Поиск

Развитие народного образования.

Возглавив борьбу советского народа за восстановление народного хозяйства, партия и правительство одновременно уделяли большое внимание возрождению и развитию культурной жизни.

На охват обучением всех детей школьного возраста были направлены усилия партийных и советских органов, всей общественности столицы Украинской ССР. Уже в 1945/46 учебном году в городе функционировало 111 общеобразовательных школ, в том числе 82 средние. И хотя многие школьные здания были разрушены или заняты под госпитали, основная масса детей, проживавших в городе, смогла возобновить учебу. Обучением в школах в первом послевоенном учебном году в Киеве было охвачено 73,3 тыс. детей. Городские школы организовывали занятия в две-три смены. Пришлось значительно увеличить количество учащихся в каждом классе. Для молодежи, которая в годы оккупации не училась, а после освобождения пошла работать на производство, организовывались вечерние школы. Контингенты этих школ достигли значительных размеров, так как в годы оккупации в Киеве, как и на всех оккупированных территориях, семилетние и средние школы были закрыты.

Программа восстановления и развития системы народного образования была определена в принятом в августе 1946 г. восьмой сессией Верховного Совета УССР законе «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства Украинской ССР на 1946—1950 гг.». В нем предусматривалось восстановление и расширение школьной сети, укрепление учебно-материальной базы школы, снабжение учащихся учебниками, тетрадями, наглядными пособиями. Особо подчеркивалась необходимость полностью обеспечить воспитание в детских домах детей, которые потеряли родителей в годы войны.

Под руководством партийных и советских органов в Киеве развернулось патриотическое движение за восстановление школьной сети, охват всех детей школьного возраста обучением, создание необходимых условий для проведения учебно-воспитательного процесса. Восстанавливались школьные помещения, создавались детские дома, увеличивались государственные ассигнования, а также средства, выделяемые шефствующими организациями и предприятиями на нужды учреждений системы народного просвещения Киева. В 1950/51 учебном году в столице Советской Украины работало уже 152 общеобразовательные школы. Контингент учащихся превысил довоенный уровень и составил 116,1 тыс. человек. В 43 вечерних школах обучалось 12,8 тыс. юношей и девушек. Результатом всенародной заботы об обучении и воспитании подрастающего поколения в послевоенные годы стала ликвидация к концу четвертой пятилетки трехсменных занятий в общеобразовательных школах города.

С первых послевоенных лет большое внимание уделялось повышению уровня учебно-воспитательной работы в школах. Совершенствовались учебные планы, программы, учебники. Все больше внимания уделялось трудовому воспитанию. В 1954/55 учебном году в трех средних школах — 14-й, 54-й и 66-й — впервые было введено производственное обучение учащихся. Впоследствии изучение основ промышленного производства, различные формы производственного обучения старшеклассников стали составной частью учебного процесса во всех средних школах. В старших классах проводились практикумы по машиностроению, улучшилась организация работы на пришкольных участках. Более систематически стали организовываться экскурсии на промышленные предприятия.

Помощь в создании необходимой материально-технической базы школам оказывали многие промышленные предприятия. Активное участие в укреплении учебной базы школ принимали коллективы киевских заводов «Ленинская кузница», «Большевик», «Точэлектролрибор», «Арсенал», «Кпнап», мотоциклетного, Дарницкого шелкового комбината и др. Киевскую школу № 6 оборудованием для практикума — электроизмерительными приборами, а также различными материалами обеспечил киевский завод «Укркабель». При этом заводе организовали производственный класс, где учащиеся овладевали специальностью электрослесаря.

Материальную базу для политехнизации учебного процесса в киевской школе № 44 помогли создать шефы — трикотажная фабрика им. Р. Люксембург, пухо-перовая фабрика и авторемзавод.

Благодаря государственным ассигнованиям и большой шефской помощи укрепилась и расширилась материальная база школ. К концу 50-х годов в школах Киева действовало 509 учебных кабинетов — физических, химических, биологических, машиноведения, электротехники, а также 237 учебных мастерских по обработке металла, дерева, 109 учебно-опытных участков и садов и т. д.

Усиление внимания к вопросам политехнизации учебно-воспитательного процесса, к трудовому воспитанию учащихся способствовало возрастанию социальной роли школы. С каждым годом увеличивалось количество выпускников средней школы, которые шли работать непосредственно на производство. В 1945—1958 гг. трудовые коллективы Киева пополнили 10 тыс. выпускников средних школ. В то же время более 3 тыс. рабочих окончили среднюю школу без отрыва от производства.

Уделяя огромное внимание подрастающему поколению, партийные и советские органы, общественность города проявляли неустанную заботу о детях-сиротах. После войны в Киеве возобновили работу довоенные и были организованы новые детские дома. Большое внимание уделялось материальному обеспечению детей-сирот. Кроме государственных ассигнований на содержание детских домов направлялись средства шефствующих над ними предприятий и организаций.

Органы народного образования осуществляли постоянный контроль за условиями жизни детей, оставшихся в годы войны без родителей и взятых на воспитание отдельными семьями. В 1952 г. секретариат ВЦСПС принял решение об усилении работы профсоюзов по оказанию помощи рабочим и служащим в воспитании детей. В нем указывалось на необходимость особое внимание уделять контролю за условиями, в которых воспитывались патронированные и подопечные дети.

В послевоенные годы одной из важнейших социальных проблем города стало развитие сети дошкольных учреждений. На эту цель ассигновались значительные средства. В 1952 г. в городе работало 142 детсада, которые посещало 13,3 тыс. детей. Однако многие дети не могли быть приняты в дошкольные учреждения из-за нехватки мест. В последующие годы партийные и советские органы Киева уделяли большое внимание расширению сети дошкольных учреждений.

Важные задачи по обучению и воспитанию детей были возложены на школы-интернаты, которые стали создаваться в стране в соответствии с указаниями XX съезда КПСС. 10 июля 1956 г. горисполком принял решение об организации первых трех школ-интернатов. Новые учебные заведения располагались по улицам Артема, № 40, Толстого, №41 и в Святошино. В 1956/57 учебном году 210 детей обучались в киевской школе-интернате № 2. Большую помощь новому учебному заведению оказали шефы — завод «Ленинская кузница».

В соответствии с принятым в 1958 г. «Законом об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» вводилось обязательное восьмилетнее обучение Детей. К 1960/61 учебному году все школы города уже осуществляли неполное среднее образование в объеме восьмилетней школы. Была претворена в жизнь идея организации школ и групп продленного дня, обоснованная в принятом в 1960 г. постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об организации школ с продленным днем». В 1960/61 учебном году в городе работало 145 школ с продленным днем и школ с группами продленного дня. Они охватили 13,3 тыс. учащихся.

Расширение сети общеобразовательных школ, детских домов, школ-интернатов, школ с продленными группами явилось результатом всенародной заботы о школе. Из года в год возрастали государственные ассигнования на развитие системы народного образования в столице Советской Украины. В 1959 г. на эти цели было ассигновано 251,8 млн. руб., в 1960 г.— 325,4 млн. Только за 1956 — 1958 гг. в городе построили 20 новых школ, 2 школы-интерната. В 1960/61 учебном году в столице Украины работала 191 дневная общеобразовательная школа, в том числе 9 школ-интернатов. Во всех школах обучалось 138,9 тыс. учеников. Количество школ рабочей молодежи и заочных школ увеличилось до 73. В них обучалось 27,9 тыс. учащихся.

В общей системе мероприятий, направленных на развитие системы народного образования, немалое внимание уделялось проблеме учительских кадров. После окончания войны школы возобновили учебно-воспитательный процесс без полного контингента педагогов. В 1945/46 учебном году в школах Киева работало 2634 учителя, в то время как в 1940/41 учебном году — 4842. Постепенно на педагогическую работу возвращались учителя, демобилизованные из рядов Советской Армии, а также те, кто в годы войны трудился в других отраслях народного хозяйства. В 1952 г. в 137 школах Киева работало 5273 учителя, из них 3328 с высшим и 941 с неоконченным высшим образованием. 10 лучших учителей города имели звание заслуженного учителя УССР. Около тысячи школьных педагогов являлись коммунистами, 200 — членами ВЛКСМ. Большая работа проводилась по улучшению квалификационно-профессионального состава учительских кадров.

Значительную роль в подготовке учительских кадров для киевских школ сыграл педагогический институт им. М. Горького. Для подготовки учителей, в первую очередь столичных школ, здесь в 1946 г. было открыто вечернее отделение. С середины 50-х годов основной контингент выпускников Киевского университета также стал направляться на работу в средние школы, в том числе киевские. Преподавателей для младших классов готовили педучилища. В 1955 г. они были реорганизованы: вместо четырехлетнего срока обучения (на базе неполного среднего образования) вводился двухлетний для лиц со средним образованием.

С первых послевоенных лет особое, внимание уделялось подготовке и повышению квалификации учителей. Большую работу среди педагогов проводил Центральный институт повышения квалификации педагогов и работников народного просвещения. С 1945 г. стали регулярно проводиться республиканские, областные, городские и районные педагогические чтения, а также научно-практические конференции. Несмотря на нелегкие условия послевоенного периода, для учителей организовывались за государственный счет экскурсии в крупные культурные и промышленные центры страны.

Органы народного просвещения систематически проводили проверку работы учителей. Те из них, которые не имели соответствующего образования и не выполняли поставленных перед ними задач по обучению и воспитанию учащихся, от работы в школе освобождались. В то же время партийные и советские органы большое внимание уделяли популяризации опыта лучших учителей. Достигнутый ими высокий уровень культуры педагогического труда становился достоянием широкой педагогической общественности. Примером соединения большой требовательности к себе и учащимся стала творческая деятельность учительского коллектива киевской средней школы № 78, которую долгие годы возглавляла заслуженная учительница школы УССР А. В, Семенцова. Высокого уровня учебно-воспитательной работы с учащимися достигли лучшие педагоги киевских школ заслуженные учителя школы УССР В. В. Бодрова, П. А. Горбатый, Г. М. Дубовик, О. Л. Максимчук, П. П. Солдатенок п многие другие.

В 1960/61 учебном году в дневных общеобразовательных школах столицы УССР работали 8,1 тыс. педагогов. Их благородный труд был направлен на воспитание и обучение подрастающего поколения.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь

<Февраль 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
141516171819
20212223242526
272829