Поиск

Вертинский А.Н. (1889–1957). Триумф великого артиста

Образ знаменитого артиста, который прекрасно исполнял старинные песни и романсы, стал неотъемлемым и выразительным знаком в истории культуры 20 ст. Бесспорно, киевлянин Александр Николаевич Вертинский – важнейшее открытие в мире отечественного искусства, необычное явление в области поэзии, музыки и кино. Его голос дошел и до нас, записанный на сохранившихся редких и зазубренных грампластинках.

Александр Николаевич Вертинский появился на свет 21 марта 1889 г. в Киеве, на Владимирской улице, в доме № 43, где ныне на его фасаде ему установлена памятная доска. С этим местом у него были связаны трудные детские годы. Отец, Николай Петрович, служил киевским адвокатом, но брак с матерью, Евгенией Сколацкой, официально не был зарегистрирован, так как его первая жена не давала развода и их дети считались усыновленными. Александр рано потерял своих родителей, его взяла на воспитание родная тетка.

Мальчик рос трудным ребенком, учился плохо, прогуливал занятия с друзьями. Сашу брали на богослужение во Владимирский собор, где торжественно пел хор мальчиков. Их голоса, мелодии захватывали детскую душу. А дальше была Первая Александровская гимназия, расположенная на Бибиковском бульваре. Свое обучение забросил и был исключен из заведения. Дальнейшее образование пришлось получать на улице и у чужих людей.

Саша рос волчонком, занимался мелкими кражами, его наказывали и били. В Киеве с родственниками жил на Фундуклеевской улице, в Обсерваторном переулке и в Железнодорожной колонии за вокзалом.

В юношеские годы Александр увлекся музыкой, театром.
В Киеве работали театры Бергонье, Соловцова. А Контрактовый зал на Подоле стал по вечерам его «актерской колыбелью». Возвращался поздно, всех беспокоил. Тетка не выдержала и выгнала его из дома. Близких друзей не было, голодал, ночевал в чужих подъездах. Потом у него появились знакомые. Он стал вхож в дом Софии Залинской, преподавательницы женской гимназии, где собирался цвет киевской интеллигенции: Н.Бердяев, М.Шагал,
Н.Альтман, М.Кузьмин. Это окружение благоприятно влияло на него. Он занялся литературной работой. «Киевская неделя» напечатала первые его рассказы.

Жизнь была трудной, чтобы заработать себе на хлеб работал в типографии, бухгалтером в отеле на Европейской площади, грузчиком в речном порту. После нескольких попыток попасть на какую-нибудь сцену, потеряв всякую надежду, будущий маэстро выехал из Киева в Москву с уверенностью, что там он прославит себя. Но в Театральном бюро – своеобразной бирже, его не приняли. Начались скитания и поиски в столице.

На него обратила внимание директор Театра миниатюр Мария Арцыбушева, которая предложила место без жалованья с учетом, что каждый день в обед будут борщ и котлеты. Первое его выступление состоялось на фоне модного танго, который исполняли балерина и ее партнер. Александр стоял на сцене и пел пародийную песню. Это принесло ему некоторый успех. В театре выполнял немые сценки, пел свои «ариетки» и интимные песни в костюме Пьеро. Александр Николаевич выступал и в забытом ныне жанре мелодекламации.

В 1913 году А.Вертинский поступал в Художественный театр, но не прошел по конкурсу.Случайно попал в студию А.Ханжонкова, выпускавшая тогда немое кино. В фильме «Чем люди живы» дебютировал в роли ангела за приличный гонорар. Он вынужден был сниматься совсем голым и прыгать прямо в снег.

Началась Первая мировая война. На Арбате Александр увидел раненых, которых из карет переносили на носилках в госпиталь. Невольно бросился помогать им. Возникла мысль поехать на фронт. Он поступает братом милосердия в бригаду санитарного поезда № 68 имени Марии Морозовой. Началась его новая жизнь. Промывал раны, делал перевязки, занимался уборкой вагона и постепенно втянулся в эту неспокойную, ответственную работу. Пригодились его актерские способности, читал раненым стихи Блока, Северянина, Анненского и пел им песенки из своего репертуара: «Маленький креольчик», «Сероглазочка», «Минуточка». Успех был невероятный...

С окончанием фронтовой жизни, уже в Москве, Александр получает ряд приглашений на эстрадную сцену. После его выступлений в печати появляются рекламы: «Ариетки Пьеро», «Песенки Вертинского». Он стал неповторимым мастером жестов, пластики, миниатюры. Росла его популярность. Песни «Мадам Лулу», «Ваши пальцы», «Жаме» были созданы им.

В 1917 г. в Петрограде состоялась революция, тем не менее А.Вертинский приветствовал ее, но потом был напуган и возмущен последующими событиями в стране. Интересно, что 26 октября 1917 г. в Москве некоторые газеты опубликовали большие объявления: «Бенефис Вертинского». Он дает несколько концертов в Москве и выезжает на гастроли в Украину, где выступает в Харькове, Екатеринославе, Одессе, Севастополе.

К тому времени Красная Армия вторглась в Крым. А.Вертинский решает покинуть родину, но ему тяжело было расставаться с ней. На пароходе «Великий князь Александр Михайлович», что отходил в Константинополь, вместе с остатками Белой армии, он отплыл из Крыма 14 ноября 1920 г. Потом сожалел об этом.

В Константинополе купил греческий паспорт, изменив свою фамилию на Вертидис. Здесь выступал в кабаре «Черная Роза», «Стелла». Некоторое время жил в Польше (1923–1927). В Сопоте, недалеко от Гданьська, познакомился с девушкой из богатой семьи Рахиль Потоцкой и вступили с нею брак. Но семейная жизнь не сложилась...

На его ностальгические песни и романсы тянулись люди, особенно эмигранты из России. Концерты объединяли их и, в то же время, больно и сладко ранили душу. Он исполнял песни на русском и французском языках. Артист пытается вернуться в Россию, обратившись к Петру Войкову, полпреду в Польше. Одновременно в Берлине встречается с Анатолием Луначарским. Он «кланялся», просил, но Москва ответила отказом. А генсек И.Сталин уточнил: «Пусть допоет!»

С 1927 года артист проживал в Париже. Его гастроли проходили по всей Европе. В сравнении с другими эмигрантами, жил роскошно и независимо. Дружил с Ф.Шаляпиным, И.Мозжухиным, А.Павловой, встречался с Чарли Чаплиным.

В 1934 году он выезжает на гастроли в США. Так случилось, что потом судьба забросила артиста в Китай. В 1935 году японский пароход «Чичибу Мару» доставил его туда из Сан-Франциско. В Шанхае, Харбине, других больших городах он дает сотни концертов. Его жизнь пошла по иной колее. Ежедневные выступления, бессонные ночи и любовные романы. Он надолго осел в Шанхае, где познакомился с интересной молодой женщиной Лидией Владимировной Циргвава, грузинской княжной, которая в скором времени стала его женой. У них родились две дочери: Марианна (Шанхай, 1943) и Анастасия (уже в Москве, 1944). У него было позднее отцовство и детей он очень любил.

Вертинский попытался снова вернуться на родину.
Он обратился в СНК СССР к В.Молотову, возможно после этого генсек изменил свое решение в пользу А.Вертинского. В марте 1943 года артист со своей семьей прибыл в Москву. Заграничная печать отреагировала на приезд с откровенной злостью. В Союзе его обязали как артиста пройти тарификацию. На все вопросы членов комиссии о его наградах, лауреатских грамотах, о победах в конкурсах, отвечал: «У меня кроме мирового имени ничего нет». Его зачислили в штат Всесоюзного гастрольно-концертного объединения на должность артиста высшей категории.

После войны А.Вертинский пришелся в Союзе «ко двору». Люди устали от трудностей, жестоких испытаний. Своими песнями артист утешал их, выражая надежду на лучшую жизнь. Снимался в фильмах «Анна на шее», «Кровавый рассвет», «Пламя гнева», «Котовский», «Кто вы, доктор Зорге?» и других. За «Заговор обреченных» ему присудили Сталинскую премию 2-й степени.

В стране к А.Н.Вертинскому пришла настоящая слава. Но, несмотря на это, выступать на радио и телевидении ему не предлагали, точнее не допускали. Некоторые чиновники из официальной власти недолюбливали его творчество. При жизни не вышло ни одного сборника его песен, не рецензировались и выступления.

С гастролями артист объездил всю Россию и Украину. Родной Киев маэстро посещал неоднократно. Первые выступления Вертинского состоялись еще в 1904 г. в Контрактовом доме и в «Клубе фармацевтов». Давал позднее концерты в Театре миниатюр на Лютеранской улице. По возвращении на свою родину выступал в Оперном театре (1945), в театре имени И.Франко, а также на Подоле в Клубе пищевиков (1953). Каждый раз, когда артист приезжал в Киев, поднимался настоящий ажиотаж. В залах публика рукоплескала и неистовствовала.

Пластинки с записями артиста шли нарасхват, особенно «Лиловый негр», «Маленький креольчик», «Оловянное сердце». Приезжал на пробы в Киевскую киностудию, останавливаясь в отеле «Интурист». Он пел, можно сказать, не голосом, а душой, совмещая иронию, лиризм, трагичность и тонкую импровизацию. Его руки ласкали, молились, страдали. Это был большой мастер жеста. Он никогда не пользовался микрофоном. Ф.Шаляпин утверждал, что всем певцам надо учиться манерам исполнения у Вертинского.

Старожилы, его почитатели, вспоминали, что в конце жизни он выглядел совсем дряхлым человеком, похожим на мумию, одетую в прекрасный фрак. Находясь на гастролях в Ленинграде, Александр Николаевич внезапно умер 21 мая 1957 года в отеле «Астория». Перед этим он заказал себе в номер коньяк. Ему стало плохо, нитроглицерина под рукой не оказалось. Все было кончено, жизнь завершилась. Его похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.

Творческое наследие нашего героя значительно: в поэзии около ста стихов и более двух десятков кинофильмов на экранах. А.Н. Вертинский успел написать книгу «Дорогой длинною...» со своими воспоминаниями и текстами авторских песен. Он очень любил Киев, посвятил ему свои стихи, мечтал переехать сюда и навсегда поселиться тут.

В память о нем Эльдар Рязанов создал документальный фильм, а фирма «Мелодия» выпустила двойной альбом артиста.

Через несколько лет после смерти А.Вертинского, в Киеве в Доме офицеров состоялся вечер, посвященный его памяти, на котором присутствовали его жена, дочь Марианна, близкие друзья. И как всегда, при жизни артиста, зал был переполнен.

 

Губернаторы столицы

Губернатор-Украинофил

В условиях самодержавия России местным административным структурам отводилась не последняя роль. Назначаемым в Украину губернаторам, притом, представлялась неограниченная власть. В 1898–
1903 гг., когда хозяином трех крупнейших и стратегически важных губерний Украины был Михаил Драгомиров, управление территорией носило либеральный характер. Генерал-адъютант Михаил Иванович Драгомиров, родившийся в 1830 г., наряду с Суворовым, Кутузовым и Брусиловым, прослыл крупным военным деятелем и ученым, теоретиком и практиком военного искусства. В наследство от отца будущий генерал и государственный муж получил сто сорок десятин земли родового имения на окраине Конотопа. Драгомировы – обрусевшие поляки, перешедшие на службу к российскому государю еще в 1739 г.

Читать полностью...