Поиск

Волошин М.А. (1877-1932). Судьба киевлянина

Максимилиан Волошин – фигура мировой значимости. Его нельзя причислять к одной лиш русской или украинскойклассики, - он является связующим звеном между двумя культурами. Это поэт, художник, переводчик, литературный и художественный критик. Его эрудиция охватывала прежде всего историю литературы, искусства, религии, языкознания. Это знаток естественных наук: геологии, ботаники, физики, и своими философскими предсказаниями значительно опережал время. Жизнь его началась в Киеве, в квартале, где жили профессора и студенты университета.

Мальчик родился в семье украинского юриста Александра Максимовича Кириенко-Волошина, в доме №19/1, на перекрестке улиц Льва Толстого и Тарасовской. Его крестили на Галицкой площади, в удивительной, необычной церкви Иоанна Златоуста, построенной из чугуна и стали.

Отец служил юристом, членом Киевской палаты уголовного и гражданского суда. О своем рождении и истории рода в одной из автобиографии Волошин писал: „Я родился 16 (28) мая 1877 года, в Духов день, „когда земля - изменница“. Отсюда, вероятно, моя склонность к духовно-религиозному восприятию мира и любви во всех их проявлениях. Родился я в Киеве и корнями рода связан с Украиной. Мое родовое имя идет из Запорожья. Я знаю из Костомарова, что в XVI веке был на Украине слепой бандурист Матвей Волошин, с которого поляками была содрана кожа за политические песни, а фамилия того молодого человека была Кириенко-Волошин. Я бы ничего не имел против того, чтобы он был моим предком“.

Детство его прошло в Таганроге и Москве, где он жил вместе с матерью, после смерти отца. Пятилетний Макс уже читал Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Воспитанием Макса занималась мать – Елена Оттобальдовна. Умная и сильная женщина дала сыну образование, научила любить мир и людей, быть собой при любых обстоятельствах.

С 12 лет Максимилиан начал писать стихи, рисовать. Его ранние живописные работы одобрительно оценил выдающийся художник-маринист И. Айвазовский. В период учебы на юридическом факультете Московского университета, за участие в забастовке студентов, его отчислили и выслали в Феодосию под надзор тайной полиции. Обучение, начатое в Москве, юноша продолжил в Крыму, в Феодосийской мужской гимназии.

В 1893 г. М. Волошин поселяется в Коктебеле, и с тех пор этот живописный уголок Крыма занимает главное место в его жизни и творчестве. Он посвящает ему свои стихи, акварели, воспевает природу легендарной Киммерии. В годы студенчества приобрел опыт общественной деятельности, пережил увлечение социализмом. И вскоре погрузился в творчество Байрона, Гомера, Пушкина, Лермонтова, Достоевского. Появляется серьезное увлечение живописью, театром.

Осенью 1899-го он получает разрешение на учебу в Московском университете. После этого направляясь в Европу и, пересекая границу России, был задержан жандармами, как неблагонадежный элемент. Перед тем как выпустить, его предупредили о возможной ссылки. М. Волошин скрывается и решает выехать на строительство Ташкентско-Оренбургской железной дороги. Поездка в Среднюю Азию в 1900-1901 гг. дала ему возможность посмотреть на европейскую культуру с „высоты Памира“. В 1901 г. студенту недоучке удается посетить Париж, чтобы стать мыслителем и эрудитом, искусствоведом и художником, анархистом в политике и символистом в поэзии.

Вернувшись в Москву, знакомится с художницей Маргаритой Сабашниковой, которая стала его женой. Именно она вызвала у него увлечение буддизмом, оккультизмом, масонством Р.Штайнера. Он интересуется магией, астрологией, теософией. В 1903 г. Волошин начинает строить в Коктебеле дом по собственному проекту, где потом основалась интеллигентская колония на берегу Крыма. Когда началась Первая мировая война, он уехал в Швейцарию и не поддерживал ни одну из воюющих государств, жалея людей и солдат, попавших в жернова человеческой мясорубки.

Гражданская война в Крыму была особенно жестокой и продолжительной. Однако Волошина, который молился „за тех и за других“, опасность обходила стороной. Прятал в своем доме и белых, и красных, когда менялась власть. И чудом удалось избежать расстрела. После войны, он легко приспособился к трудностям жизни. На протяжении 1917-1923 гг. Волошин обращается к судьбе России, к масштабным историко-социальным темам. Творческая палитра художника совершенствовалась: освоив рисунок, масло, офорт, темперу, перо, художник остановился на акварели и создал ряд картин, в которых воспроизвел прекрасные пейзажи Крыма. Он активно включается в культурно-просветительскую деятельность: читает лекции, ведет учет памятников искусства и старины Феодосии и Керчи, участвует в художественных выставках. С середины двадцатых годов М. Волошин основал Дом творчества, куда приезжали друзья и знакомые. Коктебель стал средоточием творческой интеллигенции. Гости находили здесь чуткого хозяина и единомышленника.

Приведем инструкцию, составленную Максимом для своих гостей. Она весьма оригинальна и забавна: „Рекомендую привезти с собой мешок для сена и прибор для обеда (с тарелкой), и таз, если вы в нем нуждаетесь, - стол будет на даче (по рублю обеды), номер бесплатно. Прислуги нет. Воду носить самим. Совсем не курорт. Свободное дружеское сожитие, где каждый, кто придется „ко двору“, становится полноправным членом“. Здесь отдыхали и работали: Н. Гумилев, М. Сабашникова, М. Цветаева, А. Толстой, О. Мандельштам, Е. Дмитриева, И. Эренбург, А. Грин, К. Чуковский, М. Булгаков и многие другие - всего до 120 деятелей. Гости называли себя „обормотами“. И когда этих видных деятелей культуры и искусства собиралось больше десятка, то весь Коктебель „стоял на ушах“. Они отдыхали здесь, веселились, набирались сил на море - местность еще была пустынной.

М. Волошин был не только автором всяких забав, но и законодателем пляжной моды. Он пытался, несмотря на запрет местных властей, открыть небольшой нудистский пляж - это ему не удалось. А гости не стесняясь публики и в дальнейшем купались без одежды, но раздельно. Главным режиссером всех начинаний всегда был наш герой. Не боясь насмешек, ходил в Коктебеле босиком, с повязкой на голове, в длинной рубахе.

Интересный собеседник-эрудит, наделенный мягким юмором, чуткий слушатель, он всегда оставался верен самому себе и проявлял незаурядную твердость в отстаивании своих взглядов. Можно только догадываться, чего ему стоил вызов на дуэль Н. Гумилева, когда он вступился за честь оскорбленной женщины, поэтессы Е. Дмитриевой.

Второй женой Волошина стала Мария Степановна Заболоцкая, которой он доверил Дом в Коктебеле. Она сохранила все наследие поэта и художника для истории культуры Украины. И когда она умерла, то ее по праву похоронили у могилы Максимилиана Александровича.
В 1924-1927 гг. Волошин посещает Харьков, Москву, Ленинград, где его тепло встречает интеллигенция. Однако отношение к нему со стороны официальных органов становится все холоднее. Поэту все сложнее печататься. Критики называли его контрреволюционером, вместе с А. Ахматовой и А. Белым относили к „живым трупам“ в литературе. Но все же состоялась выставка пейзажей Волошина, организованная Государственной академией художественных наук в 1927 г.

Вершиной философии поэта был цикл „Путями Каина“. Почему же М. Волошин стал персоной нон-грата в СССР? Потому, что он имел неординарное мышление, стремление к свободе во всем и индивидуальную точку зрения. Вершина философии поэта - цикл поэм "Путями Каина“.

По сути он сумел предсказать сталинизм, тоталитаризм власти, считал революцию суровым испытанием, на которое обречена страна. 9 декабря 1929 г. у Волошина случился инсульт. И вот этот жизнелюб и оптимист надламывается: ничего его не радует, жизнь кажется бесцельной, появляются мысли о самоубийстве. Еще одним разочарованием и унижением заканчивается его попытка завещать Дом и архив Союзу писателей. Заболев воспалением легких, он был не в состоянии противостоять болезни. 11 августа 1932 г. Максимилиана Волошина не стало. Его последними словами были: „Рождение и смерть - это так просто“. На горе Кучук-Енишар он нашел свой последний покой. Екатерина Бальмонт писала в своих воспоминаниях: „Макса хоронили на горе ... Так, профиль у моря, с одной стороны, и могилу с другой, Макс обнял свой Коктебель“. Несколько десятилетий рукописи М. А. Волошина лежали без внимания. С начала 60-х гг. его имя возвращается из небытия, проводятся выставки художественных работ автора. Стало возможным знакомство с его стихами, статьями, дневниками. В Украине было проведено много интересных вечеров, художественных представлений, научных конференций и IX Международные чтения. Прошла и выставка его акварелей в Киеве в музее Андреевского спуска, где находились и личные вещи мастера. Это была удивительная, незабываемая личность.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Губернаторы столицы

«Протеже» князя Потемкина

После смерти Павла І, император Александр І устанавливает в стране строгую законность в государственном управлении, все более становясь сторонником абсолютизма и реакции. Он возвращает некоторые законы и порядки в России, принятые ранее его бабкой Екатериной ІІ. Вступив на престол, Александр І своим указом назначает на пост Киевского генерал-губернатора Александра Петровича Тормасова, правившего более трех лет в этой должности.

Читать полностью...