Поиск

Взаимопомощь и сотрудничество с братскими республиками.

Восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства районов, пострадавших от фашистской оккупации,— это яркое проявление преимуществ социалистического общественного строя.

Большая трудовая победа, одержанная в ходе возрождения столицы Советской Украины, была результатом коллективных усилий народов всех братских республик СССР. Огромное внимание, уделявшееся Коммунистической партией и Советским правительством восстановлению народного хозяйства Украины, в том числе ее столицы — Киева, нашли отражение в Законе о восстановлении и развитии народного хозяйства страны, в бюджете СССР, одной из главных задач которых стало оказание первоочередной и максимальной помощи пострадавшим районам, главным образом из средств союзного бюджета. Если в целом по СССР государственные капиталовложения в четвертой пятилетке были меньшими, чем в трех довоенных пятилетках, вместе взятых, то на Украине и в Белоруссии они намного превзошли капитальные затраты, освоенные за годы довоенных пятилеток. Для восстановления разрушенного немецко-фашистскими оккупантами хозяйства потерпевших районов правительство СССР в годы четвертой пятилетки выделило 115 млрд. руб., в том числе 49,5 млрд. руб.— Украинской ССР.

Бюджет Киева возрастал из года в год, обеспечивая высокие темпы восстановительных работ. В народное хозяйство Киева за годы послевоенной пятилетки было вложено 6 млрд. руб. Большую финансовую помощь Киев получил из созданного по инициативе трудящихся Иркутской области фонда братской помощи народам СССР, пострадавшим от немецко-фашистской оккупации. Активное участие в его формировании своими вкладами принимали трудящиеся центральных районов РСФСР, Дальнего Востока, Урала, Грузии, Армении и других республик. Колхозник-нанаец из Хабаровского края Адунга Бельди заявил: «Тысячи километров отделяют столицу Украины от берегов Амура, но нам близок этот великий город. Мы поможем восстановить Киев. Я вношу на это свои сбережения» (Вечірній Київ, 1947, 18 жовт.).

Постоянная забота партии и государства о восстановлении столицы Советской Украипы находила выражение в огромной помощи городу оборудованием и материалами. Из промышленных центров Российской Федерации и других союзных республик в Киев прибывали эшелоны с машинами, станками и разным оборудованием, сырьем, турбинами для электростанций, строительными материалами, всем необходимым для возобновления работы предприятий, строительства жилищ, городского хозяйства.

На торжественном заседании партийных, советских и общественных организаций г. Киева 14 октября 1944 г. отмечалось: «Наша могучая социалистическая Родина щедрой рукой шлет Советской Украине все, что только возможно в условиях войны, чтобы скорее возродить промышленность, сельское хозяйство, транспорт и культурные учреждения республики. Только в могучем социалистическом государстве, где все народы сплочены великой дружбой и от всей души помогают друг другу, стал возможным такой невиданный размах восстановительных работ в освобожденных районах» (Цит. по кн.: Кікалов Г. Т. Допомога великого російського народу українському народові у відбудові народного господарства у післявоєнний період.— К., 1954, с. 14).

Благодаря братской помощи народов СССР и героическим усилиям трудящихся города быстро был отстроен городской водопровод, пущена электростанция, возрождены промышленные предприятия Киева, разрушенные в период временной оккупации.

Восстанавливать промышленность Киева помогали работники предприятий Москвы, Ленинграда, Свердловска, Челябинска, Алма-Аты, Баку и других городов Советского Союза. Радиоаппаратуру, инструменты, телефонные коммутаторы присылали связисты Москвы и Свердловска, новое электрооборудование прибыло из Сызрани и Орехова-Зуева, дорожные машины, бетономешалки, катки присылали машиностроители Ярославля.

Столь активная братская помощь принесла ощутимые результаты. Основные фонды промышленности Киева и области в 1949 г. превысили уровень 1940 г. в 1,6 раза. Важнейшей особенностью послевоенного восстановления промышленности являлось то, что одновременно велась большая работа по реконструкции предприятий, по оснащению их новым, более совершенным оборудованием.

За годы четвертой пятилетки при активной помощи братских республик в Киеве был построен ряд новых предприятий, среди которых заводы: мотоциклетный, «Стройдеталь», асфальто-бетонный, шлакоблоков, пенициллиновый, Дарницкий шелковый комбинат, фабрики: книжно-журнальная, швейная, шлифовально-полировальная, кинокопировальная. Стал в строй также Киевский деревообрабатывающий комбинат и многие другие предприятия.

Помощь союзных республик в жилищном строительстве позволила в короткий срок возродить жилой фонд Киева. Новый генеральный план застройки города создавался при активном участии лучших зодчих страны, в том числе московских и ленинградских. Много ценных предложений в проект застройки Киева внес, в частности, выдающийся советский архитектор А. В. Щусев. В обсуждении планов восстановления и реконструкции Киева принимали участие не только архитекторы, но и широкие круги советской общественности. Большую помощь в восстановлении жилого фонда города, в частности Крещатика, оказали трудящиеся братских республик. Лесорубы Карелии прислали лесоматериалы, трудящиеся Баку — битум для асфальтирования дорог. В газификации Киева в ходе послевоенного его восстановления помощь оказали газификаторы Москвы, имевшие опыт строительства газопровода Саратов—Москва и эксплуатации городской газовой сети.

О бескорыстной помощи советских республик в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства ярко свидетельствовали приветствия Украинской ССР в честь ее 30-летия. «Трудящиеся Москвы,— говорилось в приветствии Московского комитета РКП (б) и Московского Совета депутатов трудящихся,— вместе со всем советским народом от всей души, от всего сердца помогают украинскому народу залечивать раны, нанесенные войной, отстраивать и двигать вперед свое хозяйство и культуру». От имени города Ленина Ленинградский областной и городской комитеты ВКП (б) и Ленинградский областной и городской Советы депутатов трудящихся писали: «Мы, ленинградцы, счастливы, что можем внести свою лепту в дело восстановления любимой братской республики...» (Цит. по кн.: Комуністична партія — натхненник і організатор братерського союзу і ненорушної дружби народів СРСР,- К., 1954, с. 163).

Благодарный всем советским республикам за братскую помощь, украинский народ в свою очередь помогал им изделиями своей промышленности. Возрожденные промышленные предприятия Киева посылали свою продукцию в Российскую Федерацию, Белоруссию, Азербайджан, Казахстан и другие республики.

Станкостроение Киева, возрожденное с братской помощью Российской Федерации, внесло значительный вклад в обновление станочного парка страны. Киевский завод станков-автоматов им. М. Горького в 1948 г. освоил выпуск новых револьверных станков и поставлял их во многие союзные республики. Широкое использование на предприятиях страны получили усовершенствованные многошпиндельные станки этого же завода. В 1949 г. они были досрочно изготовлены и отправлены в Челябинск, Горький, Сталинград.

Киевский завод «Большевик», почти полностью разрушенный во время войны, с апреля 1946 г. уже начал выпускать продукцию, специализируясь на производстве оборудования для химической и резинотехнической промышленности страны. Киевский авиационный завод взялся за строительство новых крылатых машин для гражданского Воздушного Флота — АН-2. Киевский завод «Красный экскаватор» выполнял заказы Алма-Аты; Чимкента, Могилева, Караганды, Сахалина. Различные сельхозмашины, оборудование и инвентарь получали из Киева трудящиеся Белоруссии, Молдавии, Казахстана.

Существенную помощь оказали предприятия Киева гидростроителям Куйбышевской ГЭС. В своем рапорте ЦК КПСС и Совету Министров СССР в связи с завершением строительства руководство Куйбышевгидростроя с признательностью отметило немалое значение этой помощи.

Специалисты Киева оказывали помощь союзным республикам в проектировании и строительстве новых промышленных предприятий. Проектную документацию для строительства листопрокатного стана и газогенераторной станции на узбекском металлургическом заводе в Беговате изготовили научные и проектные организации Сибири и Киева. Проекты для тракторного и автомобильного заводов Белоруссии разрабатывали научно-исследовательские институты и проектные организации Москвы, Ленинграда, Киева и Харькова. В 1948 г. в подготовке выпуска сложной аппаратуры на одном из заводов Армении участвовали киевляне.

Большое значение для успешного восстановления народного хозяйства страны имел взаимообмен производственным опытом. Авторитетом у киевлян пользовались методы работы передовых рабочих РСФСР. Достоянием рабочих Киева, например, стал опыт работы ленинградского токаря Г. С. Борткевича и московского токаря П. Б. Быкова. Со своей стороны, многие рабочие и инженеры столицы Украины передавали свой опыт коллегам из братских республик. На предприятиях РСФСР, Грузии, Армении, Азербайджана, Латвии делился опытом работы известный новатор труда В. К. Семинский — токарь киевского завода «Красный экскаватор».

Весной 1954 г. в Ленинграде находилась делегация строителей столицы Украины — работников треста «Крещатикстрой». Они посетили стройки Ленинграда, побывали на предприятиях, знакомились с методами работы лучших строителей города. Одновременно киевляне знакомили ленинградцев со своими достижениями в использовании строительной керамики. В частности, каменщик Киева Н. Конопчук продемонстрировал свои приемы кирпичной кладки с одновременной облицовкой керамикой. В 1958 г. Киевский авиазавод посетил ленинградский токарь-новатор лауреат Государственной премии СССР В. Н. Трутнев, поделившийся с рабочими завода своими методами и приемами труда.

Благодаря помощи народов СССР, самоотверженному труду украинского народа установленный пятилетним планом на 1950 г. уровень промышленного производства был достигнут в четвертом квартале 1949 г. Дружба народов была важнейшим фактором в успешном решении задач послевоенного восстановления народного хозяйства Украины и ее столицы — города Киева.

В 50-е годы укреплялось сотрудничество и взаимопомощь промышленных предприятий Киева и других городов страны. В частности, учитывая насущные потребности Киева в электрооборудовании, Ереван поставлял городу по плану, а также за счет выпуска сверхплановой продукции передвижные электростанции, трансформаторы, генераторы, кабель различных марок.

На примере предприятий, производящих строительные материалы, можно проследить значение взаимопомощи братских республик новейшим оборудованием, обмена передовым опытом для совершенствования производственных процессов. В конце 50-х годов в стране в целом было сдано в эксплуатацию частично или полностью 10 новых цементных заводов, в том числе киевский. При этом активно внедрялась в практику новейшая техника и технология, вводились в эксплуатацию новые мощные агрегаты, изготовленные на Уральском заводе тяжелого машиностроения. В 50-е годы большая работа проводилась по реконструкции и расширению Киевского кирпичного завода. Широко использовался на заводе передовой опыт воронежского мастера скоростного обжига кирпича П. Дуванова, что дало возможность увеличить выпуск кирпича за короткое время почти в 2 раза, повысить его качество, улучшить условия труда рабочих.

С помощью союзных республик в сравнительно короткие сроки в Киеве были созданы механизированные предприятия по производству железобетона. Большую помощь в налаживании их работы оказали рекомендации Всесоюзного совещания строителей и работников строительной промышленности, состоявшегося в Москве в декабре 1954 г.

Яркой страницей дружбы и сотрудничества народов СССР стало строительство Киевского метрополитена. Введение в действие 6 ноября 1960 г. первой очереди метро протяженностью 5,8 км было результатом совместных усилий украинских строителей и их братьев по труду во всех республиках. Материалы и оборудование для стройки поставляли свыше 400 предприятий десяти союзных республик. Вагоны для поездов строили на Мытищенском заводе, эскалаторы в Москве и Ленинграде, трансформаторы — в Свердловске и Ереване, люминисцентное освещение изготовлялось в Риге. Станции метро «Вокзальная», «Крещатик» и «Арсенальная» отделаны уральским мрамором. Московский завод «Динамо» им. С. М. Кирова был одним из основных поставщиков электросилового оборудования. Обкатку поездов осуществляли метрополитеновцы Москвы. Техническая школа Московского метрополитена подготовила свыше 200 эксплуатационников специально для Киева.

Развитие народного хозяйства Украинской ССР — один из ярких примеров гармонического сочетания всестороннего развития хозяйства отдельных районов с ростом народного хозяйства всей страны в целом. Значительное место в народнохозяйственном комплексе республики и страны в целом в 50-е годы занимал Киев. Благодаря тесному сотрудничеству с союзными республиками он стал крупным центром машиностроения. Эта важная отрасль хозяйства развивалась в городе на основе всесоюзного разделения труда, как органическая составная часть всего народного хозяйства страны.

Восстановив довоенную специализацию и значительно расширив номенклатуру продукции, трудящиеся завода «Большевик» добивались больших успехов в освоении новых видов химического, резинообрабатывающего оборудования и теплообменной аппаратуры для судостроения. Они сконструировали и изготовили гигантский агрегат — вулканизатор для изготовления шин крупного диаметра для Воронежского шинного завода.

На Киевском заводе станков-автоматов им. М. Горького был изготовлен термический участок автоматической линии для Алтайского завода сельскохозяйственного машиностроения, а также первая серия тяжелых автоматов модели «1290» для шарикоподшипниковой промышленности страны. Изделия с маркой завода «Точэлектроприбор» использовались на Камской и Усть-Каменогорской электростанциях, в лабораториях Московского университета им. М. В. Ломоносова. Труженики этого завода изготовили реле автоматического управления для линии высоковольтной электропередачи Куйбышев — Москва. Вместе с коллегами с московского завода «Дипамо» они создали аппаратуру для автоматического управления механизмами шлюзов Волго-Донского судоходного канала. Опыт завода «Точэлектроприбор» в автоматизации производственных процессов широко использовался родственными предприятиями страны. Применяя опыт киевских электроприборостроителей и используя их чертежи, специалисты ереванского завода «Электроточприбор» автоматизировали процесс подачи заготовок при штамповке.

Киевские машиностроители вносили свой вклад в развитие пищевой промышленности. Так, завод «Главпродмаш» освоил производство присных линий-автоматов, которыми были оснащены кондитерские фабрики Москвы, Петрозаводска и многих других городов.

Киевские заводы транспортного машиностроения — «Ленинская кузница», Киевский и Дарницкий вагоноремонтные, мотоциклетный, трамвайный им. Ф. Э. Дзержинского, «Транссигнал» и авторемонтный поставляли свою продукцию в союзные республики, ноддерживали тесные связи с родственными предприятиями.

Коллектив завода «Ленинская кузница» был связан тесными узами дружбы с судостроителями Ленинграда, Сталинграда, Тюмени. Труженики «Ленинской кузницы» построили для Волго-Донского, Камского и Волжского пароходств пассажирские суда «М. Горький», «А. Толстой», «В. Маяковский», «В. Шишков» и др. Заводская бригада работала в Мурманске, где знакомилась с пожеланиями рыбаков о совершенствовании рыболовецких траулеров, изготовляемых заводом. Коллектив «Ленинской кузницы» спроектировал и построил экспедиционное судно для исследований озера Байкал.

В развитие авиатранспорта страны вносили свой вклад киевские самолетостроители. В 50-е годы строились самолеты АН-8, АН-10, АН-14, которые нашли широкое применение в народном хозяйстве. На Дарницком вагоноремонтном заводе с помощью инженеров Ярославского и Рославльского заводов были разработаны проект оснастки и новая технология для изготовления ряда деталей. На многих предприятиях страны использовалась разработанная на Дарницком вагоноремонтном заводе передовая технология ремонта вагонов поточным узловым методом.

Результаты взаимосвязей братских республик ощущались каждым предприятием, каждым советским тружеником. Вот слова одного из рабочих Латвийской ССР: «Ежедневно на наш Рижский вагоностроительный завод прибывают поезда из братской Украины. Из Запорожья, Днепропетровска, Жданова идут вагоны со сталью — основным материалом для изготовления электровагонов и трамваев. Из Донбасса на завод поступает уголь... Мы гордимся тем, что продукция нашего завода идет на Украину. По улицам Киева, Харькова и других городов курсируют трамваи, изготовленные на нашем заводе... Это наше счастье, что в Советском Союзе существует дружба народов. Она помогает нам идти вперед, к коммунизму» (Цит. по кн.: История Украинской ССР. Киев, 1969, т. 2, с. 682—683).

Характерные для Украины в целом тесные взаимосвязи с республиками, территориально расположенными рядом, были присущи и ее столице. Кроме РСФСР, Прибалтийских республик предприятия столицы Советской Украины поддерживали тесные производственные контакты с Белоруссией и Молдавией. Так, в строительство Молдавской ГРЭС большой вклад внес коллектив киевского треста «Электромонтаж». В Белоруссию постоянно поступали экскаваторы завода «Красный экскаватор», Дарницкий шелковый комбинат поставлял искусственный синтетический шелк. Большим спросом пользовались в Белоруссии киевские холодильники, мотоциклы и другие виды продукции.

Оказывалась существенная помощь другим республикам кадрами. Завод «Укркабель» готовил специалистов для завода «Гомелькабель». Работники строительно-монтажного управления № 1 Киевского сварочно-монтажного треста в 1960 г. были награждены Почетной Грамотой и Грамотой Президиума Верховного Совета Белорусской ССР за участие в строительстве газопровода Дашава— Минск—Рига. Помогали киевляне кадрами и другим союзным республикам. Рабочие и инженеры Киева участвовали в соружении в Армении Лусаванского инструментального завода, Ереванского завода фрезерных станков.

В начале 60-х годов трудящиеся Киева выполняли заказы более чем для 100 новостроек страны. Не было республики, куда бы ни шла продукция с маркой киевских предприятий.

Яркую страницу в укрепление дружбы народов СССР вписали киевляне в годы освоения целинных земель. Сразу же после принятия решения ЦК КПСС об освоении целинных и залежных земель сотни тружеников Киева выявили желание принять участие в этом важном государственном деле. В числе первых подали заявления об отправке на целину рабочие заводов «Арсенал», «Ленинская кузница», «Большевик» и многих других. В первые же дни после принятия постановления ЦК КПСС из Киева выехали на целину свыше 600 молодых патриотов. На протяжении 1954 г. из Киева поднимать целину отправилось много групп добровольцев. Труженики отдельных предприятий Киева выезжали на целину для сезонной работы. Их самоотверженный труд получил высокую оценку. В 1958 г. на «Ленинской кузнице» было получено Пйсьмо от партийной, профсоюзной и комсомольской организаций Мюктикульского зерносовхоза о работе молодежи завода. В письме выражалась горячая благодарность за их отличный труд. Многие киевляне, работавшие на целине, были отмечены высокими наградами Родины.

Не осталась в стороне от общего трудового подъема и студенческая молодежь Киева. С 1956 г. стали регулярными поездки студенческих отрядов на целину для помощи в сборе урожая. Совхоз «Искра» в Кустанайской области в первый год принял 450 студентов Киевского госуниверситета, в совхозе им. Герцена работало 300 студентов КПИ. Среди награжденных значком ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель» был киевский пионер Ю. Лановой, отличившийся при сборе металлолома. 130 тракторов были построены из собранного пионерами металла и переданы труженикам Казахстана.

Восстановление народного хозяйства Киева со всей очевидностью показало огромные возможности объединения усилий братских республик в решении самых сложных задач.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь

<Февраль 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1234
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829