Поиск

Трудовой героизм киевлян.

Трудящиеся Киева, как и весь советский народ, с большим подъемом встретили Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг. Во многих трудовых коллективах города принимались повышенные социалистические обязательства, направленные на успешное выполнение государственных планов, досрочное выполнение заданий пятилетки.

В годы послевоенного восстановления народного хозяйства раскрылись лучшие черты характера советского рабочего. Трудовые коллективы Киева провели большую работу по возрождению производственных мощностей, расширению ассортимента, совершенствованию качества продукции. Киевляне боролись за повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции. При этом большое значение имело движение за совершенствование технологических процессов, рационализацию производства.

Важным фактором мобилизации трудовых коллективов на воплощение в жизнь экономической политики партии стало социалистическое соревнование. В его авангарде шли коммунисты и комсомольцы заводов «Арсенал», «Красный экскаватор», «Большевик», «Ленинская кузнпца», «Транссигнал». Коммунисты возглавили борьбу трудовых коллективов на строительстве и транспорте, творческим отношением к труду ломали устаревшие нормы, добивались роста производительности труда. Они выступали инициаторами многих патриотических начинаний, борцами за ускорение темпов технического прогресса, внедрение прогрессивной технологии.

Среди рабочих коллективов Киева получило поддержку движение за досрочное выполнение пятилетнего плана, начатое весной 1946 г. по инициативе металлургов Макеевского завода им. С. М. Кирова. В социалистических обязательствах киевлян предусматривалось сокращение сроков выполнения государственного плана восстановления предприятий, экономия сырья и электроэнергии, более интенсивное использование внутренних резервов, внедрение скоростных методов труда. Между цехами, бригадами, участками развернулось соревнование за звание лучшего по профессии, за высокие показатели в труде. В этом соревновании в 1947 г. принимало участие 96 % промышленных рабочих, из них более половины стали стахановцами. Значительных успехов в социалистическом соревновании в честь 30-летия Великой Октябрьской социалистической революции добились машиностроители.

Еще продолжалось восстановление многих цехов, а заводы станков-автоматов им. М. Горького, «Большевик» и др. начали в широких масштабах выпуск новой техники для промышленности и сельского хозяйства. С большим патриотическим подъемом работали тысячи рабочих, инженерно-технических работников, служащих на строительстве электростанций, газопровода Дашава — Киев, жилых домов, мостов через Днепр, других объектов.

Передовые приемы труда внедряла бригада каменщиков Дарницкого строительного участка, возглавляемая коммунистом И. М. Рахманиным. Его скоростные методы кирпичной кладки и успешная работа над выполнением производственных заданий высоко оценило правительство. И. М. Рахманин, выполнивший 26,5 годовой нормы за пятилетку, был удостоен Государственной премии СССР. Передовые методы труда киевских каменщиков получили широкое распространение в других городах страны, изучались в школах передового опыта. К концу пятилетки в Киеве насчитывалось свыше 6 тыс. строителей-новаторов, перевыполнявших нормы.

Активно включились в социалистическое соревнование комсомольцы и молодежь. В 1947 г. 18 тыс. молодых производственников выполнили годовой план к 30-летию Великого Октября. Многие комсомольские организации города были награждены Почетными грамотами ЦК ВЛКСМ и ЦК ЛКСМУ.

Рабочие, инженерно-технические работники и служащие промышленных предприятий Киева, вступив по примеру ленинградцев во Всесоюзное социалистическое соревнование за досрочное выполнение плана послевоенной пятилетки, завершили производственный план к 24 ноября 1947 г.

Среди предприятий города коллектив машиностроительного завода «Большевик» в 1947 г. достиг самого высокого роста производительности труда — 126 %. Досрочно закончили личные годовые планы 479 рабочих, многие выполнили трехлетние, а некоторые — четырехлетние задания. Передовиками производства являлись коммунисты Д. Бородавка, Е. Данилов, Н. Козаченко, К. Логацкий, Д. Прокопович и др. Рабочие завода «Большевик», как и других коллективов, вносили немалый вклад в дело восстановления и развития городского хозяйства. Они принимали активное участие в восстановлении теплоэлектроцентрали, мостов через Днепр, отстраивали Крещатик, досрочно изготовили оборудование для газопровода Саратов — Москва.

На самых трудных участках производства находились коммунисты и комсомольцы «Арсенала» — Г. П. Заверняев, Ю. И. Иванов, М. С. Радченко, В. Р. Найденко, М. И. Коржов и др. Арсенальцы неоднократно выходили победителями Всесоюзного социалистического соревнования и завоевывали переходящее Красное знамя Совета Министров СССР и ВЦСПС. В январе 1948 г. в Киевском горкоме КП(б)У состоялось совещание секретарей парторганизаций предприятий столицы, посвященное опыту партийно-политической работы на заводе «Арсенал» по использованию внутренних резервов для выполнения заданий пятилетки за четыре года. На совещании приводились примеры эффективной работы заводского парткома по реализации плана организационно-технических мероприятий, проведению двухмесячника сбора рационализаторских предложений, направленных на выявление и использование внутренних резервов. Завод «Арсенал» досрочно завершил программу 1947 г. п выпустил на 3,5 млн. руб. сверхплановой продукции.

Большую работу по выявлению и использованию резервов проводили цеховые партийные группы и коммунисты завода им. Артема. Это позволило заводу одному из первых в городе досрочно выполнить план 1947 г. и добиться большой экономии.

Проявлением стремления рядовых рабочих к быстрейшему восстановлению народного хозяйства явилось движение за внедрение скоростных методов труда. Токарь завода «Красный экскаватор» В. К. Семинский в содружестве с ленинградским токарем Г. С. Борткевичем и московским токарем П. Б. Быковым разработал новые режимы резания металла, усовершенствовал геометрию резцов и в результате достиг высокой производительности труда. Успешно применяя передовые приемы труда, токарь-новатор к концу пятилетки выполнил 23 годовых задания. За выдающиеся достижения в труде В. К. Семинский в 1950 г. был удостоен Государственной премии СССР.

Среди трудовых коллективов Киева большую поддержку получило обращение коллективов передовых предприятий Москвы и Московской области об ускорении оборачиваемости оборотных средств. Коллективы 26 предприятий города обязались в 1949 г. высвободить свыше 23 млн. руб.

На предприятиях Киева широко развернулось движение за повышение качества продукции по примеру мастера Краснохолмского камвольного комбината А. С. Чутких, за экономное использование сырья и материалов по примеру текстильщиц Купавинской тонкосуконной фабрики М. И. Рожневой и Л. Ф. Кононенко, за комплексную экономию по примеру бригадира московской обувной фабрики «Парижская коммуна» Л. Г. Корабельниковой. Эти патриотические начинания были направлены на быстрейшее восстановление народного хозяйства, повышение производительности труда.

Кадровые рабочие завода «Арсенал», участники Январского восстания 1918 г. слесарь С. М. Осипенко, кузнец М. А. Пиорко, депутат Верховного Совета УССР токарь Г. Я. Царик и др., став на стахановскую вахту в честь X съезда профсоюзов СССР (1949 г.), в 3—4 раза перевыполняли нормы. Социалистические обязательства в честь X съезда профсоюзов труженики киевских предприятий перевыполнили. Большой трудовой героизм проявили строители газопровода Дашава— Киев. Свыше 1,5 тыс. передовиков стройки выполнили 1,5—2 годовые нормы, десятки новаторов управились с пятилетним заданием за 2,5— 2 года. В результате самоотверженного труда строителей газопровода в 1948 г. столица Украины получила природный газ Дашавского месторождения.

В заключительный год четвертой пятилетки коллектив завода «Укркабель» освоил производство многих новых изделий. В результате активного участия рабочих в социалистическом соревновании план снижения себестоимости продукции был перевыполнен, завод получил сверхплановой экономии 2255 тыс. руб.

Успешно проходило соревнование за отличное качество продукции. В середине 1949 г. на предприятиях города насчитывалось свыше 1 тыс. бригад отличного качества. Значительный размах получило соревнование по профессиям. За звание лучшего мастера соревновалось около 10 тыс. человек.

В ходе подготовки к общественному смотру по улучшению организации труда на предприятиях города проводились общие собрания, профактивы. Были созданы 560 смотровых комиссий и цеховых бригад, объединивших 4 тыс. человек. В более чем 230 кружках технического минимума обучалось свыше 4,3 тыс. рабочих, а в 276 стахановских школах — почти 1,5 тыс. рабочих.

Высоких производственных показателей в борьбе за выполнение заданий последнего года четвертой пятилетки добились коллективы заводов «Арсенал». «Точэлектроприбор», «Транссигнал», 1-й обувной фабрики, швейной фабрики им. И. Ф. Смирнова (Ласточкина) и др. Досрочно выполнил государственный план 1950 г. коллектив Юго-Западной железной дороги.

Партийная организация завода «Большевик» в конце четвертой пятилетки состояла из 366 членов и кандидатов партии. Коммунисты, находясь на решающих участках производства, показывали творческое отношение к труду, мобилизовали всех рабочих на досрочное выполнение пятилетки. В результате к 1 ноября 1950 г. план четвертой пятилетки завод выполнил на 116,7 %. Довоенный уровень выпуска продукции «Большевик» превысил на 41 %. За пятилетку ее выпуск возрос в 6 раз. Особенно больших успехов в труде достигли передовики производства коммунисты токарь А. Халабуда, выполнивший 16 годовых норм, фрезеровщики Л. Деревянно, И. Ярыгин, котельщик А. Остапенко, выполнившие более 8 годовых норм каждый.

Вступление Советской страны в пятую пятилетку было ознаменовано ростом трудовой и политической активности рабочего класса, всех трудящихся. На машиностроительных предприятиях Киева в эти годы получило дальнейшее развитие движение за совершенствование технологии обработки металла, за распространение скоростного резания. В 1951 г. на предприятиях города количество рабочих-скоростников увеличилось по сравнению с предыдущим годом вдвое. Широкий размах получило соревнование за снижение себестоимости на каждой операции, за экономию металла, за отличное качество продукции.

В начале пятилетки широкий размах приобрело движение за право называться коллективом передового труда. Свыше 3 тыс. смен, 1 тыс. цехов и 500 предприятий Киева соревновались за это почетное звание. К лету 1952 г. в Киеве насчитывалось более 285 цехов, 283 смены и 1838 бригад передового труда. Одним из первых в городе завоевал звание завода передового труда коллектив мотоциклетного завода.

Комсомольцы и молодежь принимали активное участие в развитии народного хозяйства. С начала пятой пятилетки в городе проводились мероприятия, направленные на повышение роли молодежи в хозяйственном строительстве. Заметную роль при этом играли научные и технические конференции, на которых рассматривались вопросы повышения культурно-технического уровня молодых рабочих, развития стахановского движения в ее рядах. Так, в августе 1952 г. состоялась производственно-техническая конференция молодых стахановцев-скоростников города, созванная горкомом комсомола и областным советом профсоюзов. В ней приняли участие молодые рабочие завода станков-автоматов им. М. Горького, «Красного экскаватора», «Арсенала», «Ленинской кузницы», «Большевика», «Транссигнала» им. Ф. Э. Дзержинского и др.

В годы пятой пятилетки успехов в труде в ходе социалистического соревнования добивались работники автомобильного транспорта, многотысячный отряд строителей города. Неоднократно выходили победителями в соревновании заводов автомобильного транспорта УССР 1-й авторемонтный завод, шиноремонтный завод треста «Укравторемонт». Оживилось массовое техническое творчество рабочих. Завод «Ленинская кузница» удостоился звания лучшего в городе коллектива по постановке технического творчества.

В ходе социалистического соревнования уже к апрелю 1955 г. около 15 тыс. передовых производственников города выполнили личные пятилетние планы. Развернув соревнование в честь XIX съезда Компартии Украины и XX съезда КПСС, коллектив «Киевметростроя» досрочно выполнил государственный план 1955 г. 18-тысячный коллектив «Главкиевстроя» в соревновании в честь XX съезда КПСС перевыполнил годовой план строительно-монтажных работ и построил на 16 тыс. кв. м жилья больше, чем в 1954 г. Коллектив мостоотряда № 2 выполнил годовой план 1955 г. почти на 120 %. Отличились в труде бригады строителей В. А. Яголы, С. Г. Меркулова, И. И. Маркова и др.

Коллективы промышленных предприятий Киева достигли замечательных успехов в выполнении социалистических обязательств, взятых в честь 40-летия Великого Октября. Рабочие «Точэлектроприбора» стали инициаторами соревнования за выпуск сверхплановой продукции из сэкономленных материалов.

Коллективы предприятий города готовили достойную встречу XXI съезду КПСС. В ходе социалистического соревнования многие предприятия, взяв повышенные социалистические обязательства, добивались успешного выполнения производственных планов, повышения качества продукции. Годовой план 1958 г. коллектив Киевского завода электроизмерительной аппаратуры выполнил досрочно — к 5 декабря и дал стране сверхплановой продукции почти на 2 млн. руб.

Машиностроители Киева, выполняя решения партии по развитию техники, активно включились в движение за ускорение темпов технического прогресса и внесли значительный вклад в создание и внедрение новых машин и механизмов. Только в течение первого полугодия 1960 г. на предприятиях Киева было создано 135 новых образцов машин и приборов, сооружено 70 поточных и автоматических линий и конвейеров, снято с производства 58 единиц устаревших образцов машин и приборов. Коллектив завода станков-автоматов им. М. Горького в 1960 г. разработал рабочие проекты шести новых высокопроизводительных многошпиндельных горизонтальных автоматов, отвечавших требованиям современного автоматостроения, а по отдельным параметрам превосходившим лучшие зарубежные образцы.

Трудящиеся всей страны оказывали помощь киевским метростроевцам. Щедро делились своим богатым опытом строители метро в Москве и Ленинграде. Заказы для Киевского метро выполняли свыше 200 предприятий страны. Высокие образцы творческого отношения к труду демонстрировали на строительстве бригады проходчиков И. М. Мищенко, Героев Социалистического Труда Д. К. Масько и С. М. Харченко, слесарей В. П. Смоляра, П. Д. Шматко, монтажника М. Т. Кузнецова. Внедряя передовые методы строительства, лучший опыт своих друзей, новую отечественную технику, проявляя творческий подход к решению многих сложных вопросов, киевские метростроевцы в 1960 г. к празднику Великого Октября завершили работы по вводу в действие первой очереди метрополитена. В январе 1961 г. за успехи, достигнутые по сооружению Киевского метрополитена, коллектив «Киевметростроя» получил высокую награду — орден Ленина.

Зарождение движения за коммунистическое отношение к труду относится к осени 1958 г. Оно было подготовлено всем ходом развития производительных сил, социалистических общественных отношений, организаторской и воспитательной работой партии, ростом культурно-технического уровня трудящихся. Движение явилось закономерным результатом развития социалистического соревнования, новым высшим этапом его развития. Возникнув в дни подготовки к XXI съезду КПСС, движение за коммунистическое отношение к труду превратилось в большую экономическую и моральную силу, стало школой массового трудового героизма и воспитания трудящихся. В числе первых в Киеве в это движение включились бригады слесарей «Красного экскаватора», Дарницкого шелкового комбината и других предприятий.

Многие коллективы города включились в движение за звание бригады коммунистического труда. Одной из первых это звание было присвоено бригаде слесарей завода «Красный экскаватор» во главе с Ю. Куцым. Производственные задания бригада выполняла на 280—300 %, выпуская продукцию только отличного качества.

1 июня 1959 г. бюро Киевского горкома Компартии Украины рассмотрело вопрос об инициативе комсомольских организаций заводов «Красный экскаватор», «Арсенал» им. В. И. Ленина н строительного управления № 3 треста «Крещатик-строй», начавших создавать школы передового опыта. Комсомольские организации города, районов, предприятий и организаций обязывались поддержать эту инициативу и создать целую сеть школ передового опыта для молодых производственников.

С начала 1959 г. все более активно в движение за коммунистическое отношение к труду включались инженерно-технические работники. На заводах «Большевик», «Красный экскаватор», кондитерской фабрике им. К. Маркса они взяли шефство над бригадами, которые соревновались за звание коммунистических, и оказывали им помощь в более эффективном использовании оборудования, повышении качества продукции, разработке и внедрении рационализаторских предложений. На заводе «Красный экскаватор» формовщик сталелитейного цеха Е. Шкребко, следуя почину В. Гагановой, перешел в отстающую бригаду и, внедрив новую организацию труда, добился выполнения ею сменных заданий. К осени 1961 г. на предприятиях Киева и области работало 1200 последователей В. Гагановой. Шесть коллективов к этому времени завоевали почетное звание коллектива коммунистического труда. Среди них — коллективы завода «Точэлектроприбор», 1-й обувной фабрики, междугородной телефонной станции и др.

Комсомольцы и молодежь города шли в первых рядах участников движения за коммунистическое отношение к труду, в соревновании за достойную встречу XXII съезда КПСС. Так, комсомольская организация завода «Арсенал» им. В. И. Ленина была награждена Киевским горкомом ЛКСМУ почетной грамотой и вымпелом «Победитель соревнования в честь XXII съезда КПСС и XXII съезда Компартии Украины». Высокого звания им. XXII съезда КПСС были удостоены восемь бригад коммунистического труда, в том числе бригады В. Н. Гайцана, Е. И. Минько, А. П. Ушакова. Бригада токарей А. П. Ушакова, систематически выполнявшая производственные задапия на 125—130 % при хорошем качестве продукции, являлась одной из лучших на «Арсенале».

Таким образом, трудящиеся Киева успешно работали над воплощением в жизнь решений партии о восстановлении и дальнейшем развитии народного хозяйства. В социалистическом соревновании, массовом движении за коммунистическое отношение к труду они добивались роста производительности труда, выполнения заданий пятилетних планов, внесли весомый вклад в технический прогресс, рационализацию производства. Творческое отношение к труду, стремление добиться подъема народного хозяйства порождало многие патриотические начинания среди жителей столицы Украины, получившие поддержку во многих трудовых коллективах республики и страны.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь

<Февраль 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1245
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829