Поиск

Совершенствование торгового обслуживания.

Война и ее последствия вызвали резкое ухудшение в снабжении населения продуктами питания и товарами промышленного производства. Люди недоедали, были плохо одеты и обуты. Партия наметила уже с 1946 г. отменить введепное во время войпы нормированное снабжение городского населения продуктами питания и промышленными товарами первой необходимости. Однако отмену карточной системы снабжения задержало стихийное бедствие — сильнейшая засуха 1946 г., охватившая почти все основные зерновые районы страны.

Но и в условиях неурожая и резкого сокращения государственных запасов хлеба благодаря максимальной мобилизации партией всех ресурсов поддерживался необходимый уровень обеспечения трудящихся продовольствием. Постепенно повышались нормы снабжения, расширялся ассортимент выдаваемых по карточкам продуктов. Одновременно развертывалась организованная в 1944 г. государственная открытая (коммерческая) торговля по повышенным ценам.

14 декабря 1947 г. Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление об отмене карточек па продовольственные и промышленные товары и о переходе к продаже их в порядке открытой торговли по единым государственным розничным ценам. Одновременно с отменой карточной системы с целью ликвидации последствий войны в области денежного обращения была осуществлена денежная реформа. В результате ее финансовая система страны укрепилась, а денежные накопления, сосредоточившиеся у спекулятивных элементов, были ликвидированы. При проведении реформы ярко проявились преимущества социалистического строя. Не сократилось количество занятых в народном хозяйстве рабочих и служащих, не уменьшилась их заработная плата, в прежних размерах остались пенсии и стипендии. Охраняя трудовые сбережения советских людей, государство провело переоценку вкладов в сберегательных кассах на льготных условиях.

16 декабря 1947 г. началась бескарточная торговля. В этот день был отмечен особый спрос киевлян на пшепичный хлеб, жиры, сахар, крупяные изделия, хлопчатобумажные ткани, резиновую обувь.

На основе повышения реальных доходов трудящихся возрастала их покупательная способность, увеличивался спрос на товары. Советское правительство предприняло ряд мер с целью ускорения темпов восстановления и дальнейшего развития легкой, пищевой, местной п кооперативной промышленности. Благодаря расширению производства промышленной и сельскохозяйственной продукции в первое послевоенное пятилетие и особенно в 50-е годы заметно увеличились товарные ресурсы страны, а следовательно, продажа населению необходимых товаров. При этом большие изменения происходили в структуре народного потребления: при абсолютном увеличении продажи и промышленных и продовольственных товаров доля последних в фонде потребления уменьшилась. Если в 1945 г. 62,4 % розничного товарооборота торговых предприятий Киева составляли продовольственные товары, а 37,6 % — непродовольственные, то в 1960 г. доля продовольственных снизилась до 50,6 %. Общий объем товарооборота розничной торговли города составлял в 1946 г. 3282 млн., а в 1960г.— 8219 млн. руб.

Как и все советские люди, киевляне все лучше питались и одевались. Увеличилось потребление мяса, рыбы, яиц, овощей. Отходили в прошлое времена, когда ватные стеганки и кирзовые сапоги не имели конкурентов. На повестку дня вставал вопрос о качестве и добротности товаров, их красоте и соответствии моде. С каждым годом в быт киевлян входило все больше культурно-бытовых изделий длительного пользования: часы, мебель, швейные и стиральные машины, музыкальные инструменты, радиоприемники. Однако спрос на эти товары и в конце 50-х годов удовлетворялся не полностью.

Увеличение товарооборота требовало значительного расширения материальной базы торговли. К началу 1946 г. в Киеве насчитывалось 1103 торговые точки, что составляло около 44 % их довоенного количества. Поэтому в первые послевоенные годы проводилась большая работа по восстановлению предприятий отрасли. Полностью торговая сеть города была восстановлена к 1954 г. При этом магазины, находившиеся в малопригодных для торговли помещениях, использовавшихся в первые годы после войны, закрывались. Некоторые магазины ликвидировались также в результате реконструкции улиц и площадей города, сноса старых зданий.

Особое внимание уделялось развитию торговой сети на окраинах города. Открытые там магазины составляли в 1955 г. 70 % общего числа новых магазинов, в 1960 г.— 86 %. В основном торговые предприятия размещались в первых этажах новостроек. Однако и в 1960 г. из 3357 предприятий розничной торговли только 47 % приходилось на магазины, остальное — на палатки, киоски, ларьки.

В послевоенные годы в Киеве происходила широкая реконструкция и укрупнение магазинов, более рациональное их размещение и использование, оснащение новым оборудованием. Быстро увеличивалось число специализированных торговых предприятий, что значительно повышало культуру торговли, улучшало условия покупки нужных товаров. К началу 1955 г. специализированными были около 58 % магазинов, к началу 1961 г.— свыше 63 %. Во второй половине 50-х годов по примеру торговых организаций Ленинграда в Киеве начали создаваться магазины самообслуживания. Популярность у населения приобрела покупка товаров в кредит. В практику торговых предприятий все шире входили прогрессивные методы работы, социалистическое соревнование, организовывались бригады отличного обслуживания населения.

Важным каналом дополнительного снабжения киевлян продуктами сельского хозяйства был колхозный рынок. В постановлении Совета Министров Украинской ССР от 15 ноября 1946 г. «О развитии колхозной торговли в г. Киеве» намечались пути ее развития. Постепенно ликвидировались внутригородские базарные площади, вместо которых сооружались крытые рынки.

Планомерно восстанавливалась сеть общественного питания, причем прежде всего открывались буфеты и закусочные, поскольку для них можно было использовать те небольшие помещения, которые выделялись для отрасли. К началу 1946 г. в городе насчитывалось 543 предприятия общественного питания с годовым товарооборотом 389 млн. руб. В конце 1960 г. число предприятий общепита возросло до 947, а товарооборот их достиг 671 млн. руб.

Многие предприятия, строительные организации, учреждения, высшие учебные заведения не имели, однако, столовых. Пропускная способность большинства предприятий общественного питания оставалась незначительной, что приводило к их перегрузке. Столовые плохо снабжались продуктами, были недостаточно обеспечены необходимым оборудованием. Ощущалась нехватка квалифицированных кадров.

Из-за недооценки социально-экономического значения общественного питания исполкомами городского и районных Советов депутатов трудящихся были недостаточно обеспечены столовыми общего пользования как важнейшие магистральные улицы (Крещатик, Большая Житомирская, Артема и др.), так и окраины города (Чоколовка, Сырец, Караваевы дачи и т. д.). В связи с этим были намечены конкретные мероприятия по расширению сети общественного питания, укреплению его материально-технической базы.

Постепенно столовые, буфеты, кафе становились более удобными, повысилась их пропускная способность, улучшались санитарно-гигиенические условия, ассортимент и качество приготовляемых блюд. Налаживалось общественное питание в школах, причем дети-сироты и дети инвалидов Великой Отечественной войны получали его в основном бесплатно. Во второй половине 50-х годов многие столовые перешли на работу по методу самообслуживания. Одной из первых его применила столовая Киевского политехнического института.

С начала 50-х годов при столовых некоторых предприятий организовывались буфеты пр продаже пищевых полуфабрикатов и готовой кулинарии. Хорошо этот вид обслуживания был налажен на заводе им. Артема, трикотажной фабрике им. Р. Люксембург, 4-й обувной фабрике. Киевляне высоко оценили такую форму облегчения труда в домашнем хозяйстве. В 1959 г. открылось 23 магазина кулинарии и полуфабрикатов, из них 18 при предприятиях общественного питания.

Улучшению торгового обслуживания населения способствовала помощь работникам отрасли со стороны широкой общественности, помогавшей бороться с нарушениями правил советской торговли, перебоями в снабжении населения товарами, продажей изделий низкого качества.

Происходившие в 50-е годы положительные изменения в структуре питания и потреблении промышленных товаров являлись важным показателем повышения материального благосостояния трудящихся.

Жилищное строительство и благоустройство города. Первоочередной и очень сложной в послевоенное время задачей Советского государства было обеспечение населения жильем, развертывание ремонтно-строительных работ с целью ликвидации жилищного кризиса. На жилищное строительство выделялись значительные средства. В годы четвертой пятилетки они составляли более пятой части капитальных вложений в народное хозяйство страны и превысили соответствующие ассигнования за все довоенные пятилетки, вместе взятые. По Киеву в жилищное строительство за 1946—1960 гг. было вложено более 6,1 млрд. руб. За эти годы построено 5184 тыс. кв. м жилой площади; городской жилищный фонд возрос до 11 503 тыс. кв. м.

Сразу же после освобождения города от оккупантов началось восстановление наименее пострадавших зданий. При этом максимально использовались местные ресурсы, в первую очередь материалы, полученные при разборке разрушенных сооружений. Многие уцелевшие жилые дома нуждались в срочном ремонте, так как пострадали в годы войны из-за отсутствия должного присмотра, регулярного отопления, от сотрясений во время бомбежек. В 1946 — 1951 гг. был проведен капитальный ремонт 2650 многоэтажных зданий, а нуждалось в нем к началу 1952 г. еще 2500.

Городской комитет партии привлекал к восстановлению жилого фонда промышленные предприятия. Они помогали в капитальном ремонте жилых домов, а также должны были восстанавливать выделенные им коробки разрушенных зданий. В возрождении Киева активное участие принимало все население города — рабочие, служащие, учашиеся, домашние хозяйки, пенсионеры. Только за первое полугодие 1946 г. киевляне отработали на восстановительных работах 25 тыс. человеко-дней. Проводились общественные смотры состояния домов и квартир. Много полезных дел было на счету созданных в 1946 г. при домоуправлениях общественных комиссий содействия восстановлению и эксплуатации жилищного фонда. В августе 1946 г. в Киеве действовало 382 такие комиссии. Они помогали организовывать жильцов на ремонт квартир, лестничных клеток, крыш, водопроводов, канализации, парового отопления, осуществляли контроль за правильным использованием отпускаемых государством для проведения ремонта средств и материалов. Широкая общественность принимала также участие в приведении в порядок общежитий предприятий и строительных организаций.

Когда были завершены первоочередные восстановительпые работы, на повестку дня стал вопрос о развертывании в широких масштабах многоэтажного жилищного строительства, реконструкции разрушенного центра города, формировании его нового архитектурного облика. В 1949 г. утверждается Генеральный план реконструкции и дальнейшего развития Киева сроком на 20 лет (авторы плана — архитекторы А. В. Власов, И. И. Малоземов, Б. И. Приймак, В. И. Полищук и инженер И. И. Козлов). В создании плана большую роль сыграли организованные Союзом архитекторов УССР конкурсы. В них наряду с архитекторами республики принимали участие выдающиеся зодчие Москвы и Ленинграда. По этому плану был реконструирован Крещатик, построены жилые массивы Первомайский и Отрадный, застроена Дарница, создана Выставка достижений народного хозяйства УССР.

Долгие годы грозным напоминанием об ужасах войны являлись развалины почти полностью разрушенного Крещатика. Проект его восстановления был принят после конкурса, проходившего в три тура. В основу проекта положен контраст сплошной застройки четной стороны улицы и отдельно стоящих сооружений на нечетной. На месте сравнительно узкой улицы, уже до войны не отвечавшей потребностям развития городского транспорта, создавалась широкая магистраль, где возводился ансамбль многоэтажных домов, облицованных светлой керамикой. Четная сторона улицы отводилась под административные здания.

Многоэтажные дома подымались на таких важных городских магистралях, как улицы Красноармейская и Свердлова, Воздухофлотскпй и Брест-Литовский проспекты. Многие улицы расширялись и реконструировались, создавались новые площади. На месте пустырей и оврагов создавались новые жилые кварталы. Например, в районе Печерского моста, где до войны было поле с кустарником, выросла улица Киквидзе.

Однако в первое послевоенное десятилетие ощущалось недостаточное внимание к проблемам индустриализации и экономики строительства. Эти недостатки подверглись справедливой критике в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (ноябрь 1955 г.), наметившем дальнейшие пути архитектурно-строительной деятельности в стране.

Поставленная партией задача быстрейшего обеспечения советских людей жильем наиболее экономично решалась при создании крупных жилых массивов с комплексами культурно-бытовых учреждений. В Киеве переход от разрозненного строительства к этому методу застройки начал осуществляться с 1957 г. Первые жилые массивы — Первомайский (Чоколовка), Отрадный, Нивки — стали для киевских строителей школой профессионального мастерства, передового производственного опыта. Здесь широко применялись кирпичные блоки, а впоследствии получило распространение крупнопанельное домостроение. Специализации и укрупнению строительных организаций, переводу жилищного строительства на индустриальную основу способствовало претворение в жизнь постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии жилищного строительства в СССР» (июль 1957 г.).

В жилищном строительстве использовалась помощь общественности, в частности, многие дома сооружались методом народной стройки. Активно участвовали в строительстве своих домов работники заводов им. Артема, «Большевик», прядильно-ткацкой фабрики и других предприятий.

Широко развивалось в Киеве в послевоенные годы и индивидуальное строительство. Государство выдавало застройщикам долгосрочные кредиты, выделяло земельные участки, обеспечивало типовыми проектами, строительными материалами, причем инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших получали их бесплатно. Большую помощь своим работникам — индивидуальным застройщикам — оказывали промышленные предприятия, выделяя строительные материалы, детали, автотранспорт. С 1958 г. в Киеве, как и во всей стране, стало развиваться жилищно-кооперативное строительство многоквартирных домов. Это дало возможность шире использовать средства трудящихся для улучшения их жилищных условий и в то же время осуществлять плановую застройку города, используя достижения строительной индустрии.

Как мера воздействия на ускорение хода жилищного строительства и улучшение его качества широко использовались общественные рейды, смотры. Так, в октябре — ноябре 1960 г. в Киеве проводился массовый общественный смотр качества жилищного строительства, мобилизовавший профсоюзный и хозяйственный актив города на оказание практической помощи строителям.

Благодаря индустриализации строительных работ, использованию типовых проектов возрастали темпы жилищного строительства, улучшались жилищно-бытовые условия тысяч семей киевлян. Однако рост населения опережал расширение жилищного фонда, и многие люди продолжали жить скученно, в неблагоустроенных квартирах, бараках, в приспособленных под жилье производственных постройках. Особенно тяжелыми были жилищные условия у рабочих Дарницы. Партийные, советские и профсоюзные органы Киева уделяли большое внимание правильной организации учета и распределения жилья, предоставлению его в первую очередь инвалидам войны, демобилизованным воинам, семьям погибших, больным, а также проживающим в подвалах и землянках. Для обмена опытом по вопросу распределения жилой площади Киевский областной совет профсоюзов созывал совещания председателей жилищно-бытовых комиссий завкомов и фабкомов.

Как и во всей республике, в Киеве резко сократилось строительство временных жилищ барачного типа. Застройка города осуществлялась главным образом многоэтажными, капитальными зданиями, оборудованными центральным отоплением, водопроводом, канализацией. Водопроводная и канализационная сети были восстановлены в годы четвертой пятилетки, но потребности быстро растущего городского хозяйства удовлетворялись еще не полностью. Многие районы города (Святошино, Сталинка, Чоколовка, Дарница) обеспечивались водой с перебоями, особенно верхние этажи домов.

Для удовлетворения киевлян водой планомерно расширялись мощности Днепровской и артезианской водопроводных станций. К концу 1960 г. протяженность уличной водопроводной сети превысила довоенную более чем в 2 раза, а отпуск воды потребителям — почти в 3 раза. В 1961 г. вводится в строй первая очередь третьей станции Киевского водопровода — Деснянской.

В 1946 г. началось сооружение первого в республике магистрального газопровода Дашава—Киев. Строителям активпо помогали киевляне, отработавшие на этой народной стройке более 200 тыс. человеко-дней. Была проведена большая работа по монтажу газового оборудования в квартирах, инструктажу населения. 17 ноября 1948 г. прикарпатский газ поступил в квартиры киевлян. Это событие восприняли в городе как большой праздник. Ведь газификация вносила большие изменения в быт трудящихся, улучшала гигиену жилья, значительно экономила бюджет каждой семьи.

Постепенно расширялась сфера применения газа. Вначале он использовался только для приготовления еды, а впоследствии — для отопления квартир и снабжения их горячей водой. Газификация распространялась из центральных районов города па его окраины. В конце 1949 г. протяженность газовой сети составляла 187,8 км, в конце 1960 г.— 504,9 км, количество газифицированных квартир в соответствующие годы — 33,4 тыс. и 137,5 тыс.

Ускоренными темпами восстанавливалась и расширялась сеть предприятий коммунально-бытового обслуживания населения: бани, прачечные, парикмахерские, ателье по ремонту и пошиву одежды и обуви. Улучшалось санитарное состояние города, коммунальное его хозяйство пополнялось новой техникой — машинами для полива и уборки улиц.

Важной проблемой послевоенного развития городского хозяйства было возрождение транспорта, подготовка для него квалифицированных кадров. В первые послевоенные годы не хватало машин, горючего, электроэнергии, материально-техническая база трамвайно-троллейбусных парков была разрушена, в очень плохом состоянии находились дороги города. Благодаря упорному труду киевлян постепенно восстанавливались старые и прокладывались новые маршрутные линии городского транспорта. Особое внимание обращалось на создание беспересадочного сообщения между окраинами и центром города. Хотя к концу 50-х годов основным видом транспорта Киева оставался трамвай, с каждым годом возрастало значение троллейбусного сообщения. Троллейбусы заменили трамвай на ряде важных магистралей — Крещатике, бульваре Шевченко, улицах Ленина, Артема, Владимирской. В 1945 г. количество пассажиров, перевезенных трамваями, составляло 40,7 млн. человек, а троллейбусами — 4,2 млн., в 1960 г.— соответственно 284,4 млн. и 177,9 млн. Автобусами общего пользования — наиболее маневренным видом городского транспорта — в 1960 г. было перевезено 71,8 млн. пассажиров против 2,6 млн. в 1947 г.

На протяжении 1946—1960 гг. в Киеве было сооружено 13 мостов и путепроводов: мост имени Патона, Парковый пешеходный мост через Днепр к любимому месту летнего отдыха киевлян — городским пляжам (в хорошую погоду здесь бывало до 300 тыс. человек), путепроводы Автовокзальный, на Харьковском шоссе, над пересечением Брест-Литовского и Воздухофлотского проспектов и др.

Еще гремели бои Великой Отечественной войны, а Советское правительство приняло решение построить в столице УССР метрополитен. С 1945 г. начались работы по его проектированию. Из Москвы прибыли специалисты, оказавшие помощь в разведке будущей трассы и подготовке технической документации. В декабре 1947 г. состоялось совещание широкой общественности города — инженеров, архитекторов, хозяйственников. Были обсуждены вопросы о расположении будущих станций, очередности строительства линий метро. В 1949 г. для строительства метрополитена создается «Киевметрострой».

Вся страна принимала участие в сооружении третьего в СССР метрополитена. 120 предприятий из братских союзных республик выполняли для него заказы. Москва и Ленинград поставляли эскалаторы и кабель, Урал — электрооборудование, Уфа — низковольтную аппаратуру, Харьков — моторы и генераторы, Днепропетровск и Запорожье — рельсы, металлоконструкции. Львов — глазурованную плитку. Москвичи и ленинградцы щедро делились опытом с киевскими коллегами. Первый поезд поручили вести опытному московскому машинисту А. И. Симагину и молодому киевлянину И. А. Виноградову.

В 1960 г., в канун 43-й годовщины Великого Октября, была сдана в эксплуатацию первая очередь (пять станций) метрополитена. Партия и правительство высоко оценили самоотверженный труд коллектива «Киевметростроя», наградив его орденом Ленина. Голубые экспрессы пошли от станции «Вокзальная» до станции «Днепр» — по участку протяженностью 5,2 км. За первые 2 месяца работы метро было перевезено 4,6 млн. пассажиров.

В освобожденном от фашистских оккупантов Киеве почти заново пришлось создавать материально-техническую базу средств связи. Уже после значительных восстановительных работ, в конце 1945 г. в городе было вдвое меньше, чем перед войной, телефонных станций, в 5,6 раза меньше — абонентов городской телефонной сети, в 10 раз меньше — телефонов-автоматов. За 1951 —1960 гг. количество предприятий связи (почта, телеграф, телефон) возросло с 71 до 108, телефонных станций — с 7 до 19, телефонов-автоматов — с 0,2 тыс. до 1,1 тыс.

Сразу же после войны началось возрождение киевских парков, садов, бульваров. Киевляне всегда любили и ценили зелень, умели превращать пустыри в уголки отдыха, цветущие сады. И теперь люди с радостью трудились на благоустройстве родного города во время многочисленных воскресников по озеленению, декадников и месячников леса и сада. Партийные и советские органы, возглавляя это массовое движение, поставили задачу упорядочить всю городскую территорию, создать в каждом районе зеленый центр. В прессе широко пропагандировались достижения коллективов предприятий и учреждений, отдельных энтузиастов, участвовавших в озеленении города.

В конце 40-х — начале 50-х годов были посажены десятки тысяч деревьев и кустов на огромной территории гидропарка на Трухановом острове. Создается парк на заросшем бурьяном, изрезанном оврагами пустыре у хутора Нивки. Тут в планировке территории, выкорчевывании старых пней, посадке зеленых насаждений, оборудовании спортивных и детских площадок особенно активное участие приняли коллективы заводов станков-автоматов им. М. Горького, «Красного экскаватора». На собрании комсомольского актива Жовтневого района создание этого парка было объявлено комсомольской стройкой. Молодежь работала после окончания заводской смены или занятий, в воскресные дни. Парк назвали именем Ленинского комсомола. Рабочие, служащие, ученики, студенты Московского района осенью 1958 г. привели в порядок Голосеевский парк, создали в нем озеро, построили читальню, кинотеатр, детские и спортивные площадки. Новые зеленые зоны закладывались в эти годы на склонах Днепра. Фруктовые сады и скверы создавались на территории предприятий, в жилых кварталах города. Улицы столицы Советской Украины постепенно превращались в тенистые аллеи.

Однако в зеленом строительстве первых послевоенных лет были и существенные недочеты. Из-за недостаточного развития базы по выращиванию саженцев посадки часто проводились некачественным, случайным озеленительным материалом. Не всегда обеспечивался необходимый присмотр за посадками, в результате чего много молодых насаждений гибло. Мало было специалистов декоративного садоводства. Неумелое озеленение зачастую приводило к неудобствам: затемнялись окна домов, детские площадки, нередко посадки заслоняли ценные исторические памятники, прекрасные перспективы Днепра и заречных далей.

В 1960 г. площадь всех зеленых массивов города превысила довоенную почти в 2,7 раза. В Киеве насчитывалось более 20 парков и 130 скверов. Зеленая зона вместе с водным зеркалом Днепра и его притоков занимала более половины общей площади города.

Итак, несмотря на трудности послевоенного времени — нехватку средств, строительных материалов, механизмов, квалифицированной рабочей силы,— в столице Советской Украины был успешно проведен огромный комплекс работ по восстановлению и дальнейшему развитию городского хозяйства.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь

<Февраль 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
67891112
13141516171819
20212223242526
272829