Поиск

Глиэр Р. М. (1875 - 1956). Гений музыкального мира

Одним из выдающихся продолжателей реалистических традиций музыкальной классики, главным образом П. Чайковского, С. Рахманинова, композиторов „Могучей кучки“, был наш знаменитый земляк Рейнгольд Морицович Глиэр. Он оставил после себя много талантливых учеников, ставших впоследствии выдающимися композиторами. „Как-то так получается, что кого из композиторов не спросишь, он оказывается учеником Глиэра ...“, - вспоминал как-то С. Прокофьев, который сохранил светлый образ своего учителя для потомков. Это знаменитый украинский и российский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель.

Рейнгольд Глиэр родился 11 января 1875 года в Киеве в семье мастера из Германии, который изготовлял духовые инструменты. Отец будущего композитора - саксонский подданный Мориц - Эрнест Глиэр купил участок земли на Бессарабке на улице Бассейной 6, построил домик с мезонином и пристройкой для инструментальной мастерской.В этом особняке проходили детские годы будущего композитора. Мать - Юзефа (Жозефина Викентьевна) Корчак, из выдающегося польского рода, представителем которого был коронный гетман Польши Франциск Ксаверий Браницкий, а затем и генерал российской армии. Он владел обширными поместьями, в том числе и в Белой Церкви, где сохранился чудесный парк.

Кстати, его дед также ремонтировал, изготавливал и настраивал духовые музыкальные инструменты. Родители мечтали видеть сына продолжателем семейных традиций. Они и слышать не хотели, чтобы их маленький Рейнгольд учился музыке. Поэтому и не удивительно, что мальчик впервые взял в руки скрипку, когда ему исполнилось уже десять лет. Несмотря на активное сопротивление со стороны родителей, онпоступает в Киевское музыкальное училище, по классу скрипки.

Девятнадцатилетний юноша, вопреки родственникам, самостоятельно принимает решение учиться в Московской консерватории.В 1894 г. Рейнгольда зачислили в консерваторию и он прибыл в древнюю столицу, где осваивал новые предметы у своих педагогов: И. Гржимали, М. Ипполитов – Иванов, А. Аренский, С. Танеев. Мечта его сбылась!

Молодой киевлянин постоянно изучал произведения западных классиков и композиторов - современников, музыкальный фольклор разных национальностей.

Публичное признание как композитора пришло после выполнения в Москве его октета, а затем - Первой симфонии. И, особенно, после получения престижной музыкальной премии имени Михаила Глинки за Первый струнный секстет. „Мой секстет был сыгран великолепно, и имел большой успех. Присутствовали все самые известные музыканты Петербурга с участием Римского-Корсакова, Лядова и Глазунова“, - вспоминал в своих мемуарах Р. Глиэр. Он написал Второй и Третий секстеты, Второй квартет, Вторую Третью симфонии. А в симфонии „Илья Муромец“ были ощутимы связи с „Русланом“ Глинки и симфониями Бородина.

Окончив с золотой медалью Московскую консерваторию, Глиэр остается в ней преподавать. Дает уроки С. Прокофьеву, другим будущим композиторам, излагает теоретические дисциплины в школе Гнесиных. Композитор не отказывался от камерной музыки. Он создает ряд замечательных романсов, таких как „О, не вплетай цветы“, „Сладко пел душа – соловушка“, „Мы плыли с тобой“.

Вскоре, в 1913 г. его пригласили работать профессором класса композиции в Киевскую консерваторию,а через год Рейнгольд становится ее ректором. На выборах были выдвинуты две кандидатуры: профессора Пухальского, который много лет возглавлял музыкальное училище, и уже известного композитора Глиэра. Большинство присутствующих отдали голоса Пухальскому. Но профессор попросил ученый совет провести повторное голосование, чтобы выбрать Глиэра, поскольку „он не только прекрасный музыкант, но и прекрасный организатор“. Его учениками тогда были Лятошинский и Ревуцкий. В то время он активно занимается и дирижерской работой. За годы пребывания в Киеве ему удалось заметно активизировать концертную жизнь города. Он организовывал гастроли многих известных музыкантов: Сергея Кусевицкого, Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева. Принимал участие в концертах Русского музыкального общества, руководил творческим процессом в Оперной студии консерватории.

В годы гражданской войны, чтобы сохранить консерваторию, Рейнгольду Морицевичу пришлось бороться с властью, которая была в Киеве. Студентов силой забирали в армию, отбирали у преподавателей жилье. Он постоянно обращался к чиновникам с просьбой освободить от солдатчины и принудительных работ студентов, вернуть жилье преподавателям. И, что удивительно, его просьбу удовлетворяли! Даже добился, чтобы они получали продовольственные пайки.

В 1920 г. вновь переезжает в Москву, где ведет класс композиции в консерватории. Среди его учеников - Александр Давиденко, Лев Книппер, Арам Хачатурян, и многие другие.

В историю мировой музыки композитор вошел как создатель первого советского балета „Красный мак“. Стимулом послужил объявленный дирекцией Большого театра конкурс, а поводом - заметка в газете „Правда“ о том, что в одном из портов Китая задержан грузовой российский пароход с гуманитарной помощью для китайских товарищей. В тридцатые годы он создает концерт для арфы с оркестром, „Торжественную увертюру“, музыкальную драму „Гюльсара“ (в соавторстве с Т. Садыковым).

Вторая мировая война не прервала творческой деятельности композитора. Он создает увертюру для духового и симфонического оркестров, одноактную оперу„Рашель“ (по новелле Мопассана „Мадемуазель Фифи“). После войны появляются концерты для виолончели с оркестром и балет „Медный всадник“. Р. Глиэр является автором ряда произведений на украинскую тематику, в частности это балет „Тарас Бульба“, симфоническая картина-балет „Запорожцы“, симфоническая поэма „Завещание“ памяти Т. Шевченко, „Подражание Иезекилю“ по стихотворению Т. Шевченко, музыка к драматическим спектаклям „Иван Гус“, „Гайдамаки“. Влияние украинских фольклорних источников сказывается и в произведениях: 1-й струнный квартет, 1-я и 2-я симфонии, “Торжественная увертюра”, оркестровка и редактирование опер „Наталка Полтавка“, „Черноморцы“.

Долгое время музыкант жил в Киеве на ул. Бассейной № 6 (1876-1916), с перерывами, дом не сохранился и ул. Кузнечной № 23 (1914 - 1916). Улица Примакова в Киеве также носила имя Р. Глиэра. Занимаясь творчески, музыкант активно участвовал и в общественной жизни. Был членом Союза композиторов СССР,Председателем Оргкомитета СК СССР. Он доктор искусствоведения, лауреат премии им. М. Глинки, Государственных премий, народный артист СССР. Имя Р. Глиэра носит Киевское музыкальное училище.

Умер Рейнгольд Глиэр 23 июня 1956 г. в Москве почти через месяц после своего последнего концерта в Одессе. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

Губернаторы столицы

Благотворитель и хлебосол

Несмотря на глубокие потрясения, которые произошли в России к середине 19 ст., Киев оставался центром общественно-политической жизни в Украине. В то время во главе сложного аппарата чиновников в Киеве стоял гражданский губернатор Иван Фундуклей – активный, грамотный администратор, отличавшийся либеральными взглядами. При его правлении росли экономика, торговля, развивалась научная мысль.

Читать полностью...