Поиск

Сикорский И.И. (1889-1972). Выдающийся авиаконструктор

Этого легендарного пионера авиации помнят как человека, который подарил миру первый практический вертолет. Одного только такого достижения было бы достаточно, чтобы обеспечить ему достойное место в книге истории. Наш земляк из Украины, ученый, инженер, пилот и предприниматель создал авиацию вращающегося крыла, сочетая в себе гениальность и решительность. Он остался источником вдохновения - истинно человеком мечты.

Игорь Иванович Сикорский родился 6 июня 1889 г. в Киеве. Отец, Иван Алексеевич Сикорский, известный психиатр, психолог и педагог, профессор Киевского университета св. Владимира. Его дед был священником, выходцем из староукраинской семьи на Киевщине.

Мать, Мария Стефановна, урожденная Темрюк-Черкасова, получила медицинское образование, возглавляла киевское отделение кураторства бедных. Она привила детям любовь к музыке, литературе, заложила в них духовность.

Отецвоспитывал Игоря по собственной методике, с акцентом на закаливание сильной воли, умение видеть перед собой содержательные и благородные цели. В основу своих воспитательных принципов Иван Алексеевич возлагал на преданность Церкви, Престолу и Отечеству.

Первые годы обучения Игоря прошли в 1-й Киевской гимназии, а в 1903 г. он поступил в Петербургский морской кадетский корпус, где и проявился интерес к техническим наукам. В 1906 году, закончив общеобразовательные классы корпуса, И. Сикорский уезжает во Францию, где посещает частную техническую школу Дювиньо де Лано. Проучившись год, возвращается домой и поступает в Киевский политехнический институт. Но самолетостроение захватило его. Во дворе дома Сикорских на Большой Подвальной, 15, в сарайчике появилась мастерская, где из подручных материалов, путем опытов, экспериментов создавался прообраз первого вертолета.

В июле 1909 г. Игорь построил вертолет, первую модель летательного аппарата. А в городе было организовано Киевское общество воздухоплавания. Все свободное время будущий конструктор проводил в ангаре, в ущерб занятиям. Института он так и не закончил. Весной 1910 г. Игорь создает новую модель. Фактически это был первый отечественный вертолет, способный отрываться от земли.

В том же году он начинает строительство самолетов. Появляются несколько модификаций бипланов, самолетов с двумя крыльями, С-1, С-2, С-5. Конструктор сам испытывал их. Полеты проходили на Сырецком аэродроме, в пригороде Киева с участием царя.

Сикорский сдает экзамен на звание пилота и, установив четыре рекорда страны, осуществляет показательные полеты и катает пассажиров. В том же году строит самолет - С-6, на котором 29 декабря 1911 г. достигает скорости 111 км / час. Это был мировой рекорд, который поразил Киев и прославил Украину. А за модернизированный вариант этого самолета С-6А получает золотую медаль Московской воздухоплавательной выставки 1912 г.

В том же году в Петербурге организуется Авиационный отдел Русско-Балтийского завода. И. Сикорского приглашают сюда на должность главного инженера. Появился особый род войск - авиация Российского военно-морского флота.

Он разрабатывает и представляет проект большого аппарата - „Гранд“. Названный „Русским витязем“, он совершил посадку в Красном Селе, где проходил смотр войск Петербургского военного округа. „Русский витязь“ не знал аналогов, ему принадлежат мировые рекорды по высоте, грузоподъемности и продолжительности полета. Дальнейшее совершенствование этого самолета привело к созданию в 1913 г. четырехмоторного «Ильи Муромца».

Многомоторные воздушные корабли принесли Сикорскому заслуженное мировое признание и авторитет. На родине авиаконструктор становится национальным героем Украины. За выдающиеся достижения в области самолетостроения И. Сикорский получает диплом инженера „Honoris Causa“ в Петербургском политехническом институте.

В первую мировую войну „Муромцы“ эффективно использовались на фронте. Кроме тяжелых самолетов, на протяжении 1914-1917 годов И. Сикорский создает легкие истребители, морской разведчик, двухмоторный истребитель-бомбардировщик, штурмовик, все типы боевых самолетов.

В двадцать пять лет он кавалер ордена Святого Владимира IV ст. Но с середины 1917 г. работы практически прекратились. Сказывались нехватка средств и революционный хаос. Воспользовавшись приглашением французского правительства, решившего развернуть военное самолетостроение для борьбы с Германией, в марте 1918 г. авиаконструктор отплывает из Мурманска за границу. Но надежды профессионала не оправдались: приглашение оказалось пустыми словами, работы не было.

В 1919 году И. Сикорский переезжает в США. За океаном его тоже никто не ждал. Четыре года перебивается случайными работами. Был учителем математики и черчения. Только в 1923 г. он создает группу из бывших соотечественников, причастных к авиации. Первый самолет собрали из металлолома в заброшенном курятнике. Далее дело пошло к лучшему. Посильную помощь оказывали земляки. Композитор и пианист С. Рахманинов помог фирме, купив на 5000 долларов акции.

Жизнь постепенно налаживалась, настраивался и быт. Игорь Иванович женился на Е. Семеновой. У счастливых супругов родились четверо сыновей - Игорь, Георгий, Николай и Сергей.

Шли годы. Была создана фирма „Сикорский Авиейшн Корпорэйшн“. Творческим центром ее оставались эмигранты из России. О взаимоотношениях И. Сикорского с друзьями и сподвижниками лучше выразился он сам: „Они готовы умереть за меня, как и я - за них“. Его авторитет был высок и в этого человека верили.

В июне 1929 г. фирма вошла в состав мощной корпорации „Юнайтед Ейркрайт“. Это помогло ей избежать последствий так называемой Великой депрессии, США. Сикорский был талантливым предпринимателем, он хорошо чувствовал конъюнктуру рынка. В 30-е годы машинами широкого спроса становятся амфибии Сикорского. Именно на этих „летающих лодках“ происходило становление ныне всемирно известной компании „Пан Америкэн“. Последний самолет Сикорского - С-44 (большой четырехмоторный „летающая лодка“) - был создан в 1937 г. После этого Сикорский возвращается к своим вертолетам. 14 сентября 1939 г. вышел серийное производство двухместный С-47. Это чудо тогдашней техники применялось антигитлеровской коалицией в период Второй мировой войны.

Лучшим вертолетом И. Сикорского считают С-58, испытанный в 1954 г. Он превосходил все вертолеты своего времени. Всего в США им было создано 17 базовых типов самолетов и 18 вертолетов. Крылатая буква „С“ украшала и украшает вертолеты американских президентов, начиная с Айзенхауера.

В конце 1950-х гг. ученый отходит от дел фирмы, оставаясь ее консультантом и вице-президентом, обращается к совершенно иной деятельности. Его последние книги касались сферы духа и веры. Сикорский написал несколько богословских сочинений. Советские газеты критиковали его. В то же время ему тайно делали предложения вернуться в СССР на самых привлекательных условиях. Но он решительно отказывался, и это спасло его от неминуемой гибели в сталинских лагерях.

В 1957 г. Сикорский вышел на пенсию и осуществил давнюю мечту - начал путешествовать. Он объездил всю Америку, побывал во многих странах мира, но так и не заглянул в Украину - то ли не пустили, то ли сам не хотел травить душу воспоминаниями. Увлекся альпинизмом и в 70 лет еще покорял вершины. Особенно его привлекали вулканы - могучий и величественный феномен природы.

Игорь Сикорский умер 26 октября 1972 г. и был похоронен в городке Истон в штате Коннектикут. За свою жизнь получил 89 различных наград и почетных званий. Основатель мирового вертолетостроения, даже став гражданином США, до конца своих дней оставался патриотом родной земли - Украины.

В Киеве память о выдающемся земляке увековечена двумя мемориальными досками: в мастерских Политехнического института, и на доме по адресу Ярославов Вал (бывшая Большая Подвальная), 15. Летом 2008 г. киевский мемориал пополнился еще одним знаком памяти. В парке Национального технического университета (КПИ) открыли памятник авиаконструктору, отцу вертолетов. Его крылатые „С“ продолжают свой полет над землей.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Губернаторы столицы

Племянник Царицы

В 1725–1741 гг. в России наступила эпоха дворцовых переворотов, засилья заграничных вельмож при императорском дворе. Назначаемые в Украину губернаторы в основном проводили репрессивную, антинациональную политику. К их числу в какой-то мере относился и киевский генерал-губернатор Михаил Иванович Леонтьев, занимавший эту должность в период с 1738 по 1752 гг.

Читать полностью...