Поиск

Светлицкий Г.П. (1872-1948). Художник, воспевший Украину

Конец ХІХ – начало ХХ ст. – сложный период, преисполненный острых социальных и художественных поисков в истории Украины. Среди деятелей культуры одно из видных мест принадлежит в то время яркому и своеобразному киевскому художнику Георгию Петровичу Светлицкому. Он представляет поколение мастеров изобразительного искусства, талант которых развился под влиянием культуры Украины и России, автор многих жанровых произведений, прекрасных лирических пейзажей, а также замечательных натюрмортов и портретов. Г. Светлицкий работал и в области монументальной живописи, связанной с религией и храмами.

Родился в Киеве 27 сентября 1872 г. в семье сквирского мещанина Петра Дмитриевича Светлицкого, музыканта Киевского оперного театра и его супруги – киевлянки Гликерии Йосиповны Левицкой. Таинство крещения состоялось в Крестовоздвиженской церкве, которая находилась недалеко от усадьбы на Дехтярной 30, где эта жила семья.

Мальчик появился на свет в то время, когда в школах учили Закон Божий, а в доме почитали Святых, жили в вере и с Богом в душе. Его детство было тяжелым. Скромного заработка отца едва хватало на содержание 11 детей. Учился в церковно-приходской школе. Отец часто брал сына в театр и он полюбил музыку, увлекся ею, а потом научился играть на скрипке, выступал с концертами публично. Однажды в оперном театре состоялась встреча отца и композитора П. Чайковского, который поблагодарил его за прекрасное исполнение его мелодии „Письмо Татьяны к Онегину“, а стоявший рядом сын Григорий плакал от радости за внимание к своему родителю. Когда он стал профессиональным художником, то, вспомнив об этом случае, написал портрет П. Чайковского.

Однако, музыкантом Григорий не стал. В этом решающую роль сыграл отец, который обнаружил у него большие способности к живописи и предпринял все возможное, чтобы развить их и дальше. С этой целью он приносил юноше различные рисунки и гравюры для копирования. В 1866 г. его определили для обучение в Рисовальную школу Н. Мурашка.

Однажды Георгий сильно заболел и не было никаких надежд на исцеление. Набожные родители понесли его в церковь и с верой приложили к чудотворной иконе св. Николая. Отслужили молебен и, к счастью, мальчик начал выздоравливать. Мать просила его помнить и никогда не забывать об этом случае. Потом, в своей жизни, Г. Светлицкий посещал церковь и молился перед иконой св. Николая Чудотворца. Он был верующим человеком, хотя значительная часть жизни пришлась на советские годы с атеистической пропагандой.

Еще в школе, он, вместе с другими учениками, по просьбе Михаила Врубеля, помогал в работе над орнаментами Владимирского собора в Киеве. Г. Светлицкий принял участие в обновлении живописи Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Он работал в группе, которой руководил художник Василий Верещагин. Расписывал и алтарь Михайловской церкви.

После окончания Киевской рисовальной школы, по рекомендации Н. Мурашка, Георгий должен был выехать в Петербур в Академию художеств, но средств на дорогу у него не было. Пришлось поступать в театр, в музыкальную группу и зарабатывать на поездку. В 1890-1893гг. Г. Светлицкий учится в Академии, где приобретает профессиональное мастерство у известных художников И. Репина, Н. Кузнецова, П. Чистякова, А. Куинджи. С 1896 г. участвует в выставках Товарищества передвижников.

Он женится на красивой девушке Эмилии Садовской. Однако в сложные и трудные революционные годы, случилось непоправимое горе, - она скончалась от тифа.

В Петербурге Г. Светлицкий работал в мастерской у Павла Чистякова, обновляя мозаику Исаакиевского собора. Квартиру снимал на Петровской линии. Выезжал в Болгарию где работал на стенах Софиивского собора. В 1915 г. на выставке в Петербургской академии искусств киевлянином экспонировались одновременно и его мозаичные панно „Вознесение Господа“, „Рождение пресвятой Богородицы“, „Апостол Петр“, „Апостол Павел“ и другие.

После революции в 1919 г. он возвращается из Петербурга в Киев в родной дом на Дегтярной, где прожил и проработал до конца своей жизни. Художник расписывал стены Крестовоздвиженской церкви на Подоле, в том числе и Казанский алтарь, - среди сюжетных композиций отметим изображения святых Кирилла и Мефодия. Тут можно увидеть его иконы: „Введение в Храм“, „Явление Иисуса Христа самарянцам“. Существуют мнение, что в композиции „Покрова Божией матери“ Г. Светлицкий написал автопортрет, изобразив себя в образе дьякона. Так иногда художники стремились оставить о себе память в нашей культуре.

Художественное наследие мастера богато и разнообразно. Известны его прекрасные картины „Корчма“ (1907), „Музыканты“, „Месячная ночь“ (1929) и другие. Г. Светлицкий увлекался творчеством Т. Шевченко, в результате им выполнены картины: „Тарас в ссылке“, „Сон“, „Катерина“. Он страстно любил природу, создавая замечательные пейзажи Украины. И в то же время у него появляются картины, отражающие эпоху развития страны: „Дніпробуд“ (1932), „Вогні Железноводська“, „Варіння асфальту“ (1934).

Возможно, в годы идеологической перестройки общества, деятели от культуры как-то влияли на Григория Петровича да так, что он начал писать картину „Ленин слушает Аппассионату Бетховена“. Она тяжело давалась ему – художник создал около 60 ее эскизов, затратив почти 10 лет. Как ни странно, но перед глазами нашего героя постоянно стояли образы Л. Бетховена, Т. Шевченко и было трудно преодолеть себя и настраиваться в работе над этой картиной. Он завершает ее за год до своей смерти.

Сначала она была признана достойно, с удовлетворением, но в дальнейшем последовала жестокая критика, и Г. Светлицкий сильно переживал и страдал. Он заболел, и однажды вернувшись домой сразу же слег в постель. Сердце не выдержало, 28 июня 1948 г. его не стало. Родные тайно пригласили священника, который и отслужил панихиду. Гроб с его телом несли на руках, ученики и преподаватели до старого Лукьяновского кладбища, где он был похоронен (участок 25, ряд 1, место 2).

В Киеве на улице Дегтярной, 30, существует мемориальный дом-музей, основанный в 1958 г. Его директором была внучка Г. Светлицкого – Раиса Михайловна Гуляницкая, ставшая хранительницей этого музея и всего творческого наследия деда. Здесь сохранились рукописи художника, его дневники 1896-1898 гг., а также воспоминания „Краски и звуки, звуки и краски“, (1944), где он повествует про свое детство, учебу в рисовальной школе, Петербургскую академию искусств, про учителей и своих творческих трудах.

В память о выдающемся художнике, сотрудники музея истории Киева, совместно с издательством „Кий“, выпустили интересную книгу „Григорій Світлицький. 1972-1948. Сторінками життя і творчості“. Украина помнит его. Одна из улиц Киева (район Виноградаря) ныне носит имя талантливого мастера кисти.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Губернаторы столицы

«Протеже» князя Потемкина

После смерти Павла І, император Александр І устанавливает в стране строгую законность в государственном управлении, все более становясь сторонником абсолютизма и реакции. Он возвращает некоторые законы и порядки в России, принятые ранее его бабкой Екатериной ІІ. Вступив на престол, Александр І своим указом назначает на пост Киевского генерал-губернатора Александра Петровича Тормасова, правившего более трех лет в этой должности.

Читать полностью...