Эмиль Григорьевич Гилельс родился в Одессе, на Молдаванке, на Дальницкой улице, 19 октября 1916 г. в семье конторского служащего сахарного завода фабриканта Бродского. Отец рано овдовел, женился вторично. Мать сумела стать опорой семьи. Жизнь складывалась нелегко, жили в бедности, но в доме было всегда оживленно. В гражданскую войну в Одессе часто сменялась власть, стоял жестокий террор. Миля просыпался от криков и выстрелов.

Когда он был еще ребенком, в семье обратили внимание на его увлечение музыкой. В доме стоял большой рояль, старый «Шредер». Он внимательно слушал и наблюдал за игрой старшей сестры. Его притягивала клавиатура, тревожили музыкальные звуки, которые впитывались в его «душу». Эмиль родился для того, чтобы стать пианистом. Целыми днями он возился у фортепьяно, перебирая клавиши, комбинируя причудливые сочетания звуков. Природа одарила его замечательными руками и редким слухом.

Когда мальчику исполнилось пять лет, его отвели к известному в Одессе учителю музыки Якову Ткачу. Учение было суровым и прошло под влиянием этого требовательного музыканта. Мальчик пришел к нему, не зная нот, а ушел от него, имея в репертуаре «Патетическую сонату» Бетховена и ми-бемоль – мажорный концерт Листа.

Трудное детство наложило отпечаток на весь облик Гилельса, но воля его закалилась, а талант развился. Надо отдать должное старому педагогу, который поверил в дарование Эмиля. Первый его экзамен состоялся в 1924 г., когда ему еще не было и восьми лет. Он ошеломил присутствующих. Легкость игры, уверенность и четкость ритма поразили всех. Играл сонаты Бетховена, этюд Черни, «Военный марш» Шуберта-Таузига. Выступление произвело фурор...

Эмиль сначала учился в общеобразовательной школе, а потом в музыкально-трудовой. Его имя стало известным в Одессе и за ее пределами. Осенью 1930 г. он поступил в Одесскую консерваторию в класс Берты Рейнгбальд. Она изучила его возможности, раскрыла индивидуальность, отрабатывала с ним качество техники, новый репертуар. В 1931 г. юноша принял участие на Всеукраинском конкурсе и получил персональную стипендию правительства Украины. Он много выступал в различных аудиториях с сольными концертами.

Не без юмора Э.Гилельс рассказывал о своей игре в присутствии пианиста мирового класса Александра Боровского. Дело было в Одессе. После сытного обеда Боровский слегка задремал.
А когда Эмиль начал «наращивать» программу, тот встрепенулся, вытаращил глаза – о сне и отдыхе уже не думал. В его отзыве было сказано: «Совершенно потрясен совершенством игры на рояле Эмиля Гилельса. Александр Боровский».

Юный Гилельс был показан и А.Рубинштейну, которого ему представил директор консерватории. Эмиль сел за рояль и полились такты «Аппасионаты». «... Я просил его поиграть еще, и он сыграл мало кому известную пьесу Равеля «Jeuxd’eau». Я расцеловал его в обе щеки и спросил об имени: Эмиль Гилельс. Это имя я записал». Так вспоминал об этой встрече маэстро. Конечно, решающая роль в становлении Гилельса принадлежит педагогу Рейнгбальд. Гилельс всю жизнь был признателен и благодарен своему учителю. Он посвящал ей свои концерты, а после ее трагической гибели поставил памятник.

В1933 г. пианист приехал в Москву из Одессы, чтобы принять участие в Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. Музыкант с блеском выдержал испытание. В оценках превалировало слово «виртуоз». Его музыкальные возможности были поистине безграничны.

После окончания Одесской консерватории Гилельс был направлен в Москву в школу высшего художественного мастерства (так называлась тогда аспирантура Московской консерватории). Его педагогом стал известный музыкант Генрих Нейгауз. Занятия захватили Гилельса, тем более, что с первых уроков он сразу и безоговорочно подчинился «диктатуре» педагога. Нейгауз оценил качества молодого пианиста и увлекся им. Внушал ему: «Осветите разумом то, что почувствовали сердцем». Длительная работа дала свои плоды. Гилельсу удалось то, что порой не удавалось зрелым мастерам, и он вступил на самостоятельный путь в своем творчестве.

Артист пользовался громадным и неизменным успехом. Его любили за простоту, скромность. В Москве жил в одном из тихих переулков Арбата. Популярности Гилельса способствовали его победы на международных конкурсах в Вене и Брюсселе, что вызвало в мире большой общественный резонанс. Финальные выступления музыканта стали триумфом. А в Брюсселе завоевал первую премию, ему присудили 50 тысяч бельгийських франков.

В первые дни войны Гилельс стремился на фронт. Играл почти ежедневно с концертными бригадами перед военными в госпиталях, в тылу, а осенью 1943 г. отправился в военный Ленинград.

После окончания войны его гастрольная деятельность приобретает глобальные масштабы. Он продолжает концертную деятельность за рубежом, выступая в Европе, США, Японии. Объездил всю Россию. Часто посещал Украину: Харьков, Севастополь, Донецк, Днепропетровск и, конечно, родную Одессу. В Киеве Э.Гилельс дал концерты 8, 9 и 10 января 1948 г., выступал с симфоническим оркестром и с сольной программой, исполнив произведения Рахманинова, Шопена. Приехал в столицу Украины вновь в январе 1954 г. Тогда звучала музыка Сен-Санса, Бетховена, Шопена, Баха, Брамса, Моцарта, Дебюсси, Чайковского, Прокофьева и Мендельсона.

Особое место в творческой биографии Гилельса заняла поездка в США, за которой следил весь мир. Американская пресса писала: «Гилельс зажег американскую аудиторию своим выступлением... Техника безукоризненна, мастерство поразительно. Его пассажи напоминают журчание горного ручейка, сверкающего на солнце... Это было ярчайшее музыкальное событие». Публика находилась во власти его чар. Его называли «титаном фортепьяно». В Нью-Йорке встречался со знаменитым пианистом Владимиром Горовицем, уже тяжело и безнадежно больным, а также с известным в прошлом музыкантом Иосифом Гофманом.

Гилельс внес неоценимый вклад в истолкование признанных шедевров мировой классики, в распространение лучших образцов современной музыки. Поистине эталонным стало его исполнение бетховенской музыки. Прозрачная чистота Моцарта и виртуозный размах Листа, сосредоточенность Брамса и поэтичный мир Шопена, эмоциональная насыщенность Рахманинова и экстатичный накал Скрябина – все эти художественные сферы были подвластны искусству пианиста.

А кто не знает его изумительной интерпретации Первого концерта Чайковского, как, впрочем, и других фортепьянных сочинений этого концерта. Будучи профессором Московской консерватории, он воспитал немало талантливых пианистов, на протяжении долгих лет возглавлял пианистическое жюри Международного конкурса им. Чайковского.

Почетный член Королевской академии музыки в Лондоне, почетный академик римской академии «Санта-Чечиля», золотая медаль города Парижа, бельгийский орден Леопольда І – все эти звания и награды еще раз напоминают о его всемирном признании.

Эмиль Григорьевич Гилельс ушел из жизни 16 октября 1985 г. и похоронен в Москве.

 

Губернаторы столицы

Вполне лояльный деятель

Во второй половине 19 века продолжались изменения в правительственных органах России. Реформе подверглись армия, суд, просвещение, цензура. Были введены “Положение о губерниях и уездных земских учреждениях”, “Городское положение”. В такой обстановке опытный к тому времени князь Александр Дондуков-Корсаков был направлен на службу в Украину. Его отец, Михаил Александрович Корсаков был попечителем Санкт-Петербургского учебного округа, председателем Цензурного комитета и вице-президентом Академии наук России.

Читать полностью...