Поиск

Предисловие

Для того, чтобы ценить настоящее,

необходимо знать прошлое

Украина и ее столица Киев, расположенная на берегах древнего Борисфена, имеют богатую историю.

На протяжении многих веков наша страна подвергалась набегам нанайцев, печенегов, половцев, татар и турок. Она находилась под властью Литвы, Польши, Австрии, России и лишь 1 декабря 1991 года получила полную независимость, создав самостоятельное, суверенное государство.

Во времена царствования Петра І и Екатерины ІІ, с помощью имперских законов и структур, а также силовых методов, Украина была превращена в колонию. Киеву придавалось важное стратегическое значение и большое внимание как приграничной Юго-Западной зоне, “щиту” от нападения врагов. Одновременно власти нещадно использовали здесь материальные и людские ресурсы.

В результате реформ начала 18 века в Украине были образованы губернии и введено губернаторское правление. Местная власть, впрочем, сформировалась в нашей стране задолго до появления первых губерний. В 17 веке главой городской и уездной администрации являлся воевода.

Генерал-губернаторство возникло при Петре І, как одна из форм административно-территориального управления, когда царь-реформатор опробовал и ввел новые подходы к определению роли и места государства в жизни общества. Это были первые предвестники структуры местного самоуправления. В основу их легли идеи западноевропейских философов о государстве, как о совершенном механизме управления. Преобразовательные творческие процессы проходили в условиях постоянных войн и поэтому реформы проводились и подчинялись военным целям и по армейскому образцу.

Масштабная реформа системы местного управления прошла в 1707–1709 гг. Тогда же было установлено, что начальники губерний должны называться губернаторами (от лат. gubernator – правитель). Они были наделены широкими административными, военными, полицейскими, финансовыми и судебными функциями. Начальники губерний руководствовались в своей деятельности указами и распоряжениями царя и Сената.

Киевская губерния образована в 1708 г. в числе первых губерний России и состояла из уездов. Занимала также и часть нынешних Брянской, Курской, Орловской областей, теперь относящихся к России. Из украинских городов к Киевской губернии были приписаны: Киев, Переяслав, Чернигов, Нежин. Вначале здесь правили гетманы, воеводы, а в Киеве – магистрат. Со временем власть постепенно переходит в руки губернаторов. Они занимались военными вопросами, как командующие войсками, вершили гражданские дела, ведали политикой, дипломатией.

Деятельность губернаторов была направлена на укрепление власти самодержавия, подавление антигосударственных выступлений, поддержание порядка на местах. Киевское генерал-губернаторство, его структура и деятельность занимали особое положение в Российской империи. Этот регион имел отличительную специфику по сравнению с центральными районами.

Киев становится административным, политическим и экономическим центром Киевской, Подольской и Волынской губерний – всего Юго-Западного края, который по своим размерам превосходил иные страны Европы.

Военные, гражданские губернаторы Киева, генерал-губернаторы губерний выдвигались из высшей дворянской аристократии, верхушки генералитета, особ, приближенных к императорскому двору...

Россия вела захватническую политику в западных и южных районах края: в Причерноморье, Приазовье, Крыму, Молдавии, на Кавказе Проходили турецкие войны, раздел польско-литовской Речи Посполитой. Усиливалась власть помещиков-крепостников. Империя переживала смуты внутри страны и на окраинах.

Одними из первых генерал-губернаторов в Украине были: Юрий Андреевич Фомендин, Андрей Андреевич Гулиць, Дмитрий Михайлович Голицын. Интересно, что князь Д.Голицын, глава Верховного тайного совета, пытался ввести в России конституционную монархию на шведский или английский лад, но он потерпел полную неудачу. Самодержавие раздавило его. Эта мысль вынашивалась Д.Голицыным, когда он еще служил в Киеве.

В 1719–1720 гг. была проведена вторая административная реформа. В Украине устанавливалось трехчленное административное деление: губерния – провинция – уезд. В провинциях управление передавалось воеводам, которые должны были руководствоваться особым наказом. 30 августа 1728 г. в короткое царствование Петра ІІ был утвержден «Наказ губернаторам и воеводам и их товарищам, по которому они должны поступать». Этот документ стал первой общегубернской инструкцией. Он детально регламентировал административную и судебную деятельность губернаторов. Вводились и должности ближайших помощников губернатора – вице-губернаторов.

В дальнейшем генерал-губернаторства получают более важное значение в управлении страной. Они создавались там, где центру необходима была чрезвычайная, сильная власть. Должность генерал-губернатора олицетворялась, за ней устанавливалось потом еще одно название – наместник.

Вступив на царский трон, Екатерина ІІ продолжила реформы. Новое наставление губернаторам было обнародовано в начале ее правления 21 апреля 1764 г. Екатерининская инструкция еще больше увеличивала власть губернаторов, передавая под их контроль “все, какого б звания ни были” учреждения, расположенные на территории их губернии. Указом 1764 года в Украине отменяется гетманство и вновь создается “Малороссийская коллегия”. Президентом и генерал-губернатором Малороссии царица назначает графа Петра Александровича Румянцева. “Малороссийская коллегия” стала центральным органом государственного управления в Украине. Еще ранее, в 1722 г. она была создана Петром І для надзора за деятельностью гетмана, казацкой старшины с целью ограничения автономии (упразднена в 1727 г.). Окончательно прекратила свою деятельность в 1786 г.

Вскоре императрица отказывается от мысли создания в Украине промежуточного звена между высшей и местной властью. 27 сентября 1771 г. она учреждает Киевское наместничество, возглавляемое наместником, генерал-губернатором, в которое входило несколько губерний: Киевская, Волынская, Подольская. В Украине появляются Харьковское, Новгород-Северское, Екатеринославское, а позднее Новороссийское и Бессарабское наместничества. Царица ликвидирует Запорожскую Сечь, казацкие права и вольности.

Но самую крупную административную реформу Екатерина ІІ провела в 1775 г., вскоре после подавления потрясшей самодержавие крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева. Императрица пришла к выводу о необходимости осуществления неотложных мер по повышению эффективности местного управления. В результате было принято решение перейти в основном на двухчленную систему организации местной власти: губерния – уезд, провинции упразднялись. Губернии разукрупнялись. В соответствии с вышедшим законом от 7 ноября 1775 г. об “Учреждениях для управления губерниями Всероссийской империи”, государство было разделено на 50 губерний во главе с губернаторами.

Тогда же устанавливалось соответствие должностей чинам знаменитой Табели о рангах. Наместник был в звании не ниже генерал-поручика. Бывали и исключения. Должности губернатора должен был соответствовать чин действительного статского советника 4 класса, а вице-губернатора – статского советника 5 класса.

Одновременно создавались новые органы управления: наместнические правления, казенные палаты, губернские палаты уголовного и гражданского судов, приказ общественного призрения. Организация губернского и уездного управления в Украине практически была проведена по российскому образцу. Для наблюдения за законностью действий учреждений стояли прокуроры и стряпчие. Должностные лица общей и финансовой администрации, а также палат уголовного и гражданского судов назначались правительством.

Губернаторам отводилась функция наблюдения за местным управлением, выполнением законов, указов, постановлений центра. Генерал-губернатор был наделен чрезвычайными полномочиями и отвечал за положение дел в губерниях: сбор налогов, деятельность полиции, суда, таможни, просвещения. Среди сановников, направленных в Украину Екатериной ІІ, были генерал-губернаторы: Петр Александрович Румянцев, Михаил Никитич Кречетников, Федор Матвеевич Воейков.

Главная цель реформ царицы – сокращение инстанций административного аппарата. Правительство стремилось достигнуть управленческой оперативности. Указом императора Павла І в 1797 г. наместничества были ликвидированы и губернаторы перешли в прямое подчинение верховной власти. Практика объединения губерний в более крупные административные учреждения (генерал-губернаторства) сохранялась и в 19 веке. Как правило, делалось это для укрепления общественного порядка.

В начале царствования Александра І статус губернаторов снова был ощутимо изменен. В связи с проведением в первые годы 19 века административных реформ, в стране были учреждены министерства, взявшие под свое централизованное руководство отдельные отрасли государственной жизни. Это привело к весьма существенному ограничению власти начальников губерний. Они ставились в непосредственное подчинение министру внутренних дел. Руководители же других министерств (финансов, просвещения, юстиции, позднее государственных имуществ и т.п.) получали в свое подчинение соответствующие структуры губернского управления. Создавалась ситуация, при которой начальник губернии не мог чувствовать себя единственным руководителем местной власти.

В высших сферах ослабление роли губернаторов расценивали как тревожный признак административного неблагополучия. Император Николай І стремился укрепить пошатнувшееся положение губернской администрации путем назначения на губернаторские должности по преимуществу кадровых военных генералов. В Киевской губернии такими начальниками были, например, генерал-лейтенанты П.Ф. Желтухин, Б.Я. Княжин, Д.Г. Бибиков.

Однако к хорошим результатам такая практика не приводила. Чаще всего николаевские генералы оказывались малокомпетентными, грубыми и невежественными руководителями. В итоге проблемы губернской жизни не находили должного решения в экономике и культуре Украины и не могли преодолеть затяжного застоя. Малоподвижная и неэффективная местная администрация только усугубляла развитие кризисных явлений, нараставших в самодержавно-крепостнической стране.

Царское правительство само ощущало недостатки в системе местной администрации. Стремясь преодолеть негативные последствия чрезмерной ведомственности, Николай І подготовил и в 1837 г. утвердил новый “Наказ” губернаторам. Этот нормативный акт, действовавший в основе своей вплоть до падения монархии в феврале 1917 г., исходил из стремления усилить губернаторскую власть.

Появившаяся в 1853 г. “Общая инструкция генерал-губернаторам” определила и закрепила права и обязанности генерал-губернаторов, которые имели региональное направление. Генерал-губернаторы руководствовались и решениями централизованной системы министерских структур. Законодатель Михаил Сперанский считал, что генерал-губернатор “есть не что иное, как министерство, действующее на месте”. Без согласия и ведома губернатора не решался ни один важный вопрос. Ему были подчинены органы местного самоуправления. Вне его власти оставались учреждения, подведомственные министерствам, Синоду.

Во второй половине 19 века положение губернаторов в Украине подверглось значительным переменам. Поражение в Крымской войне (1853–1856) со всей наглядностью продемонстрировало внутреннюю несостоятельность крепостнического строя и авторитарно-бюрократической организации власти. Правительство Александра ІІ вынуждено было приняться за проведение в жизнь масштабной перестройки социально-экономических и политических отношений в стране. Острая потребность в модернизации экономики и культуры привела сначала к отмене крепостного права, а затем и к другим преобразованиям. Исключительно важное значение придавалось проведению судебной реформы 1864 года, в соответствии с которой судебная власть отделялась от власти административной.

Значительное влияние на изменение роли администрации оказало введение в 1864 г. земских, а в 1870 г. городских учреждений местного общественного самоуправления. С появлением этих учреждений компетенция губернской администрации существенно сократилась. Местные органы власти в Украине развернули работу по организации подъема жизни и добились в этом отношении определенных результатов. Однако политические последствия от введения земств и городских дум оказались для режима далеко не столь благоприятными. В губерниях возникла двойственная система управления.

Верховная власть, по инициативе которой собственно и проводились реформы 1860-х годов, не раз поднимала тревогу по поводу расшатывания социально-политического строя вообще и системы управления в частности. Большие неприятности властям причинял совершенно неожиданный для них рост революционных настроений. А в апреле 1866 г. императору Александру ІІ пришлось пережить шок после совершенного против него террористического акта – выстрела студента Д.В. Каракозова.

В сложившихся условиях правительство решило принять незамедлительные меры по усилению власти губернаторов. В том же 1866 г. император утвердил положение, подготовленное комитетом министров, в соответствии с которым расширялись права губернаторов по надзору за чиновниками разных ведомств. Уже в 1876 г. комитет министров разрешил губернаторам издавать обязательные постановления, имеющие силу закона.

Резкое усиление революционно-народнического движения, а затем и убийство народовольцами 1 марта 1881 г. императора Александра ІІ вынудили высшую власть принять дополнительные меры. 14 августа
1881 г. было принято положение о чрезвычайной и усиленной охране.
В соответствии с этим нормативным актом губернатор получал исключительные административные полномочия: он мог смещать любое должностное лицо; закрывать нежелательные для властей органы печати, подвергать наказаниям в виде ссылок или штрафов.

Губернаторское правление состояло из общего присутствия и канцелярии. Председателем общего присутствия являлся сам губернатор, в состав его входили вице-губернатор, несколько советников, губернский врачебный инспектор, губернский землемер, губернский инженер и асессор. Кроме того, по усмотрению губернатора, в состав правления могли входить губернский предводитель дворянства, председатель губернской земской управы, некоторые другие влиятельные чиновники.

Реформы 1860-х годов вызвали ускоренное развитие экономики и социальных отношений в стране. Поэтому правительство и, в частности, министерство внутренних дел стало гораздо внимательнее относиться к подбору кандидатов на губернаторские должности.

До некоторой степени попытался поднять авторитет административной системы император Александр ІІІ. В его царствование был принят ряд очередных мер по усилению губернаторской власти. Начальники губерний получили, в частности, право более жесткого контроля за деятельностью земских учреждений и городских дум.

Согласно изданных законов в Юго-Западных, приграничных губерниях генерал-губернатор имел право объявлять состояние усиленной охраны на вверенных ему территориях и чрезвычайное военное положение. Национальное движение подавлялось путем административных и цензурных репрессий. Но народные массы вели борьбу с самодержавием за свободу, возрождение и подъем культуры, за свои права.

Среди губернаторов были и те, кто заботился о благополучии края, его населения, симпатизировал украинской культуре. Михаил Андреевич Милорадович гордился своим «малороссийским» происхождением, был другом киевлян. В его резиденции звучала украинская речь. Другой царский наместник, Михаил Иванович Драгомиров, завоевал среди городских жителей значительную популярность, получив кличку «тайного Никодима украинства». Он благоволил все украинское: костюмы, обычаи, пампушки. Сюда следует отнести Михаила Илларионовича Кутузова, Алексея Павловича Игнатьева. Все они были исключением среди царских наместников.

Но были среди генерал-губернаторов монархисты, ведущие антинародную политику. Это, прежде всего, Дмитрий Гаврилович Бибиков, Александр Романович Дрентельн, Федор Федорович Трепов (младший).

Самодержавию и администрации так и не удалось найти решения проблемы взаимодействия с пробуждавшимся правовым обществом. Революция 1905 года положила конец «либерализации» диктаторской структуры губернаторства. Государственная Дума трех созывов, аграрная реформа Столыпина появились тогда, когда уже ничего нельзя было исправить в Украине. Институт генерал-губернаторов эволюционно прошел путь формирования властного режима и превратился из территориально-административной единицы в административно-политическую. Губернии были полностью интегрированы в российские структуры.

А вскоре началась мировая война 1914–1918 гг. Монархия и реакция продолжали проводить антинародную политику. В губерниях Украины царизм уже не мог управлять по старому и прибегал к силе.

Последним генерал-губернатором в Киеве был Федор Федорович Трепов (младший, 1854–1938). Указом от 30 сентября 1914 г. император Николай ІІ ликвидировал эту должность и передал управление краем министерству внутренних дел. С уходом Трепова в ролях гражданских губернаторов оставались еще шталмейстер М.Н. Суковкин (17.12.1912– ноябрь 1915) и сменивший его, действительный статский советник А.Н. Игнатьев (ноябрь 1915–март 1917).

Царский трон был окончательно расшатан и в 1917 г. самодержавие пало. Однако, в сентябре 1919 г. с захватом города деникинцами киевским губернатором был временно назначен действительный статский советник Н.Чернявский.

После февральской революции и падения монархии начался быстрый слом сложившейся административной системы. В обстановке революционного возбуждения началась поспешная и бездумная ликвидация всех устоев монархической государственности – судебных органов, полицейских и жандармских управлений. Начался стремительный развал старой армии. Исполнительная власть на местах перешла на короткое время к специально назначенным комиссарам Временного правительства.

Но грянул октябрьский переворот и началась новая эпоха в истории Украины.

Очень скоро выяснилось, что разрушение прежней административной системы пользы обществу не принесло. В стране начали стремительно нарастать явления государственного распада и социального хаоса. Установление диктатуры большевиков явилось в таких условиях логическим завершением развернувшегося в стране революционного процесса. Но губернаторская должность уже не восстанавливалась. А ведь в период 1700–1919 гг. этим администраторам принадлежала руководящая роль в сложнейшем и противоречивом процессе реформирования страны, ее общественной, экономической и культурной жизни.

После того, как Украина обрела независимость, уже в наше время в областях вновь введены должности губернаторов с широкими полномочиями и ответственностью за положение дел в подведомственных территориях перед президентом, правительством и украинским народом.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Губернаторы столицы

Любимчик императрицы

В 18 веке Россия продолжала захватническую политику на юге и в Польше. Во многих военных действиях по колонизации этих земель принимал участие генерал Михаил Никитич Кречетников, который впоследствии управлял Киевом и губерниями Украины.

Читать полностью...
Криптовалютные токены: дивидентные STE, торговые A2A - технология Any2Any

Календарь

<Январь 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
 13456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031