Поиск

Малевич К.С. (1878-1935). Малевич и его искусство

Одним из выдающихся личностей в искусстве начала ХХ века был художник, педагог, футурист Казимир Северинович Малевич. Он является неоспоримым создателем и мастером беспредметного искусства, основоположником супрематизма. Его творчество, в то же время, было и реалистичным. Жизнь его противоречива, сложна и драматична, о чем свидетельствуют мемуары, биография, современники.

Казимир Малевич родился в Киеве, 23 февраля 1878 г. в семье поляков Северина Антоновича и Людвиги Александровны. Отец служил управляющим сахароваренного завода украинского промышленника И. Терещенко. Мать была одаренной натурой, увлекалась поэзией.

Иногда Казимир с братом бегали на завод полакомиться сахарным песком с водою. Он любил посещать ярмарки и в лавках подолгу засматривался на картины, художественные изделия. Находясь под Киевом, в сельской местности, интересовался как люди расписывали стены домов, окна, заборы.

Семье приходилось часто переезжать с место на место. На всю жизнь Казимир сохранил в своей памяти родные места, улицы, дома, облицованные цветной керамикой, широкий Днепр и снующие пароходы. Он восхищался красотою соборов киевских монастырей. Еще в детстве увлекся живописью, великолепно обращаясь карандашами и кистями. Заканчивая пятиклассное училище в Конотопе, написал первую картину. В 16 лет рисовал уже необычные полотна.

Познакомился с известным художником-реалистом Николаем Пимоненко, который показал ему свою картину ,,Гопак”. Казимира привлекло все, что он увидел в его творческой мастерской. А потом, в Киевской рисовальной школе состоялась публичная выставка первых робот Малевича.

В Курске, где в управлении железной дороги работал его отец, а позднее и сам Казимир, будущий художник писал репродукции, находясь под влиянием Н. Шишкина и И. Репина. Он посещал Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1899г. в этом городе женился на польке Казимире Ивановне Зглейц, дочери курского купца. У них родились сын и дочь. Так случилось , что через несколько лет они развелись.

Пребывание в Москве опрокинуло все его начинания, теории и через иконы он ,,понял эмоциональное искусство крестьян,”. Среди его работ выделялись религиозные фрески ,,Молитва”, ,,Торжество неба”. В Строгановском училище получает профессиональные художественное образование. А в декабре 1905 г. вместе с братом участвует в баррикадных боях первой русской революции. В 1909 г. он вступает в брак с Софьей Михайловной Рафалович, детской писательницей.

К. Малевич принимает участие в выставке ,,Ослиный хвост”, где показал свои полотна. А потом начался его кубофутуристический период. Появляются картины-коллажи ,,Корова и скрипка”, ,,Туалетная шкатулка” - работы ,,Заумного реализма”. С началом первой мировой войны он воспроизводит антинемецкие плакаты, среди которых : женщина, поднявшая врага на вилы.

В 1913 г. на выставке ,,0,10” футуристом Малевич был выставлен ,,Черный квадрат” , наложивший печать на самого создателя, и прогремевший на весь мир. Этот образ представлял ,,нуль форм”. Один современник писал: ,,Малевич был какой-то квадратный, с бегающими глазами, неискренний, самовлюбленный”. Следом появляются его ,,Черный крест”, ,,Черный круг”. Эти работы экспонировались в 1924г. в Венеции. Малевич выступал со своими работами на многих выставках: ,,Бубновый валет”, ,,Московский салон”, ,,Союз молодежи”, ,,Современная живопись”.

В Москве, 3 февраля 1914г. он в футуристической демонстрации. Отвороты его пальто, как и многих, украшены красными деревянными ложками. Вместе с Давидом Бурлюком, Бенедиктом Лившицем, Алексеем Крученых участвует в ,,Первом в России вечере речетворцев”.

Некоторые из них оказались за границей , такие как В.Хлебников, умерли бездомными в нищете. Другие встали на путь сотрудничества с советской властью, получая почетные звания , премии.Казимир считал, что ,,давно пора наконец понять, что проблемы искусства и проблемы желудка чрезвычайно далеки одни от других”.

Известный художник и писатель Юрий Анненков вспоминал в эмиграции в ,,Дневнике моих встреч” (цикл трагедии), что когда он жил в России, в Петербурге, то у него в рабочем кабинете и в библиотеке висели портреты Бориса Пильняка, Исаака Бабеля , Сергея Эйзенштейна, Леонида Андреева и Казимира Малевича, написанные им.В июле 1916г. художник призывается на военную службу. Служил в 56-м запасном пехотном полку. (Вязьма, Смоленск, Москва).

После революции его избирают в Московский Совет солдатских депутатов. К первомайскому празднику он оформляет столицу, одновременносотрудничает с журналом ,,Анархия”. Руководит живописной мастерской. Интересно мнение о нем тех времен: ,,Ученики его боготворили, как солдаты Наполеона. Носили на одежде изображение черного квадрата”.Работы мастера весьма разнообразны. Он создает эскизы для фарфоровой посуды, объемные изображения будущих городов, оформляет спектакли.

Малевич занимался поэзией, читал публично свои стихи и лекции. Известны его рукопись ,,Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой”, книга ,,Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика”, изданная еще при жизни, а также ,,Введение в теорию прибавочного элемента в живописи”.

В 1922 г. преподавал рисунок в Институте гражданских инженеров Петрограда. Одно время руководил Институтом художественной культуры. Сотрудничал с Харьковским журналом ,,Нова генерація”. Его творчество не прерывалось, он пишет ряд картин, в том числе и ,,Красную конницу”. А в Доме искусств проходили каждый день мероприятия. Собрания доклады, конференции, прения, чтения, смех, ругань, споры о Сервантесе, о сыпняке, о Достоевском, о жареных цыплятах.

Однако Малевичу пришлось подчиниться требованиям сталинского режима, прекратить фактически свою деятельность и заняться прикладным искусством: чашки, блюдца, тарелки и прочее. Но красочные украшения остались супрематическими.

Наступило время, когда имя и творчество Малевича стали запретными. Из предосторожности, близкие товарищи прячут его картины, в которых чаще писал распятия, кресты.

В 1927 г. художнику разрешили совершить поездку в Польшу и Германию. Чувствуя, что над ним нависают репрессии, он оставляет там некоторые свои работы у знакомого немецкого дипломата Густава фон Ризена. После возращения из-за границы, его арестовывают и на Лубянке более полугода стараются доказать, что он является ,,немецким шпионом”.

В последние годы жизни, несмотря на преследование, изоляцию и болезни, Малевич сохраняет творческую активность, отстаивает свои идеи и работает над картинами. Предчувствуя, что скоро оборвется его жизнь, он изготовил для себя супрематический гроб и завещал похоронить в нем.

Казимир Северинович скончался 15 мая 1935 г. в Ленинграде и похоронен был на средства горсовета.

Фактически Малевич разыграл собственные похороны, как ритуал: в одежде покойного повторялись любимые цвета его живописи – белый, черный, красный. Его тело несли по улицам города к вокзалу в завещенном им гробу. Публика стояла на Невском и говорила: ,,Наверно, хоронят иностранца!”

По воле выдающегося художника, он был похоронен под Москвой. На его могиле, на памятной плите изображен черный квадрат. К сожалению, во время войны 1941-1945 гг. артиллерийские снаряды полностью уничтожили это захоронение. Дальнейшая судьба его могилы неизвестна.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Губернаторы столицы

Губернатор-Украинофил

В условиях самодержавия России местным административным структурам отводилась не последняя роль. Назначаемым в Украину губернаторам, притом, представлялась неограниченная власть. В 1898–
1903 гг., когда хозяином трех крупнейших и стратегически важных губерний Украины был Михаил Драгомиров, управление территорией носило либеральный характер. Генерал-адъютант Михаил Иванович Драгомиров, родившийся в 1830 г., наряду с Суворовым, Кутузовым и Брусиловым, прослыл крупным военным деятелем и ученым, теоретиком и практиком военного искусства. В наследство от отца будущий генерал и государственный муж получил сто сорок десятин земли родового имения на окраине Конотопа. Драгомировы – обрусевшие поляки, перешедшие на службу к российскому государю еще в 1739 г.

Читать полностью...