Поиск

Костанди К.К. (1852-1921). Украинский певец природы

Выдающийся художник Украины Кириак Костанди пронес через всю жизнь чистую, большую любовь к природе и к людям. Современники называли его певцом ранней весны и душистой сирени, поэтом тонкой вечерней грусти. Он открыл чрезвычайную ценность изучения творчества великих мастеров прошлой эпохи. К. Костанди как учитель дал путевку в жизнь многим выдающимся мастерам изобразительного искусства. В его работах такое богатство цветов, такая сила выражения, столь глубокое проникновение в чудесную южную природу, что большинство из них воспринимаются как задушевная песня, исполненная жизнеутверждающего, оптимистического настроения.

Кириак Константинович Костанди родился 3 октября 1852 г. в бедной многодетной семье рыбака в пригороде Одессы. Отец был родом из греческих эмигрантов. Он рано умер и парню пришлось зарабатывать себе на хлеб. Сначала в бакалейной лавке, а потом в винном погребе. Но у него уже в раннем возрасте проявились художественные наклонности, пробудившиеся под воздействием поэтической природы и моря.

Начальное образование получил, работая ретушером в фотографической мастерской Бюллова в Одессе. Два года, которые провел в ней, Костанди считал первым этапом своего художественного познания. От Бюллова узнал об Одесской рисовальной школе, в которой талантливые юноши учились бесплатно. Ему удалось поступить туда и он скоро обратил на себя внимание педагогов. К выпускному экзамену выставил 5 портретов маслом на холсте, 4 натюрморта, копию картины „Бахус“ академика Бруни и историческую композицию на библейскую тему „Иосиф, преданный братьями“. Совет учителей школы наградил его медалью и эти работы были отправлены в Академию художеств России.

В 1874г. Костанди приезжает в Петербург и поступает в Академию художеств, сначала вольнослушателем, а потом – учеником. Это обучение стало возможным благодаря содействию И. Айвазовского, который выхлопотал ему стипендию и написал рекомендательное письмо конференц-секретарю Академии. Молодой художник с особым увлечением копировал Тициана и Рубенса, изучал голландских и французских художников. Учащиеся создавали кружки, где собирались вечерами с мольбертами, беседовали об искусстве. К ним приходили художники-передвижники, в частности, И. Репин, И. Крамской, А. Куинджи. В одном из таких кружков активно участвовал и Костанди. Однажды на заседании кружка состоялась его встреча с Репиным, - это было началом их долголетней и искренней дружбы.

Вместе со своими товарищами по учебе Кириак выезжал в село Бутырки Орловской губернии на этюды. Его рисунки говорили о зорком глазе мастера, внимательном отношении к натуре и пейзажу. Костанди был награжден малой и двумя большими серебряными медалями. В 1882 г. он был выпущен из Академии в звании классного художника 3-й степени и вернулся в Одессу. Работал в городе как портретист и пейзажист. На XII выставке передвижников показал свою картину „У больного товарища“, которая не осталась без внимания. Кстати в письме к П. Третьякову И. Репин советовал купить эту картину.

В 1897 г. он стал членом Товарищества южнорусских художников. До конца жизни преподавал живопись в рисовальной школе. Среди его учеников -И. Бродский, М. Греков, А. Шовкуненко и другие. Делу воспитания молодых талантов Костанди отдавался без остатка. В течении тридцати пяти лет его жизнь и деятельность были связаны с этим учреждением.

Вместе с братьями Кузнецовыми он совершил свое первое путешествие за границу. Они побывали во Франции, Германии, Австрии, Италии. Знакомство с искусством этих стран сыграло положительную роль в творческих поисках Костанди. На передвижных выставках последующих лет экспонировались лучшие произведения художника: „Больная на даче“, „Под вечер“, „Ранняя весна“, „Странствующий музыкант“, „ Девушка с гусями“. Он становится постоянным участником выставок, сначала как экспонент, а с 1897 г. как действительный член Общества.

Костанди был знаком с К. Паустовским, который уважал его талант. И однажды этот писатель посетил музей, который находился на Софийской улице Одессы, в бывшем дворце Потоцкого, и был в восторге от картин украинского пейзажиста. Через много лет в „Книге странствований“ он вспомнил забавный случай, о вымышленной смерти К. Костанди. Репортер газеты сообщил, что художник умер и принес некролог в редакцию. К. Паустовскому пришлось его еще и корректировать. С грустью говорили, что глава школы искусств Одессы жил на Малой Арнаутской улице, что это выдающийся мастер, бриллиантовая рука и золотое сердце. Но некролог оказался фальшивкой. Этот репортер решил заработать на воображаемой сенсации 5 тыс. рублей. Пришлось срочно изъять некролог. Газета „Моряк“ вышла без него. Но он был напечатан в „Одесских ведомостях“, которым пришлось извиниться перед К Костанди. Затем стало известно, что умер его однофамилец - чистильщик сапог, живший в подвале этого же дома, где проживал и художник. Одесский репортер был изгнан из редакции.

В 90-е годы мастер написал лучшие свои произведения. Его имя было известно далеко за пределами Украины. За картины „Ранняя весна“, „Старики“, художнику были присуждены медали на всемирных выставках. Костанди обращался и к такому сложному жанру, каким является портрет. Лучшим произведениям, в которых художник передал образы близких ему людей („Девушка в голубой пелерине“, портреты П. Буковецкой, М. Князевой и др.), присущи красивый рисунок и выразительная фактура.

В начале ХХ ст. он остается на позициях реалистического искусства. В это время написаны большие картины: „Семья“, „Цветущая сирень“, „На винограднике“. 29 октября 1907 Костанди получил звание академика живописи . В том же году, в связи с увольнением И. Е. Репина из Петербургской Академии художеств, встал вопрос о замещении его должности. Некоторые члены совета намерены были пригласить его на это место. Но опасения что, после его отъезда из Одессы, придет в упадок местная школа, не позволили совету предложить кандидатуру нашего героя. В феврале 1910 г. общественность Одессы отметила 25-летие художественной и педагогической деятельности Костанди. Приветствия и поздравления юбиляру поступили со всех концов страны.

В 1917 г. Костанди становится хранителем Одесского художественного музея, одним из основателей которого он был. Одновременно работал в Комитете по охране памятников искусства и старины, возглавлял „„Общество преподавателей изобразительных искусств“, участвовал в работе Губнаробраза. В Украине и России сохранилось много пейзажных этюдов, созданных художником.

В последний год тяжело болел. Лишь в середине лета здоровье улучшилось, и тогда он написал пейзажные этюды: „Рассвет“, „Перед дождем“, „Цветущая малина“, „На даче“. Но уже осенью 1921 г, наступило резкое ухудшение и 31 октября художник умер в своем родном городе.

Группа учеников и его последователей решили создать в Одессе Художественное общество им. Костанди. Была организована первая посмертная выставка его картин, рисунков и этюдов. Помимо этого в Одессе ежегодно проводился „День сирени“ в честь Кириака Константиновича. Одна из улиц города в районе Среднего Фонтана названа его именем.

 

Губернаторы столицы

Список генерал-губернаторов и губернаторов

правивших в Киеве и губерниях Украины, опубликованных в книге

Читать полностью...