Поиск

Коралли В.Ф. (1906-1995). Сердце, отданное эстраде

Талантливый, профессиональный артист понимал и ценил искусство. Известный энтузиаст своего дела старался, чтобы эстрада была привлекательной и ослепляющей. Многие десятилетия своей жизни он посвятил сцене, выступая перед публикой, никогда не разочаровывая ее. А все начиналось на юге Украины, в родном городе нашего героя, благодаря которому позже Одессу стали называть „фабрикой эстрады“. Имя и деятельность его стояли на заре ее рождения. К сожалению, сейчас это забытая всеми личность в нашей истории.

Впервые Володя Коралли „вынесли“ на сцену, когда ему исполнилось пять лет. В спектакле „Запорожец за Дунаем“ нужен был мальчик-турчонок, которого по ходу действия должны были украсть. Он подходил к этой роли - родители не возражали. Вскоре он уже пел на сцене детского театра Одессы.

Владимир Филиппович Коралли родился в мае 1906 г. в семье портового рабочего Филиппа и его жены Полины. Он был тринадцатым ребенком, из которых семеро умерли в раннем возрасте. Мальчик плохо помнил своего отца, так как тот работал бригадиром грузчиков, пропадая в порту. Умер в возрасте пятидесяти трех лет в больнице. Мать начала работать в бакалейной лавке.

Вову отдали учиться в хедер - начальную школу, где ребе читал Библию, талмуд, заставляя учить наизусть. Кто не мог запомнить - помогали ремнем. Володе это не угрожало, потому что память у него была замечательная.

Потом мать повела его в синагогу Бродского. Она славилась в Одессе своим хором и органом. Главный режиссер этого „храма искусств“ Новаковский, прослушав Володин голос, отметил абсолютный слух - звучный альт - экзамен был сдан. Ему стали поручать самостоятельные партии и назначили оплату три рубля в месяц, а в дополнение - по двадцать копеек за каждые похороны.

Призвание и любовь к музе и сцене жили в душе юноши. В городской аудитории проходили дивертисменты, концерты. Здесь Володя пел, его награждали аплодисментами, что поднимало авторитет, он становится знаменитостью Молдаванки.

А в январе 1917 г. в театре „Водевиль“ состоялся его первый бенефис с отдельными номерами и стихотворными монологами, которые исполнялись под музыку. Выступление имело большой успех. У Владимира были хорошая память, четкая дикция, живой характер. Работа на эстраде стала постоянной. После революции в оперном театре был дан митинг-концерт, в связи с освобождением из каторги известного своими подвигами Григория Котовского.

В. Коралли прочел со сцены стихи, обращенные к нему. На вечере принимали участие одесские артисты, среди них и Леонид Утесов. Концерт закончился аукционом, на котором были разыграны кандалы, привезенные Г. Котовским с каторги. Он прошел за кулисы, поблагодарил артистов и В. Коралли за их выступление.

Кстати, после его убийства, во время похорон легендарного комбрига, какая-то женщина, прощаясь, положила на гроб его же кандалы.

Артист менял манеру исполнения своих номеров - пел куплеты и одновременно приплясывал. Началась профессиональная работа. Состоялись официальные гастроли по Украине. Афиши извещали о концертах „вундеркинда куплетиста Владимира Коралли в своем собственном репертуаре“. Иллюзион „Салей“ в Екатеринославе стал местом гастрольного дебюта. Артист исполнял и злободневные куплеты „Пусть берут! Пусть везут!“, высмеивая грабительскому политику Германии, которая тогда оккупировала державу. Трудно представить, что происходило в зале. Он имел потрясающий успех!

Вернувшись в Одессу, на Коралли посыпались контракты на проведение концертов. Он начал выступать в кинотеатрах города, театрах „Водевиль“, „Большой Ришельевский“.

Однажды, перед выступлением в иллюзионе „Орел“, ему прошептали на ухо, что в зале сидят налетчик Мишка Япончик и его „мальчики“. Их показали ему через щель в занавеску. Шел 1919-й год - тревожное время, полное неопределенности. Власть менялась как в калейдоскопе. О Япончике рассказывали легенды, романтические истории. Говорили, что он не грабит врачей и артистов, любит театр и дивертисменты. И что его „мальчики“ работают картинно, на вечерах и маскарадах, в смокингах, не отличаясь от господ. Они вежливо просят дам и кавалеров расстаться со своими украшениями, без хамства, грубостей и насилия, играя никелированными браунингами.

Известно, что позже, под Одессой, на перроне Вознесенского вокзала Мишка Япончик (он же Михаил Винницкий) был расстрелян красноармейцами как главарь налетчиков и дезертир.

В конце 1918 г. В. Коралли с артистами устроили концерт в иллюзионе „Лира“. Он происходил при свете керосиновых ламп, так как белогвардейцы, отступая, взорвали электростанцию.

Шел 1924 год. Наш одессит по контракту уже выступает в Москве в летнем театре „Аквариум“ с куплетами. Исполнял российско-славянский танец, вальс-чечетку. Танго, краковяк. Москвичи были в восторге. Состоялся концерт в саду „Эрмитаж“…

Однажды, войдя в купе вагона Москва-Нижний Новгород, направляясь на гастроли, Владимир увидел симпатичную девушку. Познакомились. Это была певица Клавдия Шульженко, которая также ехала с концертом этим поездом. Беседовали, рассказывали о себе. В. Коралли был очарован ею. Увидел на ее руке обручальное кольцо и с вопросом посмотрел на Шульженко. Она засмущалась и объяснила, что обручена, пригласила на свадьбу. Он ответил: „На свадьбу приду, но не как гость, а как жених!“ Оценив эту глупость, они рассмеялись.

Завершив удачное выступление, артисты отметили его в ресторане „Россия“. Владимир с Клавой сидели рядом. И вдруг он увидел, что обручальное кольцо на руке ее исчезло. Оказалось, она успела с женихом „побить горшки“ и якобы рассталась с ним. Артистка жила с родителями в Харькове где исполняла свои песни. В. Коралли пригласили в этот город для участия в майских праздничных концертах. Вместе выступали в одной программе. В антракте певица представила своего жениха. И тут случилось непредвиденное. Владимир выхватил из рук Клавы театральную сумочку и бросил ее на пол. Жених пытался схватить его за грудь, но тот выхватил браунинг и начал угрожать ему. И пока Клава собирала свои вещи, жених мгновенно исчез.

Вернувшись в Одессу, В. Коралли страдал, думая, что потерял ее навсегда. Через 10 дней он получил от К. Шульженко печальное, но благосклонное письмо. Сейчас же в Харьков была отправлена ​​телеграмма с предложением руки и сердца. После этого была встреча, бракосочетание и четверть века совместной жизни.

Летом 1930 г. в Одессе проходили их совместные выступления. Придирчивые одесситы, оценили и полюбили певицу. А потом пошли обновленные концерты и премьеры в Доме Красной Армии, в мюзик-холле и Академическом театре оперы и балета в Ленинграде.

Состоялись их гастроли по Украине, в том числе и в Киеве, в сопровождении джазов Я. Скоморовского и А. Цфасмана. Летом 1941 г. состоялись выступления в Ереване, а утром 22 июня была назначена репетиция. И вдруг сообщили о большом несчастьи. Началась война. Коллектив джаз-ансамбля, за подписью его руководителя В. Коралли, отправил телеграмму в Ленинград, считая себя мобилизованными на фронт. Первые концерты проводились на призывных пунктах, а потом на фронтах.

В одной авиачасти пришлось ждать окончания боя с немецкими самолетами. Им аплодировали воины бронепоезда. Выступали перед рабочими Кировского завода Ленинграда, перед моряками Балтийского флота, обслуживали Ладожское трассу прямо на льду. Так искусство артистов ковало веру в победу. Выезды на Западный и Северо-Западный фронты не прекращались. Исполнялись новые стихи, фельетоны и песни „Давай закурим“, „Синий платочек“, „Вечер на рейде“.

Война подходила к концу. 9 мая 1945 г. джаз-оркестр встретил в Ленинграде. Дело прошлое, но возникло противоречие между Владимиром Филипповичем и Клавдией Ивановной, которой не нравились новизна и успех мужа. Он во многом ей уступал. К тому же, она пыталась часто ставить только свои сольные номера. Не найдя компромисса, решили выступать отдельно, независимо.

Скорее всего в жизни их объединял творческой союз, а не любовная связь. Кстати, Клавдия любила композитора Илью Жака, который написал ей песни „Андрюша“, „Встречи“ и тайно встречалась с ним. Узнав об этом, Владимир начал увлекаться другими женщинами. И они разошлись. В. Коралли организует небольшой коллектив и гастролирует с ним по стране. Посетил Киев, Харьков, Одессу. В его репертуаре „Телеграфные куплеты“, монологи „О хорошем тоне“, „О дамах и женщинах“. Кроме конферанса, интермедий, фельетонов, исполнял пародии и песни. Состоялись творческие встречи с Юрием Олешей, Корнеем Чуковским, Львом Касилем, Вано Мурадели, Модестом Табачником.

По предложению Москонцерта и Центрального Дома работников искусств было отмечено его шестидесятилетие. Юбиляру поступили телеграммы, поздравления, в том числе и от К. Шульженко. Отшумел юбилей и В. Коралли вернулся к работе с программой „На эстраде москвичи». И сколько подобных концертов было в дальнейшем - не перечесть.

Можно восхищаться его творческим долголетием. Он не сходил со сцены почти 75 лет! Шли годы, здоровье было уже подорвано. Владимир Филиппович решил в 1985 г. навестить родную Одессу, где дал своим землякам несколько концертов.

Знаменитый и талантливый артист страны умер в 1995 г. в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище, рядом с Клавдией Шульженко, пережив ее на 11 лет.

 

Губернаторы столицы

Любимчик императрицы

В 18 веке Россия продолжала захватническую политику на юге и в Польше. Во многих военных действиях по колонизации этих земель принимал участие генерал Михаил Никитич Кречетников, который впоследствии управлял Киевом и губерниями Украины.

Читать полностью...