Поиск

Восстановление и дальнейшее развитие индустрии.

Пути и средства подъема эколомики и культуры, повышения уровня жизни советских людей были четко определены в Законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг., принятом Верховным Советом СССР в марте 1946 г. Четвертым пятилетним планом предусматривалось не только достичь довоенного уровня развития народного хозяйства, но и значительно превзойти его. Осуществить эти планы намечалось путем преимущественного развития тяжелой промышленности, внедрения в производство новой техники. Наряду с восстановлением разрушенных войной предприятий планировались их реконструкция и строительство новых объектов.

В соответствии с общесоюзным и республиканским планами пятилетний план развития Киева предусматривал восстановление промышленности и городского хозяйства. При этом основной упор делался на восстановление энергетического потенциала (тепловые электростанции и городская электросеть), развитие машиностроения и транспорта. На заводах и фабриках города намечалось возобновить и расширить выпуск станков, речных судов, деталей для сельскохозяйственных машин, товаров народного потребления. С этой целью намечалось не только восстановление ранее существовавших, но и строительство новых предприятий.

Трудящиеся Киева, как и всей страны, с глубоким удовлетворением восприняли намеченную партией программу возрождения и дальнейшего развития народного хозяйства. Борьбу за выполнение этой программы возглавила городская партийная организация. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 27 марта 1946 г. «Об агитационно-пропагандистской работе партийных организаций в связи с принятием Закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг.» п аналогичным постановлением Киевского обкома КП(б)У городская партийная организация развернула активную работу по разъяснению трудящимся задач пятилетнего плана и мобилизации их на его выполнение. Ленинский райком КЩб)У выделил для этой цели 50 опытных агитаторов. Регулярно проводились городские семинары пропагандистов. На заводах и фабриках, в организациях и учреждениях прошли партийные и производственные собрания, на которых обсуждались задачи пятилетнего плана и определялись конкретные для каждого коллектива пути достижения намеченных партией рубежей. Важнейшим средством мобилизации трудящихся на выполнение четвертого пятилетнего плана стало соцсоревнование. В 1947 г. Киевский горком партии 20 раз рассматривал вопросы организации соревнования.

Коммунисты были активными проводниками политики партии в массах, являя своей самоотверженной работой пример творческого отношения к труду. Число членов партии, работавших в промышленности, строительстве и на транспорте, возросло с 12 тыс. в 1947 г. до 18 тыс. в 1950 г. Именно коммунисты стали инициаторами движения скоростников, направленного на коренное повышение производительности труда и сыгравшего большую роль в ускорении темпов восстановительных работ. Благодаря широко развернувшемуся социалистическому соревнованию производительность труда в промышленности Киева возросла с 72 % в 1945 г. (по отношению к уровню 1940 г., принимаемому за 100 %) до 139 % в 1950 г. Довоенный уровень был перекрыт уже в 1948 г.

Массовый трудовой подъем стал прочной основой для освоения значительных средств, вкладываемых .государством в развитие города. Всего за четвертую пятилетку было освоено 438 млн. руб. капиталовложений (в современном масштабе цен).

Целенаправленное партийное руководство хозяйственным строительством, трудовой подъем масс, большие капитальные вложения — все это в комплексе обусловило высокие темпы восстановления и развития индустрии города. При этом особое внимание уделялось машиностроению. На заводах «Арсенал», «Большевик», «Ленинская кузница», станков-автоматов им. М. Горького вводились в действие новые цеха, участки, производства. В 1946 г. вступил в строй действующих и начал серийный выпуск продукции Киевский мотоциклетный завод союзного значения, созданный на основе ремонтной базы. Первые ветряные двигатели для сельского хозяйства выпустил завод им. Артема. В 1947—1948 гг. вошли в строй новые приборостроительные предприятия, в том числе завод электроприборов высокой точности, ставший впоследствии одним из флагманов отечественного приборостроения («Точэлектроприбор»).

Восстановление и развитие промышленности Киева велись в эти годы ускоренными темпами. В Шевченковском районе в течение 1945— 1947 гг. было достигнуто полное использование мощностей восстанавливаемых предприятий и введены в действие новые фабрики и заводы. На производственных площадях бывшей типографии издательства «Коммунист» создали новую книжно-журнальную фабрику. К концу 1950 г. в районе уже действовало 36 предприятий союзного, республиканского и местного подчинения, ряд артелей промкооперации. Продукция промышленности в 1950 г. возросла против 1945 г. в 11 раз, превысив довоенный уровень в 2 раза. Трудящиеся района освоили выпуск 61 вида новых изделий. Не менее успешно шло восстановление и реконструкция промышленности в Московском районе, где в конце 1948 г. был перекрыт довоенный уровень производства.

В целом промышленность столицы Советской Украины достигла довоенного уровня в 1949 г., а в 1950 г. превзошла его на 36 %. В конце четвертой пятилетки в Киеве действовало 1447 промышленных предприятий против 1228 в 1940 г.

Значительно улучшилась за годы четвертой пятилетки работа транспорта. Автомобильный транспорт переместил в 1950 г. 14,7 млн. т народнохозяйственных грузов против 1,8 млн. т в 1945 г. В четвертой пятилетке жители столицы Украины полностью восстановили и значительно реконструировали Киевский железнодорожный узел. В 1948 г. Юго-Западная железная дорога по своему техническому оснащению и размерам перевозок достигла довоенного уровня. С 1950 г. начались работы по электрификации пригородных магистралей. Возродился Киевский речной порт, возросла его пропускная способность.

Ускоренное экономическое развитие обусловило высокие темпы роста промышленно-производствепного персонала. Число рабочих и служащих, работавших на промышленных предприятиях, достигло в 1950 г. 121,8 тыс., что составляло 98 % от уровня 1940 г. В некоторых ведущих отраслях промышленности, развивавшихся наиболее быстрыми темпами, количество работающих превысило довоенный уровень. Так, на предприятиях машиностроения и металлообработки этот показатель достиг в 1950 г. 104 % от уровня 1940 г., в резиново-асбестовой промышленности — 139 %, в промышленности стройматериалов — 195 %.

Общее же количество работающих во всех отраслях народного хозяйства города превысило довоенный уровень: 372,5 тыс. человек в 1950 г. против 346,6 тыс. человек в 1940 г. Особенно быстро росло число работающих в строительстве, что отражало роль и значение этой отрасли в восстановлении и развитии народного хозяйства.

Партийные, советские и хозяйственные органы Киева постоянно заботились о повышении профессиональной и общеобразовательной подготовки рабочих и служащих. Кадры рабочего класса в первую очередь подготавливались в системе трудовых резервов. В годы четвертой пятилетки 29 училищ и школ городской системы профтехобразования подготовили около 29 тыс. молодых рабочих. Проводилась большая работа по повышению квалификации трудящихся и непосредственно на производстве. Только в 1950 г. таким путем повысили свой профессиональный уровень около 62 тыс. киевлян, из них 49 тыс. рабочих.

Таким образом, в четвертой пятилетке благодаря самоотверженному труду советских людей, с помощью братских республик народное хозяйство Киева не только было полностью восстановлено, но и получило дальнейшее развитие, по многим показателям превзойдя довоенный уровень.

Новым этапом в развитии промышленности, строительства п транспорта Киева стали годы пятой и шестой пятилеток. Перспективы и задачи дальнейшего совершенствования социалистической экономики на пятую пятилетку были определены в проекте Директив, подготовленных ЦК партии к XIX съезду КПСС. В нем предусматривалось повысить уровень промышленного производства на 70 %; добиваясь преимущественного развития тяжелой промышленности, увеличить капиталовложения в промышленность примерно в 2 раза по сравнению с предыдущим пятилетием. Проект Директив по пятому пятилетнему плану был обсужден и одобрен XVII съездом КП(б)У, резолюции которого обязывали все партийные организации республики повысить уровень партийной работы, возглавить политический и трудовой подъем трудящихся, шире развернуть социалистическое соревнование за успешное выполнение и перевыполнение поставленных партией задач

Киевская городская партийная организация, профсоюзы, комсомол, самые широкие массы трудящихся восприняли решения XIX съезда КПСС и XVII съезда КП(б)У как боевую программу своей деятельности. Мощным рычагом подъема трудовой активности советских людей стало социалистическое соревнование. Оно способствовало дальнейшему росту всех отраслей хозяйства Киева, улучшению его технико-экономических показателей.

За пятую пятилетку значительно увеличился валовой выпуск промышленной продукции. На Дарницком шелковом комбинате он возрос по сравнению с четвертой пятилеткой в 8,9 раза, регенератно-резиновом заводе — в 10,5 раза, химико-фармацевтическом заводе — в 7,7 раза. В 1955 г. по сравнению с 1950 г. объем валовой продукции в целом по городу увеличился в 2,3 раза, а по сравнению с 1945 г.— более чем в 13 раз.

Ускоренно развивались ведущие отрасли промышленности Киева. Если в 1955 г. вся промышленность по объему валовой продукции превысила уровень 1950 г. на 131 %, то предприятия машиностроения и металлообработки — на 164 %, химические предприятия — на 313, промышленность строительных материалов — на 206 %. Следовательно, производство товаров группы «А» развивалось ускоренными темпами.

В производстве товаров широкого потребления также был сделан значительный шаг вперед. Объем продукции текстильных предприятий города вырос в 1955 г. по сравнению с 1950 г. на 313 %, а полиграфическая промышленность и фабрики по производству культтоваров увеличили выпуск своих изделий за этот же период на 616 %.

Объем промышленного производства возрастал за счет ввода в действие новых предприятий, увеличения мощностей действующих и повышения производительности труда на основе внедрения более совершенных машин и механизмов. За годы пятой пятилетки капитальные вложения в развитие народного хозяйства города составили 647 млн. руб. против 432 млн. руб. в четвертой пятилетке. Количество промышленных предприятий увеличилось с 1447 в 1950 г. до 1488 в 1955 г. В числе введенных в строй были такие крупные, как заводы реле и автоматики, стекольный, железобетонный.

Одновременно со строительством новых предприятий велась реконструкция старых заводов и фабрик, совершенствовалась технология, осуществлялась механизация и автоматизация производства, обновлялось оборудование. Благодаря всему комплексу этих мероприятий производительность труда в 1955 г. на 49 % превысила уровень, достигнутый в четвертой пятилетке.

Промышленность Киева в 50-е годы освоила производство многих новых видов изделий, имевших важное народнохозяйственное значение, таких, как металлорежущие станки, экскаваторы, контрольно-измерительная аппаратура и оптические приборы, асбестоцементные трубы, радиоприемники, телевизоры, магнитофоны, стиральные машины и др. Причем в пятой пятилетке производство их значительно возросло. Если в 1950 г. было выпущено 88 экскаваторов, то в 1955 г.— 345, лифтов — соответственно 30 и 100. В 1955 г. на киевских предприятиях построили 127 башенных кранов, выработали ИЗО км асбестоцементных труб, 100,8 тыс. куб. м сборных железобетонных конструкций, более 10 тыс. магнитофонов, около 5,5 тыс. телевизоров, 900 стиральных машин.

Бурный рост промышленности обусловил дальнейшее развитие транспортного хозяйства, являющегося одним из важнейших элементов инфраструктуры.

Значительно увеличился объем грузовых перевозок автомобильного транспорта, который в 1955 г. достиг 26,6 млн. т, что почти в 2 раза превышало уровень 1950 г. и едва ли не в 20 раз — уровень 1945 г. Дальнейшее развитие получили железнодорожный узел и речной порт.

За пятилетку произошли изменения в социальной структуре контингента, занятого в промышленности. В 1955 г. рабочие составляли 79 % всех работающих в промышленности против 73,9 % в 1950 г.

К XX съезду КПСС трудящиеся столицы Советской Украины подошли со значительными достижениями в области промышленности, строительства и транспорта. На их основе стало возможным дальнейшее развитие народного хозяйства в соответствии с шестым пятилетним планом, Директивы которого были утверждены съездом партии в феврале 1956 г. Главную задачу шестой пятилетки партия видела в том, чтобы на базе преимущественного развития тяжелой промышленности, непрерывного технического прогресса и повышения производительности труда обеспечить дальнейший мощный рост всех отраслей народного хозяйства, добиться значительного повышения благосостояния советского народа. Директивами предусматривалось увеличение выпуска промышленной продукции на 65 % по сравнению с предшествующим пятилетием.

Ответом трудящихся Киева на решения XX съезда партии стал их ударный труд на благо социалистической Родины. Опираясь на энтузиазм трудящихся, умело используя социалистическое соревнование в качестве мощного рычага подъема экономики, партийная организация Киева, хозяйственные органы, профсоюзы и комсомол развернули широкую работу по выполнению шестого пятилетного плана.

Масштабы роста городского хозяйства в эти годы были велики. За 1956—1960 гг. общий объем капиталовложений составил 1464 млн. руб. (в сопоставимых ценах), т. е. более чем в 2 раза превысил уровень предыдущего пятилетия.

Отличительной чертой шестой пятилетки явилось ускорение темпов концентрации и специализации производства. В годы пятилетки активно шло слияние мелких предприятий. Поэтому количество промышленных предприятий в Киеве сократилось с 1488 в 1955 г. до 944 в 1961 г. В то же время, если в 1955 г. число заводов и фабрик, на которых работало по 2000 человек и более, составляло 2,6 % их общего числа, а удельный вес их продукции — 15,4 %, то в 1961 г. таких предприятий было уже 6,6 %, а их продукция составляла 40 % в общем объеме промышленного производства.

Закономерным следствием укрупнения производства стала его дальнейшая механизация и автоматизация. Процессы механизации производства особенно усилились после июльского (1955 г.) Пленума ЦК КПСС, наметившего целый ряд мероприятий по ускорению темпов технического прогресса и улучшению организации производства.

Решения партии последовательно внедрялись в жизнь. На предприятиях Московского района за 1955— 1958 гг. было создано свыше 60 конвейеров, поточных и автоматических линий. На мебельной фабрике им. В. Н. Божепко в 1956 г. впервые в деревообрабатывающей промышленности пустили в ход станочную линию по машинной обработке мебели. В целом по Киеву количество поточных линий и конвейеров увеличилось с 50 в 1955 г. до 200 в 1957 г. А за период 1959—1961 гг. в городе уже было комплексно механизировано и автоматизировано 4 предприятия, 24 цеха, 63 участка, внедрены 262 поточные и механизированно-поточные автоматические линии.

Переоснащение производства активизировало участие рабочих и специалистов в техническом творчестве. За 5 лет (1957—1961) рационализаторы и изобретатели Киева сэкономили государству 59,8 млн. руб.

Внедрение передовой техники и технологии стало основой для повышения выпуска продукции, освоения новых ее видов, улучшения качества изделий, снижения себестоимости.

В целом по Киеву объем валовой продукции промышленности в 1961 г. увеличился по сравнению с 1955 г. вдвое. В машиностроении и металлообработке рост составил 199 %, в промышленности строительных материалов — 183, химической промышленности — 145 %.

Энтузиазм масс, помноженный на новую технику, обеспечил высокие темпы роста производства. Производительность труда рабочих в промышленности в 1961 г. на 40 % превысила уровень ее в 1955 г. Благодаря улучшению качественных показателей из года в год увеличивалось количество сверхплановой продукции. Например, в 1957 г., в период подготовки к 40-летию Великого Октября, трудящиеся Киева сверх плана выпустили продукции на 859 млн. руб. Царяду с увеличением производства традиционных товаров активно шел процесс освоения новых. Так, в 1957 г. на предприятиях Киева были выпущены новые изделия 103, а в 1959 г.— 107 наименований.

Развитие промышленности Киева такими быстрыми темпами стало возможным благодаря преимуществам единого общесоюзного народнохозяйственного комплекса, углублению и расширению хозяйственных связей с промышленными центрами многих союзных республик. Например, в шестой пятилетке завод «Укркабель» был связан системой кооперированных поставок с 200 предприятиями, а продукцию его потребляли свыше тысячи заводов, фабрик и новостроек во всех уголках страны.

Углубление межхозяйственных связей обусловило дальнейший подъем транспорта. Если в 1945 г. киевские железнодорожники обеспечили прием 2.3 млн. т. грузов и отправку 509 тыс. т, то в 1956 г. объем грузооборота увеличился до 7,9 млн. т по приему и 3,8 млн. т по отправке. Основой для достижения этих результатов стало увеличение веса поездов и ускорение оборота вагонов.

Портовое хозяйство города было почти полностью механизировано, оснащено плавучими кранами, транспортерами, в результате чего уже в начале шестой пятилетки 95 % всех грузов обрабатывалось механизмами. В 1956 г. киевские речники приняли 2.4 млн. т и отправили 296 тыс. т грузов.

Резко возрос объем перевозок грузового автомобильного транспорта, чему во многом способствовала его централизация. Если в 1955 г. было перевезено 26,6 млн. т различных народнохозяйственных грузов, то в 1961 г.— 59,3 млн. т.

В шестой пятилетке продолжала возрастать и численность рабочих и служащих, занятых на предприятиях Киева. Общее число работающих составляло в 1961 г. 711,1 тыс. человек, что на 117 % превышало довоенный уровень. Ведущей социальной силой советского общества оставался рабочий класс. В 1959 г. рабочие составляли 53,5 % населения Киева, в промышленности их удельный вес составлял 79 % в 1955 г. и 81 % в 1961 г. Количественное увеличение и качественное улучшение рядов рабочего класса — главного производителя всех материальных благ — отражало уверенное продвижение экономики Киева вперед и было в то же время основой ее дальнейшего расцвета.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь

<Февраль 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829