Поиск

Шамо И.Н. (1925 - 1982). Музыкант с большой буквы

Игоря Наумовича Шамо можно назвать ,,композитором милостью Божией”, как говорят о людях исключительно одаренных. Музыка была для него как дыхание - кажется, без нее он вообще не мог бы существовать. Природа его щедрого таланта, манера работать были впечатляющими. Музыке Шамо присущи особые свойства, которые порой не имеют названия, но создается впечатление, будто автор не испытывает никаких трудностей в процессе ее создания: эта музыка словно сама по себе свободным и легким потоком льется на нотную бумагу. Он творил в разных формах и жанрах. Но славу ему принесло песенное творчество, он автор более 300 песен, которые с любовью исполняли Е. Мирошниченко, Л. Руденко, Б. Руденко, Д. Петриненко, Н. Матвиенко и др.

Родился Игорь Наумович Шамо 21 февраля 1925 г. в Киеве. После первой встречи с прекрасным миром музыки он почувствовал, что станет композитором. Кстати, в его семье не было профессиональных музыкантов, но родители любили искусство.

Во время учебы, в Киевской специальной музыкальной школе имени Н. Лысенко, где он овладевал фортепиано в классе профессора Янкелевича, талантливого мальчика больше влекла композиция. С тех пор и на всю жизнь его кумирами стали Бах, Мусоргский и Рахманинов. Его школьными друзьями были Френкель, Шаинский, Юделевич и Левитова.

Но началась война 1941 г., и внезапно рухнуло все, что он ценил и любил . Отец со старшим братом ушли на войну. Юный любимец муз оказался, вместо желанной консерватории, сначала в эвакуации вместе с мамой, а вскоре - в действующей армии, куда ушел добровольцем. Он успел еще закончить в Уфе один курс Первого Московского медицинского института.

Игорю Шамо, как военному фельдшеру, пришлось увидеть страшную картину сражений и бытия на фронте. Но музыка никогда не покидала его. Своим искусством в редкие минуты отдыха cогревал, лечил души солдат. Научился играть на трофейном аккордеоне, переиграл на нем все, что знал. А однажды в разрушенном городе играл на уцелевшем церковном органе своего любимого Баха. Не угасала его мечта о творчестве и тогда, когда дорогами войны шел от берегов Волги до стен Берлина, а затем в 1946 г. возвращался из Вены в родной Киев.

Он рассказывал о своей свадьбе, которая состоялась после победы в Вене. С того времени и до последней минуты верная и любящая жена Людмила была всегда рядом с ним. С ней встретился на первом военном балу. Это были два лейтенанта медслужбы.

Вернувшись с фронта, Игорь Шамо поступил в Киевскую консерваторию. Учился жадно, с восторгом, чем заслужил уважение и особое отношение учителя Б. Лятошинского. В течение всех пяти лет обучения на конкурсах занимал первые места, и еще будучи студентом, стал членом Союза композиторов. Высокая цель вела молодого музыканта через все невзгоды и бытовые трудности послевоенного времени. Чего только не приходилось делать, ведь надо было кормить семью: днем ​​руководил самодеятельными коллективами на заводах, аккомпанировал певцам, делал инструментовки, аранжировки, обработки для исполнения их на радио. Вечером играл в ресторане на фортепиано или аккордеоне, а ночью писал музыку к физкультурным праздникам, хроникальным фильмам и радиоспектаклям. Он вспоминал, что времени на сон в молодости ему всегда не хватало.

В музыке не существует жанра, каким бы ни владел Игорь Шамо. Им созданы три симфонии в лучших традициях драматического и лирического исполнения. Наиболее известна Третья, камерная, посвященная памяти героев Великой Отечественной войны, полная прекрасных мотивов высокой трагедийной музыки. Необходимо напомнить и о Первой симфонии, которая написана по классическим принципам драмы и является образцом в контексте украинской музыкальной культуры.

В творчестве И. Шамо были также лирические инструментальные концерты, где композитор выступал настоящим волшебником мелодий. Он автор кантат, ораторий, симфонических поэм, сюит, увертюр. Одна из самых ярких страниц украинской музыки - это шесть его струнных квартетов и целая антология фортепианной музыки, на которых воспитано не одно поколение молодых исполнителей. Циклы ,,Картины русских живописцев”, ,,Тарасовы думы”, ,,Гуцульские акварели”, двенадцать прелюдий для фортепиано - это классика, знакома каждому музыканту.

Весомый вклад Игоря Шамо в вокальных и хоровых жанрах, где он проявил себя как тонкий знаток поэзии. Нельзя не отметить его проникновенное музыкальное исполнение поэзий Тараса Шевченко, Ивана Франко, Андрея Малышко и Роберта Бернса. Он был талантливым пианистом и прекрасно играл эти произведения.

Игоря Шамо привыкли воспринимать как сторонника традиционных жанров. Однако он был и первооткрывателем, экспериментатором в музыке, ведь в его творчестве впервые появился жанр хоровой фолклорной оперы в ,,Ятранских играх” Путь, проторенный композитором, оказался перспективным для украинской музыки - поиски в этом направлении плодотворно продолжили Евгений Станкович, Леся Дичко, Анна Гаврилец.

Чтобы создать песню, мало даже блестящих профессиональных знаний. Она рождается в сердце - эта истина известна всем. Шамо был скромным интеллигентным человеком, но когда с украинского радио ему передавали письма с просьбой исполнить песни, которые он написал, то это вызывало необычайное волнение и нескрываемую гордость за признание его творчества.

Он был отмечен Государственной премией УССР им. Т. Г. Шевченко, званием народного артиста Украины. Его баллады ,,Фронтовики”, ,,Перекличка” или ,,Стоит над Волгой курган”, а также песни ,,Неоткрытые острова”, ,,Провожала мать”, ,,Три совета”, ,,Осеннее золото”, будут всегда волновать наших соотечественников. А известный и любимый ,,Мой Киев” уже много лет является музыкальной эмблемой нашей столицы. Шедевр песенного искусства создан в соавторстве с поэтом Д. Луценко.

Это был композитор с большой буквы, человек с прекрасным чувством юмора, добротой, веселым нравом, который имел замечательную семью и гостеприимный уютный дом. При неизлечимой болезни вел себя сдержанно и мужественно, постоянно работал, рассказывая о новом творческом замысле - симфонической драме ,,Уриэль Акоста”.

Но судьба отпустила ему всего 57 лет. Он умер в Киеве 16.08.1982 г. и похоронен на Байковом кладбище. В душе Игоря Наумовича горел такой яркий огонь неуемной жажды жизни, чувствовалась такая чрезвычайная внутренняя сила, что казалось - этот человек бессмертен. Свое великое и уникальное творчество, он оставил нам в наследство. Мы с благодарностью вспоминаем этого Мастера, и вместе с его светлой музыкой льется в наши души теплый поток искренности, добра и надежды.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Губернаторы столицы

Губернатор-Украинофил

В условиях самодержавия России местным административным структурам отводилась не последняя роль. Назначаемым в Украину губернаторам, притом, представлялась неограниченная власть. В 1898–
1903 гг., когда хозяином трех крупнейших и стратегически важных губерний Украины был Михаил Драгомиров, управление территорией носило либеральный характер. Генерал-адъютант Михаил Иванович Драгомиров, родившийся в 1830 г., наряду с Суворовым, Кутузовым и Брусиловым, прослыл крупным военным деятелем и ученым, теоретиком и практиком военного искусства. В наследство от отца будущий генерал и государственный муж получил сто сорок десятин земли родового имения на окраине Конотопа. Драгомировы – обрусевшие поляки, перешедшие на службу к российскому государю еще в 1739 г.

Читать полностью...