Поиск

Литература и искусство.

Партийные организации, Советы депутатов трудящихся принимали действенные меры к возрождению и дальнейшей активизации деятельности учреждений культуры. ЦК КП(б)У, Киевский городской и районные комитеты партии, партийные организации творческих союзов и обществ всю свою работу среди художественной интеллигенции направляли па то, чтобы писатели, работники искусств создавали произведения, достойные народа, одержавшего всемирно-историческую победу над гитлеровским фашизмом и мужественно преодолевавшего трудности восстановительного периода.

На состоявшемся 24—26 июня 1946 г. республиканском совещании по вопросам пропаганды при ЦК КП(б)У обсуждалось состояние дел в творческих союзах. Отмечалось, что украинская литература пополнилась высокохудожественными произведениями А. Е. Корнейчука, В. Л. Василевской, М. Ф. Рыльского, П. Г. Тычины, А. С. Малышко п другпх прозаиков и поэтов. Вместе с тем отмечались и недостатки в развитии литературы, в частности снижение общего художественного и идейного уровня ряда литературных произведений, театральных постановок п кинокартин, тенденция отхода от современных тем. Указывалось, что композиторы призваны в монументальных музыкальных формах воплощать дух времени. В числе недостатков в творчестве художников называлась так называемая этюдность полотен. Многие художники, увлекаясь пейзажами, этюдами, натюрмортами, уходили от изображения советского человека.

Совещание рекомендовало перестроить организацию творческой работы, активизировать творческие союзы, общества и объединения: секцию драматургии Союза писателей, Украинское театральное общество, союзы композиторов и художников, усилить связь театров с драматургами, укрепить труппы театров и других исполнительских коллективов, преодолеть недостатки в работе литературных и художественных критиков.

Партия нацелила писателей и мастеров искусств на художественное решение задач, стоявших перед советским народом в условиях перехода на мирную жизнь.

С целью организационного укрепления и усиления Союза советских писателей Украины в ноябре 1946 г. были проведены выборы нового руководства. Председателем правления избрали А. Е. Корнейчука.

Активизации творчества писателей и художников способствовали принятые в 1946—1948 гг. постановления ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства, в которых определялись пути дальнейшего повышения их идейно-художественного уровня. ЦК призвал деятелей искусств и писателей ярким художественным словом, убедительными образами раскрыть нравственное и духовное богатство советского человека, активно вторгаться в жизнь, помогая партии в мобилизации сил народа на восстановление и подъем народного хозяйства. ЦК КП(б)У принял ряд постановлений, направленных на дальнейшее развитие литературы, театрального и музыкального искусства в республике, оказавших помощь писателям и деятелям искусств в создании новых ярких произведений.

Постановления Центрального Комитета партии по вопросам литературы и искусства обсуждались во всех творческих организациях. В августе 1946 г. состоялось общее собрание писателей Киева, посвященное обсуждению постановлений ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград». 7—10 марта 1949 г. в Киеве состоялось собрание работников литературы и искусства города, обсудившее вопрос «Решения XVI съезда КП(б)У и задачи работников идеологического фронта».

Партия помогала творческой интеллигенции глубже осознать высокую общественную роль литературы и искусства, воспитывала литераторов и работников искусства в духе ленинской дружбы народов СССР, пролетарского интернационализма, сплачивая их в единый творческий коллектив, создающий единую социалистическую культуру — социалистическую по содержанию, национальную по форме, интернациональную по своему духу и направленности. Взаимообогащение и взаимосближение культур братских народов определяли весь культурный процесс в республике и ее столице.

Вместе с тем в постановлении ЦК КПСС от 28 мая 1958 г. отмечалось, что в постановлении ЦК об опере «Великая дружба», принятом в 1948 г., содержались отдельные несправедливые и неоправданно резкие оценки творчества ряда талантливых работников искусства. В печати и в творческих организациях при реализации решений партии по вопросам литературы и искусства порой допускались ошибки и извращения: творческое обсуждение художественных проблем подменялось администрированием, при оценке произведений литературы, музыки и кино необоснованно критиковались одни произведения и захваливались другие. Все наносное, содержавшееся в оценке творчества отдельных советских писателей и композиторов, было впоследствии устранено.

Благодаря неуклонной заботе и вниманию Коммунистической партии литература и искусство достигли в 50-е годы значительных успехов. Партийные организации творческих союзов Украины возглавили борьбу против отступлений от принципов социалистического реализма, против попыток увести литературу и искусство в сторону от жизни народа и актуальных вопросов политики партии, против рецидивов национализма и космополитизма, проявлений мещанства и безыдейности, против тех, кто, не поняв существа партийной критики культа личности, начал выискивать только ошибки и теневые стороны в строительстве социализма, приуменьшать руководящую роль партии в идеологической области.

Ведущей в первые послевоенные годы темой произведений украинских писателей, в том числе литераторов Киева, была тема всенародной битвы против фашизма. Изображая подвиг ратный, литература вдохновляла трудящихся на подвиг мирный, созидательный.

В трилогии А. Т. Гончара «Знаменосцы» впервые в украинской литературе с большой художественной выразительностью мир социализма противопоставляется миру капитализма. В образе рядового советского солдата, украинского колхозника Хомы Хаецкого особенно ярко раскрываются высокие качества рядовых строителей новой жизни, идейно убежденных в правоте своего дела, подлинных хозяев своей страны, мудрых и дальновидных.

Характерной чертой поэзии второй половины 40-х годов было интенсивное развитие в ней эпических форм, о чем свидетельстуют такие произведения киевских литераторов, как поэмы А. С. Малышко «Прометей», «Любовь», «Мария» и «Это было на рассвете», роман «Молодость брата» Л. С. Первомайского, поэмы «Октябрьская коммуна» и «Райком комсомола» П. Н. Воронько.

В украинскую советскую литературу в послевоенные годы пришло много молодых писателей. В их числе — старший сержант Советской Армии, участник освобождения Западной Европы от фашистского ига А. Т. Гончар, недавний моряк Черноморского флота Д. В. Ткач, военный журналист Н. М. Шумило, бывший воин Л. С. Серпилин, партизан из соединения легендарного С. А. Ковпака П. П. Воронько, участник Сталинградской битвы Н. М. Тихий, бывший учитель и воин С. И. Олейник и многие другие.

В литературу шли выпускники филологических факультетов университетов и педагогических институтов, члены литературных студий, кружков и объединений при редакциях газет, на предприятиях, в школах, дворцах пионеров. Наиболее крупными были литературные студии при редакции журнала «Дніпро» и издательстве «Молодь» в Киеве.

Лучшие произведения, написанные украинскими советскими писателями во второй половине 40-х годов,— это «И расти, и действовать» П. Г. Тычины, «Английские впечатления» Н. П. Бажана, «Просто любовь», «Когда загорится свет» В. Л. Василевской, поэмы и стихи В. Н. Сосюры, М. Ф. Рыльского, романы и повести Ивана Ле, П. И. Панча, О. В. Донченко, А. М. Бойченко, А. И. Шияна.

Приобрели заслуженную популярность среди читателей сатирические и юмористические произведения Остапа Вишни («Самостоятельная дырка», «Зенитка», «Весна-красна»), С. И. Олейника («Наши знакомые», «Признаки весны»), С. И. Воскрекасенко («Вполне серьезно», «Вообще и в частности»),

В 40-е годы значительные произведения создали русские писатели Украины Н. Н. Ушаков, Л. Н. Вышеславский, Н. М. Строковский, В. П. Добровольский, активно работала также группа еврейских советских писателей — Н. М. Лурье, Г. И. Полянкер, М. А. Талалаевский и др.

В 1948 г. вышел из печати роман Н. С. Рыбака «Переяславская рада», посвященный великим историческим событиям освободительной борьбы украинского народа и воссоединению Украины с Россией в 1654 г. Это произведение страстного патриотического звучания, пронизанное бессмертной идеей нерушимого единства украинского и русского народов, явилось значительным вкладом в историческую романистику.

Плодотворно работал в драматургии А. Е. Корнейчук. В последнем военном году он закончил пьесу «Миссия мистера Перкинса в страну большевиков», в 1946 г. закончил пьесу «Мечта», в 1947 г.— «Приезжайте в Звонковое», в 1948 г.— «Макар Диброва», в 1950 г.— «Калиновая роща», в 1958 г.— «Почему улыбались звезды». В этих произведениях нашли отражение важные проблемы, которые решали советские люди в первое послевоенное пятилетие: борьба за мир, против «холодной войны» и буржуазной идеологии, воспитание молодого поколения в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма и др. И. А. Кочерга создал драматическую поэму «Ярослав Мудрый», А. С. Левада — пьесу «Камо», Л. Д. Дмитерко — пьесу «Генерал Ватутин», В. П. Минко — комедию «Не называя фамилий».

Значительными событиями литературной жизни республики и ее столицы были съезды писателей Украины. Здесь подводились итоги деятельности Союза писателей, обсуждались злободневные вопросы жизни Советской страны, требующие реализации средствами художественного слова. 6—10 декабря 1948 г. состоялся II    съезд писателен Украины. К этому времени в республике работали 263 писателя, большинство из которых входили в Киевскую писательскую организацию. Многие литераторы в период между I и II съездом были награждены орденами и медалями Советского Союза, 11 художников слова удостоены звания лауреата Государственной премии СССР, в том числе киевские литераторы П. Г. Тычина, Н. П. Бажан, М. Ф. Рыльскпй, В. Н. Сосюра, В. Л. Василевская, Л. С. Первомайский, А. С. Малышко, А. Т. Гончар, А. Е. Корнейчук.

27 октября 1954 г. открылся III съезд писателей Украины. С докладом «Состояние и современные задачи украинской советской литературы» выступил Н. П. Бажан. На съезде отмечалась огромная помощь, которую оказывали писательской организации ЦК Компартии Украины, обком и горком партии. Благодаря этой помощи литераторы республики и ее столицы добились определенных успехов. За 6 лет после II съезда писателей было издано на языках народов СССР 1600 книг украинских писателей тиражом свыше 50 млн. экземпляров. В то же время только в Государственном издательстве художественной литературы Украины после войны в переводе на украинский язык вышло около 300 книг писателей братских республик и зарубежных стран. В 1949—1954 гг. издательство «Радянський письменник» выпустило 496 названий книг общим тиражом 9 млн. 382 тыс. экземпляров.

10—14 марта 1959 г. состоялся IV съезд писателей Украины. На съезд было избрано 178 делегатов, в том числе от Киевской организации — 101 делегат. Из 534 членов Союза писателей Украины свыше 300 ко времени съезда жили и работали в столице республики.

В книгах, созданных во второй половине 50-х годов, заметно усилилось внимание к человеку труда. Именно трудолюбие, чувство высокого нравственного долга присущи и старому бригадиру Максиму Половинке в романе В. Н. Собко «Обыкновенная жизнь» и героям «Соломенских рассказов» И. Е. Сенченко. Душевными, искренними изображены люди современного колхозного села в повестях «Родная сторона» В. С. Земляка и «Облачко солнца не закроет» Г. М. Тютюнника, «Сердце солдата» П. А. Оровецкого, в романе В. С. Кучера «Прощай, море».

Заметное место в прозе, посвященной возвращению воинов к мирному труду, раскрывающей величие советского человека, занимает роман Ю. И. Яновского «Мир». В неразрывном единстве изображает автор в романе «Мир» советских людей разных социальных слоев, профессий, биографий, сплоченных партией в монолитный коллектив, состоящий из рабочих, колхозников, представителей интеллигенции. Этот мотив звучит и в повестях А. И. Копыленко «Земля большая», Ю. О. Збанацкого «Поздравьте меня, друзья!».

Тема воинского подвига остается ведущей и во второй половине 50-х годов. В повести «Дума о бессмертном» П. А. Загребельный поведал о судьбе украинского юноши-воина, прошедшего тяжелейшие испытания в Великой Отечественной войне.

Пафосом единения партии и народа, созидательной силы коммунистических идей проникнуты лучшие поэтические произведения и сборники этого периода. Среди них — «Мы — совесть человечества» П. Г. Тычины, «Розы и виноград» М. Ф. Рыльского, поэма П. Н. Воронько «Долг». Духовной красоте женщины-интеллигентки посвятил поэму «Танюша» Н. М. Тихий. Образы красивых и добрых людей колхозного села предстают перед читателем со страниц поэтической книги А. С. Малышко «Что записано мной». Тепло и реалистически, с нотками задушевного юмора повествует о современниках С. И. Олейник в стихотворном цикле «Шахтерам донецким — парням молодецким».

Идеи интернационализма, братства русского, белорусского, украинского и других народов воспеты в стихотворениях Н. Л. Нагнибеды, А. Я. Ющенко, Т. Г. Масенко.

Глубоким чувством исторического величия, красоты и благородства творчества строителей коммунизма отмечена «Поэма о море» А. П. Довженко. Автор вместе со своими героями счастье советских людей считает неотделимым от деятельности партии. В киноповести «Очарованная Десна» А. П. Довженко вдохновепно рассказывает о тружениках села.

В 1957 г. советские люди, все прогрессивное человечество отметили 40-летие Великого Октября. В связи с юбилеем киевские литераторы создали ряд значительных произведений, посвященных революции и гражданской войне. Среди них «Кровь людская — не водица», «Хлеб и соль» М. А. Стельмаха, «Перекоп» А. Т. Гончара, «Мир хатам, война дворцам» Ю. К. Смолича. Книги эти повествуют о бурных, огненных годах зарождения и становления Украинской Советской республики, о дружбе народов, ставшей залогом революционных побед.

К разным периодам истории нашего народа обращены романы «Святослав» С. Д. Скляренко, «Богдан Хмельницкий» Ивана Ле, «Казацкому роду нет переводу» А. Е. Ильченко, поэмы П. О. Дорошко «Вилюйский узник» и Г. Д. Плоткина «Вестники свободы», А. С. Малышко «Франко в Криворивне».

В 1957 г. в Киеве было создано издательство детской литературы — Детиздат УССР. За 2 года оно издало 70 названий книг. Если в 1954 г. издательства Украины выпустили для детей 158 названий тиражом более 11 млн. экземпляров, то в 1958 г.— 315 названий общим тиражом около 24 млн. экземпляров. Лучшими книгами для детей стали «Катюша уже большая» И. Л. Забилы, историко-революционная поэма В. В. Бычко «Сын Октября», повесть О. Д. Иваненко «Тарасовы пути».

Решения XX съезда партии, исправление ошибок, связанных с культом личности и его последствиями, благотворно сказались на работе критиков и литературоведов. В книге Л. Н. Новиченко «Поэзия и революция» исследовано становление таланта П. Г. Тычины в процессе становления всей украинской советской литературы. Заметным вкладом в советское литературоведение явились работы Н. И. Сиротюка «Украинская историческая проза за 40 лет», Н. 3. Шамоты «Случаи из практики» и «Талант и народ».

В послевоенные годы в Киеве успешно работали выдающиеся украинские советские композиторы Б. Н. Лятошинский, Ф. Е. Козицкий, М. И. Вериковский, Л. Н. Ревуцкий, Г. Г. Веревка, А. Я. Штогаренко и др. Среди симфонических произведений, созданных в это время композиторами столицы Украины, выделяется Вторая симфония К. Ф. Данькевича. Композитор Ю. С. Мейтус создал одну из лучших советских опер — «Молодую гвардию».

Военная тематика и тема мирного труда в период восстановления народного хозяйства нашли отражение прежде всего в песенном творчестве. Заметным явлением в этом жанре явились песни П. И. Майбороды «Расстилались туманы», «Киевский вальс», «Белые каштаны», «Песня о рушнике». Оригинальностью творческого переосмысления особенностей народного многоголосья отмечены песни Г. Г. Веревки «Девушки из Донбасса», «Любим Отчизну», «Урожайная-хороводная», «Песня о Криворожье», «Мы славим партию» и многие другие. Злободневностью и высокой профессиональностью выделяются песни А. Д. Филипенко «Коммунистической партии хвала», «Славлю мою Советскую Родину», «С именем Ленина», песни Г. Л. Жуковского, С. С. Жданова, Н. В. Дремлюги, А. Я. Штогаренко, И. Н. Шамо.

Высоким мастерством отличаются хоровые произведения Б. Н. Лятошинского «По небу крадется луна», «Течет вода в синее море», «Из-за гая солнце всходит», «Осень»; хоровой цикл «Женские портреты» А. Я. Штогаренко; кантата «Памяти большевика» Ф. Е. Козицкого; хоры и вокально-симфонические произведения Л. Н. Ревуцкого («Песня о партии», «Ода песне»), Г. Л. Жуковского (кантата «Славься, Отчизна моя», «Клятва молодежи мира»).

Развитие симфонической музыки в 50-е годы характеризуется расширением тематики, жанровым разнообразием, углублением образности, дальнейшим профессиональным совершенством. К самым заметным произведениям этого периода относятся отмеченная глубоким философским содержанием и драматизмом Третья симфония, поэмы «Гражина» и «На берегах Вислы», сюита «Ромео и Джульетта» В. Н. Лятошинского, Вторая симфония и сюита «Король Лир» Г. И. Майбороды, оратория «Октябрь» К. Ф. Данькевича, сюита «Памяти Леси Украинки», «Партизанские картины» А. Я. Штогаренко, цикл «Родина» Н. В. Дремлюги и симфонические композиции Л. Н. Колодуба.

Заметных творческих успехов украинские композиторы достигли в области оперного искусства. К лучшим произведениям этого жанра принадлежат оперы «Богдан Хмельницкий» и «Назар Стодоля» К. Ф. Данькевича, «Милана» и «Арсенал» Г. И. Майбороды, «Украденное счастье» Ю. С. Мейтуса, «В степях Украины» О. А. Сандлера, «Первая весна» Г. Л. Жуковского. Наряду с произведениями об историческом прошлом украинского народа создаются оперные произведения, отражающие современность.

В балетах преобладает фольклорная и литературная тематика. По мотивам повести Н. В. Гоголя создан балет В. Б. Гомоляки «Сорочинская ярмарка», по повести М. М. Коцюбинского «Тени забытых предков» одноименный балет В. Д. Кирейко. Среди произведений на современную тему выделяется балет В. Б. Гомоляки «Черное золото».

В жанре оперетты заметных успехов добился А. П. Рябов, с 1941 г. работавший дирижером Киевского театра музыкальной комедии. Им созданы лучшие украинские советские оперетты: «Свадьба в Малиновке», «Чудесный край», «Красная калина». Пишут оперетты в эти годы киевские композиторы О. А. Сандлер, Я. С. Цегляр, С. С. Жданов.

Темой дружбы народов и интернационализма проникнуты многие музыкальные произведения этого периода. Особенно ярко воплощены эти темы в таких произведениях, как кантаты «Дружба народов» Г. И. Майбороды, «Дружба народов» Г. Л. Жуковского, симфоническая поэма «Давид Гурамишвили» и «Алтайская сюита» Г. П. Таранова, «Армянские эскизы» для камерного оркестра А. Я. Штогаренко, сюита «В дружбе воедино» А. Д. Филипенко, «Воссоединение» Б. Н. Лятошинского, «Праздничная увертюра» К. Я. Доминчена.

Центром подготовки композиторов и музыкантов в республике стала в послевоенные годы Киевская государственная ордена Ленина консерватория имени П. И. Чайковского, воспитавшая много высокопрофессиональных композиторов, музыковедов, дирижеров, певцов, пианистов, скрипачей, виолончелистов, исполнителей на духовых инструментах. Воспитание композиторской молодежи продолжали осуществлять замечательные мастера советской музыки, основоположники самобытных творческих школ Л. Н. Ревуцкий, Б. Н. Лятошинский, а также А. Я. Штогаренко, К. Ф. Данькевич, Н. Н. Вилинский.

Весомый вклад в развитие музыкальной культуры республики вносил Киевский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета УССР им. Т. Г. Шевченко — один из лучших музыкальных театров Советского Союза. В его репертуаре были произведения русской, украинской и зарубежной классики, советских композиторов. Велики заслуги театра в пропаганде украинской музыки. Здесь ставились лучшие произведения дооктябрьского и советского оперного и балетного искусства. На сцене Киевского театра оперы и балета выступали видные мастера: П. С. Белинник, З. М. Гайдай, Б. Р. Гмыря, М. С. Гришко, М. И. Литвиненко-Вольгемут, И. С. Паторжинский, Л. А. Руденко, Е. И. Чавдар, В. П. Борищенко, Ю. С. Кипоренко-Доманский, Н. А. Частий, Е. М. Потапова, Н. А. Апухтин, А. А. Белов, Л. П. Герасимчук, Р. А. Клявин и др.

Огромной популярностью в республике и за ее рубежами пользовались такие столичные художественные коллективы, как Государственный заслуженный симфонический оркестр УССР (художественный руководитель Н. Г. Рахлин), оркестр украинского радио и телевидения (художественный руководитель П. А. Поляков), Государственная заслуженная академическая капелла УССР «Думка» (художественный руководитель А. Н. Сорока), Государственный заслуженный украинский народный хор (организатор и художественный руководитель лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко Г. Г. Веревка), Государственная заслуженная капелла бандуристов УССР (художественный руководитель лауреат Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко А. 3. Миньковский). Государственный заслуженный ансамбль танца УССР (художественный руководитель лауреат Государственной премии СССР П. П. Вирский), квартет им. Н. В. Лысенко.

Достижения киевских композиторов и исполнительских коллективов демонстрировались на декадах литературы и искусства в Москве в 1951 и 1960 гг. Киевский театр оперы и балета показал здесь лучшие свои оперные и балетные спектакли: в 1951 г.— оперы «Богдан Хмельницкий», «Запорожец за Дунаем», балет «Маруся Богуславка», в 1960 г.— оперы «Тарас Бульба», «Арсенал», «Первая весна», балеты «Черное золото» и «Лесная песня». В дни празднования 300-летия воссоединения Украины с Россией в мае 1954 г. в Москве была показана опера «Богдан Хмельницкий» (вторая редакция).

Успешно развивалось драматическое искусство. Лучшими послевоенными спектаклями Киевского драматического театра им. И. Я. Франко были «Макар Диброва», «Калиновая роща», поставленные И. П. Юрой. В них принимали участие известные мастера сцены А. М. Бучма, Ю. В. Шумский, Н. М. Ужвий, П. М. Нятко. Успехом у зрителя пользовались также спектакли «Профессор Буйко» по пьесе Я. В. Баша (постановщик Б. А. Балабан, в заглавной роли — Ю. В. Шумский) и «Мартин Боруля» И. К. Карпенко-Карого (постановщик и исполнитель главной роли И. П. Юра). Возглавляемый народным артистом СССР И. П. Юрой коллектив этого театра создал ряд глубоко правдивых, самобытных, народных, ярких по сценическому исполнению спектаклей.

Киевский драматический театр им. Леси Украинки создал такие запоминающиеся спектакли, как «Дядя Ваня» А. П. Чехова, «В пуще» Леси Украинки, «Под золотым орлом» Я. А. Галана, «Годы странствий» A. Н. Арбузова, «В поисках радости» B. С. Розова. В коллективе театра в эти годы работали М. Ф. Романов, Ю. С. Лавров, В. М. Халатов, В. Ф. Драга, П. И. Киянский и другие известные актеры. В 1946 г. театр наградили орденом Трудового Красного Знамени. Путь на сцене начинали молодые таланты. На смотрах творчества молодых артистов в 1955—1956 гг. отмечались актеры Киевского театра оперы и балета Д. М. Гнатюк, Н. К. Мисина, К. Д. Огневой, В. И. Пазич, Ф. Н.Баклан, А. В. Гавриленко, Е. М. Потапова.

Если в первые послевоенные годы Киевская киностудия выпускала по одному-два фильма, то в 1952— 1956 гг.— уже четыре—семь фильмов ежегодно. После XX съезда КПСС, поставившего задачу резкого увеличения производства кинофильмов и неуклонного повышения их идейно-художественного уровня, выпуск художественных кинофильмов увеличился до 16—20 в год.

В 1945 г. режиссеры С. Ф. Навроцкий и Б. М. Дмоховский создают приключенческий фильм «Зигмунд Колосовский», а режиссеры В. А. Браун и Е. В. Брунчугин — кинофильм «В далеком плавании» по мотивам рассказов К. М. Станюковича. Пользовались успехом у зрителей такие фильмы, как «Третий удар» (режиссер И. А. Савченко) — о битве в Крыму в годы Великой Отечественной войны, «Подвиг разведчика» (режисер Б. В. Барнет), посвященный героической борьбе советских разведчиков во вражеском тылу, «Тарас Шевченко» (режиссер И. А. Савченко). Заметным вкладом в киноискусство являются фильмы Т. В. Левчука «Киевлянка» и Н. К. Макаренко «Кровь людская — не водица» по роману М. А. Стельмаха. «Киевлянка» была отмечена на III Всесоюзном кинофестивале в 1960 г. в Минске.

Героико-романтические традиции советского киноискусства, активно утверждавшиеся С. М. Эйзенштейном, A. П. Довженко, В. И. Пудовкиным, И. А. Савченко, авторами фильма «Чапаев» С. Д. и Г. Н. Васильевыми, нашли продолжение в работах B. И. Ивченко «Чрезвычайное происшествие» и «Иванна». Первый повествует о героизме танкера «Туапсе», захваченного чанкайшистами, о мужестве и стойкости советских людей. Второй фильм разоблачает происки украинских буржуазных националистов и религиозного мракобеса митрополита Шептицкого, вместе с фашистами выступавших против советского народа. В центре киноповести — образ украинской девушки Иванны, прошедшей нелегкий путь духовного прозрения.

Ведущее место в планах киевских киностудий занимала современная тематика. Одним из первых послевоенных фильмов, посвященных будням колхозного села, был фильм «Судьба Марины» (режиссеры В. И. Ивченко и И. П. Шмарук, сценарий Л. А. Компаниец).

Заметный вклад в достижения советского кинематографа внесли Киевская студия хроникально-документальных фильмов и Киевская студия научно-популярных фильмов. Ежегодно в 50-е годы создавалось около 100 научно-популярных и более 100 киножурналов и короткометражных документальных лент. Среди картин, посвященных восстановлению народного хозяйства, особенно выделяются «Украина возрождается» Г. Н. Тасина, «Донбасс» М. Л. Билинского, «Днепрогэс» О. Б. Подгорецкой. Обзорно-публицистические фильмы «Советская Украина», «Цветущая Украина» М. Я. Слуцкого (первый — совместно с Г. Н. Таенным) отмечены Государственной премией СССР в 1948 и 1958 гг.

Признание получили такие киноленты научно-популярного кинематографа, как «Они видят огонь» и «По следам невидимых врагов» Н. В. Грачева — о достижениях современной медицины и биологии. Эти картины отмечались на международных кинофестивалях в Карловых Варах в 1948 г. и в Монтевидео в 1957 г. Фильм «Атом служит нам» П. А. Зиновьева отмечен на II Всесоюзном кинофестивале в 1959 г. в Киеве.

Тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне стала одной из ведущих в творчестве деятелей изобразительного искусства. Вошли в сокровищницу советского искусства такие картины киевских художников первых послевоенных лет, как «Враг приближается» Т. Н. Яблонской, «Черноморцы» В. Г. Пузырькова, «Возвращение» В. Н. Костецкого, «Стоять насмерть» A. Г. Будникова, скульптурная группа М. Г. Лысенко «Партизанский рейд», рисунки, гравюры и офорты B. И. Касияна, М. Г. Дерегуса, А. С. Пащенко.

Среди монументов, увековечивающих подвиг советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками,— памятник-музей на месте командного пункта 1-го Украинского фронта в селе Новые Петровцы (архитекторы А. М. Милецкий, В. В. Бакланов, скульптор И. Г. Пуршудчев), мемориальный комплекс на склонах Днепра в честь воинов Советской Армии, погибших в борьбе за Родину, в центре которого — памятник Вечпой Славы, выполненный теми же авторами.

Яркое воплощение в скульптуре нашла историко-революционная тематика. Особо выделяются в этом жанре работы Л. Д. Сабанеевой «После гражданской», В. 3. Бородая «Уходили комсомольцы», Е. А. Мельничук «В. Боженко», И. Н. Копайгоренко «Делегатка», Г. Л. Петрашевич «Сестры».

Одновременно с героико-революционной темой в творчестве киевских художников развивается тема послевоенного возрождения, перехода на мирную жизнь. Лучшими картинами, посвященными будням социалистического строительства, являются: «Хлеб» Т. Н. Яблонской, «Прием в комсомол» С. А. Григорьева.

Образ Ленина всегда вдохновлял деятелей изобразительного искусства. Замечательные произведения ленинианы создали киевские мастера кисти и резца. Это — картины «В Петроград. В. И. Ленин» А. М. Лопухова, «Смольный. 1917 год» С. Н. Гуецкого, рисунки и гравюры В. И. Касияна, И. М. Селиванова. В содружестве с киевскими архитекторами А. В. Власовым и В. Д. Елизаровым русский скульптор С. Д. Меркуров создал проект сооруженного в Киеве на бульваре Т. Г. Шевченко памятника В. И. Ленину. Художественно яркие скульптуры создали М. Д. Декерменджи «Ленин в Горках», И. П. Кавалеридзе — «В. И. Ленин и Максим Горький на Капри».

Историческому прошлому украинского народа, его дружбе с великим русским народом посвящены полотна М. И. Хмелько «Навеки с Москвой, навеки с русским народом», А. А. Хмельницкого «Навеки вместе», В. Ф. Задорожного «Богдан Хмельницкий оставляет в залог крымскому хану своего сына Тимоша», Г. С. Мелихова «Молодой Тарас Шевченко в мастерской К. П. Брюллова», скульптурная группа А. Е. Белостоцкого и О. А. Супрун «Перед боем. Богдан Хмельницкий, Максим Кривонос, Иван Богун».

Киевские художники внесли значительный вклад в развитие украинского декоративно-прикладного искусства. В созданном в годы войны Научно-исследовательском институте художественной промышленности при Академии архитектуры УССР разрабатывались образцы декоративных тканей, керамических изделий и мебели. В Киевском училище прикладного искусства готовились кадры специалистов для художественной промышленности. Центром изучения и распространения лучших образцов народного творчества стал филиал Киевского государственного музея украинского искусства, преобразованный в 1964 г. в Государственный музей украинского декоративного искусства УССР.

В области декоративно-прикладного искусства отмечены яркими национальными чертами изделия Д. Ф. Головко, И. А. Коломиец, А. Ф. Саенко, А. Г. Шарай, О. А. Грудзинской. В производстве художественных тканей обращали на себя внимание работы 3. В. Вишневской, Н. П. Грибань, С. Г. Нечипоренко, Т. В. Мороз, Л. В. Пресняковой, И. 3. Решетник. Высокохудожественные гобелены создали Д. Н. Шава («Освобождение Киева»), В. И. Бондаренко («30 лет Советской Украины»), И. С. Литовченко («Советская Украина в семье братских республик»). Мастером широкого творческого диапазона в искусстве керамики стал Е. С. Железняк («Прощание с казаком», «Казак Мамай», «Кузнец Вакула верхом на черте», «Гонта с сыновьями»), На Киевском экспериментальном художественно-керамическом заводе петриковской народной росписи В. Ф. Клименко-Жукова, М. К. Тимченко, сестры В. И. Павленко и Г. И. Павленко-Черпиченко начали применять новое оформление украинского фарфора. Над фарфоровой скульптурой малых форм успешно работали О. Л. Жникруп и В. И. Щербина. Активное обращение к народным традициям характерно для изделий Л. М. Митяевой, И. В. Зарицкого, П. П. Аверкова, работающих на Киевском заводе художественного стекла.

Работы киевских художников занимали ведущее место в художественных выставках, посвященных 30-летию и 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции, 300-летию воссоединения Украины с Россией, декадам украинской литературы и искусства в Москве в 1951 и 1960 гг.

Значительным событием в культурной жизни республики явился II съезд художников Украины, состоявшийся в Киеве в 1956 г. В 1957 г. состоялся I Всесоюзный съезд художников, завершивший работу по созданию Союза художников СССР, съезд подвел итоги творческих достижений к этому времени и наметил перспективы дальнейшего развития советского изобразительного искусства.

Руководимые партийными организациями, творческие коллективы писателей, композиторов, деятелей театра, кинематографистов и художников Киева в 50-е годы внесли огромный вклад в духовную жизнь столицы Украинской ССР, лучшими своими произведениями способствовали подъему эстетического воспитания трудящихся республики.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь

<Февраль 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
131415161819
20212223242526
272829