Поиск

Введение

Киеву — Крупнейшему культурному центру восточноевропейской цивилизации и столице древней Руси принадлежит огромная заслуга в становлении и развитии блестящей древнерусской культуры. Важная роль Киева в формировании и развитии культуры Руси хорошо осознавалось современниками — просвещенными людьми — писателями и летописцами.

Описывая начало Древнерусского государства, летописец не случайно вложил в уста «вещего Олега» знаменательные слова о Киеве: «Се буди мати градомъ руськимъ». Действительно, какую бы область древнерусской культуры мы не взяли, она тесно связана с Киевом. Здесь, в столице Руси, создавались первые каменные архитектурные ансамбли, украшенные богатой мозаичной и фресковой живописью, творили искусные ремесленники — златокузнецы, писались и переводились книги. Велико было значение Киева и как государственного центра Руси. Спустя много лет, в период феодальной раздробленности, автор «Слова о полку Игореве» с надеждой взирал на Киев, видя в нем символ единства Древней Руси.

Письменные и археологические источники свидетельствуют о важной роли Киева в области развития древнерусской культуры. Приведем несколько фактов. В Киеве благодаря трудам археологов известны сейчас памятники дохристианского времени: языческие капища и княжеские дворцы, построенные из камня на глиняном растворе. Задолго до 988 г., начиная со времени князя Аскольда, на Русь в результате экономического и культурного общения начинает проникать христианство, книги и письменность. Знакомство с письменностью языческой Руси прослеживается по договорам Руси с греками 911 и 944 гг., где упоминаются княжеские грамоты и письменные завещания, соборная церковь св. Ильи на Подоле в Киеве. Эти сведения дополняются и археологичесними находками последнего времени.

Академик Б. Д. Греков считал, что одной из важнейших заслуг Киева в области культуры является создание древнерусского законодательства и развитие общественной мысли. На основе киевского говора сформировался литературный древнерусский язык старшей поры.

Культура древнего Киева развивалась в тесной связи с общим культурным развитием Руси. Основой культуры Киева, как и Руси, послужило социально-экономическое развитие страны, прямые генетические связи с наследием восточных славян, культурные достижения древнерусской народности и влияние соседних народов.

Введенное в 988 г. христианство-религия классового общества — в руках князя и феодалов стало мощной силой идеологического воздействия на народные массы. Древнерусская культура, в том числе и культура Киева, развивалась под сильнейшим влиянием христианской религии, что было характерно для всего средневекового мира. Отчасти это можно объяснить тем, что заказчиками больших построек, храмов, росписей и произведений прикладного искусства из драгоценных металлов выступали князь, духовенство и бояре, в руках которых скапливались огромные богатства.

В становлении древнерусской культуры важное значение имели экономические, политические и культурные связи с соседними народами. По Днепру у Киева проходил торговый путь «из варяг в греки», связывавший Русь с городами и странами на юге, воспринявшими эллинистическое культурное наследие, и странами Западной Европы на севере. Известны связи древнерусского населения с Венгрией, Польшей, Чехией, Болгарией, Скандинавией, Францией, Германией, а также странами и народами Востока: Средней Азией. Кавказом, арабами, хазарами и др.

Особое значение для культуры Киева и Руси имели экономические и культурные связи с Византийской империей, усилившиеся после введения христианства. В Киеве развернулось строительство огромных культовых зданий, украшенных монументальными росписями — мозаиками и фресками, резным камнем. Город украсился новыми дворцовыми постройками, от врагов его защитили мощные фортификационные сооружения.

Буржуазная историография в значительной степени преувеличивает влияние византийской культуры на древнерусскую. Некоторые из них называли и называют ее «византийской на русской почве», следовательно, имевшей мало самобытных или оригинальных особенностей и черт. Эти утверждения в первую очередь относились к каменной архитектуре и тесно связанного с ней вопроса о мастерах. В киевских постройках в связи с этим усматривалось простое копирование византийских образцов приезжими мастерами-греками. Высшее достижение древнерусской культуры — письменность — объявлялась привилегией узкого круга знати и духовенства, а появление ее на Руси относилось к 988 г. Эти и другие бездоказательные утверждения буржуазных ученых в последнее время полностью опровергаются или значительно поколеблены достижениями советской исторической науки.

Успехи в области изучения древнерусской архитектуры показали, что к началу XII в. византийские строительные принципы, приемы и схемы, передовые в то время, подверглись на Руси значительным изменениям и переосмыслению, в результате чего возникли новые оригинальные архитектурные решения, отвечавшие местным условиям и эстетическим вкусам.

Что же касается письменности, то ее появление на Руси связано с социально-экономическим и культурным развитием, потребностями общества и государства. Эти условия сложились на Руси в конце IX в., т. е. намного раньше, чем официальное введение христианства. Исследование граффити — надписей на стенах древних зданий и находки грамот на бересте, написанных во многих случаях крестьянами, ремесленниками и горожанами, свидетельствует о том, что в XI—XIII вв. письменность на Руси была не исключительной привилегией феодалов и духовенства, ею пользовались и другие слои древнерусского населения.

Главными центрами развития древнерусской культуры являлись города. В них строились величественные храмы, дворцы, создавались красочные живописные ансамбли и произведения прикладного искусства. С начала XI в. Киев — важнейший центр культуры, ремесла и торговли. Он поражал своей многолюдностью, размерами, огромными валами, монументальными постройками: Десятинной церковью, Золотыми воротами, Софийским собором, успевшим к этому времени прославиться среди окружавших Русь стран. В древнерусских городах писались летописи, создавались первые библиотеки и школы. В XII в. в Киеве особенно заметной становится роль Печерского монастыря. Из его стен вышла целая плеяда известных летописцев и писателей: Никон, Нестор, Феодосии Печерский, Поликарп, Иаков Мних и др. Воспитанниками монастыря были художник Алипий, врачи Агапит и Армянин, многие прогрессивные церковные и культурные деятели Руси. В монастыре знаменитым Нестором написан самый выдающийся труд по древнерусской истории — «Повесть временных лет». Здесь сформировались оригинальные черты древнерусского летописания: поучительный характер, публицистическая направленность и принципиальность.

Достаточно известным был и Выдубецкий монастырь, из которого вышли летописцы Сильвестр и Моисей, немало потрудившиеся над «Повестью временных лет» и ее продолжением.

Крупнейшим культурным центром Киева являлся Софийский собор — «Русьская митрополия». В нем впервые началось регулярное летописание, основана библиотека и скрипторий, в котором переписывались книги, налажена переводческая деятельность, сыгравшая в дальнейшем важную роль в развитии древнерусской культуры.

В период феодальной раздробленности Руси, несмотря на сложные исторические условия, древнерусская культура продолжала развиваться по восходящей линии. В настоящее время мнение об упадке Киева и запустении Киевщины в XII в. убедительно опровергаются археологическими находками. В XII —XIII вв. Киев продолжал оставаться крупным центром ремесленного производства и торговли. В нем велось большое строительство. Из известных 45 построек древнего Киева 19 сооружены в это время.

Особенностью культуры Руси в XII — XIII вв. является приобщение к ней все новых и новых общественных сил. Главной отличительной чертой культуры этого времени стало появление местных особенностей в летописании, архитектуре, живописи и литературе.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить