Поиск

Письменность.

Появление письменности тесно связано с социально-экономическим и культурным прогрессом на Руси; в ней нуждался государственный аппарат, экономика, развивавшаяся культура. В определенной степени распространению письменности способствовало введение христианства.

Письменные источники свидетельствуют, что христианство стало постепенно проникать на Русь с IX в. Выше упоминался один из походов Руси на Царьград в 860 г. во главе с киевским князем Аскольдом. Поход завершился миром с греками и крещением части русской дружины во главе с князем Аскольдом, получившем христианское имя Николай.

Примерно к этому же времени относится крещение «росов», о котором сообщает в своей «Энциклике» (окружном послании) константинопольский патриарх Фотий. Интересно, что об этом же крещении Руси вскользь упоминают и некоторые древнерусские источники, как например, Церковный устав князя Владимира. О крещении «росов» есть также сведения в биографии византийского императора Василия Македонца и в так называемом сказании Бандури («Подробном повествовании о том, как был крещен народ россов»), написанном по-гречески.

К X в. относятся сведения о письменности на Руси, содержащиеся в договорах Руси с греками 911 и 944 гг., тексты которых сохранились в «Повести временных лет». Известно, что договоры согласно византийской дипломатической традиции составлялись в двух экземплярах на греческом языке и языке народа, с которым заключался мир. Этот факт служит доказательством того, что второй экземпляр договоров был написан, если не на древнерусском, то, возможно, на болгарском языке,
вполне доступном для понимания восточными славянами.

В договорах есть прямые указания на знакомство с письменностью на Руси. Так, в договоре 911 г. упоминается русский обычай писать духовные завещания в том случае, если завещатель уезжал надолго в чужую страну. Согласно одному из пунктов договора 944 г. послы или купцы, направлявшиеся в Царьград, должны были иметь при себе специальные грамоты, подписанные князем, а не золотые и серебряные печати, как это было принято раньше. В договоре 944 г. в Киеве упоминается соборная церковь св. Ильи на Подоле. По подсчетам советских исследователей, для круглогодичного функционирования соборного храма необходимо было 26 различных богослужебных книг.

Сказанное свидетельствует, что к середине X в. письменность на Руси была не просто известна, а получила распространение в государственных канцеляриях и стала проникать в экономику и быт.

О том, какой была письменность этого времени, ответить пока трудно из-за отсутствия достаточного количества письменных памятников.

До нашего времени сохранилось две славянских азбуки: глаголица и кириллица, последняя получила на Руси большее распространение.

Болгарский писатель X в. Черноризец-Храбр в произведении «О письменах» выделил три основных этапа развития славянской письменности. Сначала славяне, будучи язычниками, употребляли для гаданий и счета черты и резы, когда же они стали христианами, то начали пользоваться для письма латинскими и греческими буквами и так писали ими «без устроения», а затем славянский просветитель Кирилл изобрел им азбуку. Русский славист И. И. Срезневский полагал, что начиная с VI в. славяне начали пользоваться уставными греческими буквами для своего письма. Постепенно к буквам греческого алфавита стали добавляться специальные знаки, предназначавшиеся для улучшения передачи особенностей фонетики славянской речи. По мнению большинства исследователей, Кирилл изобрел глаголицу. Очень вероятно, что при этом он использовал славянские специальные буквы из протокирилловского письма «без устроения». Это, видимо, те буквы, которые имеют графическое сходство в обеих славянских азбуках.

Протокирилловская письменность греческими буквами существовала и развивалась параллельно с глаголицей. На определенном этапе развития ее упорядочили и усовершенствовали. Вероятно, это произошло в начале X в. в Преславе при дворе болгарского царя Симеона. Глаголическая письменность из-за большой сложности не получила распространения, а кириллица в дальнейшем послужила прототипом современной письменности многих славянских народов.

Так представляли себе развитие славянской кирилловской письменности русский ученый прошлого века В. Миллер и современный болгарский исследователь Б. Георгиев.

Кирилловская письменность, таким образом, являлась сложной творческой переделкой греческого алфавита, продолжавшейся многие годы. В ее состав постепенно вошло 19 букв, неизвестных в византийской письменности. Следовательно, кириллица, как и глаголица, представляла собой вполне оригинальную славянскую систему письма.

На Руси письменность стала известной в 60—70-х гг. IX в., о чем свидетельствуют упоминавшиеся выше письменные источники. Одним из первых центров распространения ее на Руси стал Киев — столица Древнерусского государства — с его канцеляриями, архивами, чиновниками и др. Экономические связи Руси с Византией способствовали проникновению к восточным славянам прежде всего византийской, ионической цифровой системы, при которой цифры обозначались буквами с черточками-титлами сверху.

Письменность на Руси до официального принятия христианства засвидетельствована и первыми археологическими находками. Во время археологических раскопок гнездовских курганов близ г. Смоленска, в одном из языческих захоронений, обнаружена корчага второй четверти X в.— хозяйственный сосуд, употреблявшийся в древности для хранения и перевозки сыпучих или жидких веществ. На корчаге выцарапана надпись «Гороушна» — горчица или горючая жидкость, возможно, послужившая для разжигания погребального костра.

Интересная находка обнаружена в Софийском соборе в Киеве во время изучения граффити. Это неизвестная азбука, состоящая из 27 букв, в том числе 23 греческого алфавита и четырех славянских букв — Б, Ж, Ш, Щ. Минимальное число славянских букв — четыре по сравнению с 19 славянскими буквами кирилловской азбуки XI в. заставляет думать о большой древности открытой азбуки, а значит, и письменности, которую она представляет. Возникает вопрос: не отражает ли находка в Софийском соборе какой-то ранний этап развития славянской письменности, к примеру, тот, когда к греческому алфавиту стали добавляться первые славянские буквы? Не этой ли письменностью пользовались со времени Аскольда христиане в Киеве при храме св. Ильи на Подоле? Установить это можно будет только с накоплением новых эпиграфических находок.

С введением христианства вместе с богослужебными книгами и писцами из Болгарии на Руси распространилось совершенное славянское письмо — кириллица, которой написаны сохранившиеся до наших дней книжные памятники XI—XIII вв.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить