Поиск

Крутень Е.Н. (1890-1917). Легендарный витязь неба

Киевлянин, георгиевский кавалер, капитан Евграф Николаевич Крутень был одним из лучших летчиков-истребителей в авиации периода Первоймировой войны, соратником Петра Нестерова - автора мертвой петли. Летчик – новатор в совершенстве освоил высший пилотаж, отработал приемы воздушного поединка, внес большой вклад в основы боевого применения истребительной авиации. Был инициатором создания специализированных истребительных частей для борьбы с авиацией противника.

Евграф Крутень родился 17.12.1890 г. в г. Киеве, на Институтской улице, 11, где проживали его родители. Отец, Николай Евграфович, из бедных дворян, служил секретарем Окружного интендантского Управления Киевского военного округа. Последняя должность – штабс-офицер поручений IV класса. Мать, Каролина Карловна, была дочерью полковника Веньковича. В дальнейшем она оставила сына с мужем и вышла замуж за другого, выехав в Петербург. Евграф тяжело переживал измену матери. Всю свою любовь и привязанность сын перенес на отца.

Мальчик получил домашнее образование и подготовлен к дальнейшему обучению. Был одаренным и любознательным. В 1901 г. Евграф поступил в Киевский Владимирский кадетский корпус. Такова была воля отца. „Пусть наш род будет военным“ - сказал он сыну. Дед также служил когда-то в армии.

Корпус размещался в пригороде Киева на Кадетском шоссе (теперь Воздухофлотский проспект). Это было военно-учебное заведение, которое готовило воспитанников, главным образом дворян, к поступлению в дальнейшем в военные училища. Рядом шумел Кадетский гай. Звучали колокола соседней церкви св. Владимира. Как и многих других его привлекали оружие, мундиры, всевозможные баталии. Правда, порой казался невыносимым строгий режим и издевательства старших кадетов.

После окончания корпуса в 1908 г., Е. Крутень поступает в Константиновское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, где обучали пешему и конному строю, фехтованию, артиллерийскому оружию, управлению огнем и тактике. В 1911 г. выпускник впервые надел новенький мундир, получил кортик, револьвер, ему присвоили звание подпоручика. По праву 1-го разряда, он выбрал 4-ю конно-артиллерийскую батарею, которая стояла под Киевом.

Вскоре, согласно приказу вышестоящего штаба его, как активного и способного офицера, направили на учебу в качестве корректировщика в третью авиационную роту, которая располагалась в Броварах. Здесь он „заболел“ авиацией на всю жизнь. К новому месту службы прибыл 9 сентября 1913 г. когда Петр Нестеров выполнил свою „мертвую петлю“. Евграф Николаевич стал служить в 11 авиаотряде, который возглавлял Нестеров. Он упорно и настойчиво осваивал летное дело и технику.

В сентябре 1913 г. Е. Крутень уже принимал участие в маневрах Киевского военного округа в качестве летчика-наблюдателя. П. Нестеров дал ему рекомендацию для поступления в Гатчинскую школу военных летчиков под Санкт-Петербургом. Незадолго до ее окончания он дважды повторил на Гатчинском аэродроме „мертвую петлю“.

Началась Первая мировая война 1914-1918 гг. Получив звание летчика, Крутень решил перед отъездом на фронт научиться фигурному пилотированию. В школе хранился самолет „Фарман“ французского летчика-гастролера Пуаре. На этом самолете Е. Крутень и практиковался в исполнении фигур высшего пилотажа. Прибыв на фронт, он за короткое время стал опытным мастером воздушного боя. Отдавая должное мастерству, храбрости и знаниям, командование направило его в Англию и Францию для усовершенствования летного дела. Во Франции Е. Крутень воевал в 3-й эскадрильи „Аист“ под Амьеном и Нанси. В полетах корректировал огонь артиллерии, вел разведку, бомбардировал наземного противника, в воздушных боях сбил 2 немецких самолета.

Уже в России, в марте 1917 г. ему присвоили звание капитана, был назначен на должность командира 2-й истребительной авиагруппы, которая действовала на Западном фронте. Самолеты каждого авиаотряда имели на фюзеляже свою эмблему: голову индейца, орла, туза червей. Кстати, во Вторую мировую войну немецкие пилоты-асы переняли для себя подобные эмблемы, в виде крестов, карточных тузов, женских ног. Их сбивали советские летчики, в том числе и легендарный украинский герой Иван Кожедуб…

Е. Крутень выпустил брошюру, в которой кратко изложил свои взгляды и предложения по использованию самолетов в истребительных отрядах, о боевых порядках аэропланов в воздухе, организации авиачастей. А его труд „Воздушный бой“ стал первым учебником для авиаторов Российской империи.

На немецких оперативных картах район действий истребительной группы капитана Е. Крутеня обводился красной линией, как опасной зоны. Его „Ньюпор“ в полете узнавали и друзья, и враги: на борту самолета была нарисована голова древнерусского воина Ильи Муромца - символ отваги и доблести. А австрийский ас, обер-лейтенант Франк фон Линко-Кроуфорд трижды встречался в воздухе с Крутьнем и каждый раз был вынужден выходить из боя, спасая собственную жизнь.

По приказу великого князя Александра Михайловича, он уезжает в Москву на завод „Дукс“ для испытания самолетов и их приема на фронт. Вскоре Е. Крутень был назначен на должность инспектора Юго-Западного округа. Он активно участвовал в боевых действиях. До своей трагической смерти сбил три немецких самолета типа „Фоккер“ и „Бранденбург“.

6 июня 1917 г. при выполнений боевой задачи он был тяжело ранен и потерял сознание. Внезапно его истребитель на развороте „завалился“ на крыло и упал на землю и летчик погиб. Это случилось у села Плотичи под Тернополем. В приказе по армии Юго-Западного фронта от 7 июня 1917г. было сказано: „Возвращаясь из боевого полета, разбился насмерть один из самых отважных наших летчиков капитан Крутень“.

Многие газеты поместили некрологи о гибели легендарного героя, высоко оценивая его боевые подвиги и заслуги перед авиацией. В газете „Киевлянин“ за 11.06.1917 г. на первой странице крупным шрифтом было набрано объявление: „Отец, мать, сестры и братья, с безграничной скорбью извещают родных и знакомых, что вынос тела, волею Божею погибшего военного летчика Евграфа Николаевича Крутеня, состоится 11.06 в 3 часа дня, с вокзала станции Киев-1, во Владимирский собор и далее на кладбище Выдубецкого монастыря для отдачи земле“.

Скорбная весть облетела весь Киев. Гроб с останками мужественного летчика вынесли из вагона поезда и установили на гондоле аэроплана, заменив катафалк и покрыли авиационным флагом. Кажется, весь город провожал   в последний путь своего земляка. Однако, Е. Крутеня похоронили на Аскольдовой могиле. Видимо решение изменилось и предпочли более привилегированному кладбищу. В годы советской власти этот некрополь подвергся ликвидации. Заброшенную могилу Е. Крутеня нашел летчик-испытатель Герой Советского Союза Алексей Грацианский. Останки погибшего были перезахоронены на старое Лукьяновское кладбище, рядом с могилой Петра Нестерова, на участке № 13. Памятник сооружен на средства коллектива Киевского авиазавода. Лаконичная надпись на гранитной плите свидетельствует, что здесь лежит „Легендарный витязь неба Крутень Евграф Николаевич 1890-1917“.

Было много мнений о причинах его гибели. Капитан Е. Крутень остался в списках части и продолжал нести военную службу. Был создан фонд и стипендия его имени для авиаучилищ. Он сбил в воздушных боях около 20 немецких самолетов, причем большинство из них над территорией противника. За боевую отвагу и храбрость награжден орденами св. Анны, св. Станислава II и III степени, а также св. Владимира, св. Георгия - все IV степени, Георгиевским оружием, французским „Военным крестом 1914-1918 гг.“ за храбрость. В память о летчике была выбита специальная медаль. Это был воздушный Витязь, человек высокого долга и истинный патриот Украины. С тех пор пролетело немало лет, но никогда не будут забыты его славные ратные дела и подвиги.

 

Губернаторы столицы

Племянник Царицы

В 1725–1741 гг. в России наступила эпоха дворцовых переворотов, засилья заграничных вельмож при императорском дворе. Назначаемые в Украину губернаторы в основном проводили репрессивную, антинациональную политику. К их числу в какой-то мере относился и киевский генерал-губернатор Михаил Иванович Леонтьев, занимавший эту должность в период с 1738 по 1752 гг.

Читать полностью...