Поиск

Борьба против военно-экономических мероприятий врага.

На временно оккупированной территории УССР, несмотря на неусыпную слежку гестапо и полиции за каждым советским человеком, непрерывные провокации и жестокие репрессии оккупантов, возникали различные формы борьбы против фашистского «нового порядка». Коммунистическая партия ставила перед населением, оставшимся на оккупированной территории, важную задачу — бороться против военно-экономических мероприятий гитлеровцев. Тысячи рабочих и служащих Киева, которых фашисты принуждали работать, совершали диверсии, портили или прятали важные детали машин, срывали сроки выпуска продукции, намеренно снижали ее качество, устраивали аварии.

Уже в первые дни после прихода оккупантов подпольщики произвели ряд удачных диверсий. Отмечая, что в Киеве «имеется много заминированных зон», начальник оперативного тылового района группы армий «Юг» в оперсводках за 29 и 30 сентября 1941 г. писал: «Штаб 454-й охранной дивизии и действовавшее там управление полевой комендатуры понесли значительные потери личного состава из-за взрывов».

Активно действовала созданная подпольним горкомом партии истребительно-подрывная организация под руководством В. С. Кудряшова в составе Г. И. Левицкого, И. М. Сикорского, Т. И. Маркус, С. А. Пащенко, Ф. Ф. Ревуцкого, А. И. Горобца. В течение первой недели оккупации она подорвала строения станции Киев-Товарный, депо им. А. А. Андреева, двух основных цехов Киевского паровозоремонтного завода, ряд других объектов, которые собирались использовать оккупанты.

Подпольный горком обращал особое внимание подпольщиков на необходимость осуществления диверсионных операций на Киевском железнодорожном узле. Массовым саботажем и диверсиями, проводившимися под руководством Железнодорожного райкома КП(б)У, был нанесен большой ущерб оккупантам на станции Киев-Товарная. Подпольщики разбили до 400 вагонов с военными грузами. Делали они это, прокладывая узкие «башмаки» во время пропуска вагонов с сортировочной горки. Когда немецкий шеф станции решил лично проверить работу башмачников, чтобы выявить саботажников, руководители подполья коммунисты П. П. Засенко, А. А. Равпнский, комсомолец А. М. Рахманов на его глазах разбили 10 вагонов. Систематически портилось станционное оборудование, устраивались столкновения и другие аварии поездов.

Большую диверсионную работу проводила подпольная партийная организация депо Киев-Московский под руководством А. Н. Тимощука. Первый диверсионный акт осуществил лично А. Н. Тимощук, подложив мину в тендер паровоза. В мае 1942 г. подпольщики вывели из строя еще два паровоза. Рабочие И. Т. Мироненко, X. М. Якубов, Г. В. Кошман, Г. И. Лебедев и др. проводили недоброкачественный ремонт, срывали графики восстановления паровозов. Когда в депо на промывку заходил «горячий» паровоз, они нарочно распахивали двери, устраивали сквозняки, отчего у паровозов деформировались трубы, и они на длительное время выходили из строя. Зачастую в цилиндры закладывалась стальная стружка, и у паровозов заедали поршневые кольца, повреждались цилиндры.

Устраивали подпольщики диверсии и на Дарницком железнодорожном узле. Всего в депо Дарница повреждалось до 40 % паровозов. Из донесений 197-й фельдкомендатуры узнаем, что на участке Дарница — Бровары подпольщики 9 и 19 мая 1942 г. подорвали два эшелона с военнослужащими вермахта. В октябре 1942 г. на том же перегоне вновь была заминирована колея и подорван воинский эшелон. 22 апреля 1943 г. подпольщики повредили железнодорожный мост — он бездействовал три недели. Отмечая большую активность и влияние дарницкого подполья, военный комендант Киева писал в июне 1943 г.: «В Киев-Дарницу постоянно вели нити деятельности партизан... Так, например, руководство диверсиями, совершаемыми на киевском и нежинском участках железной дороги, осуществляется из Дарницы». Пытаясь предотвратить новые удары подполья, фашисты арестовали и расстреляли 168 железнодорожников. Но диверсии не прекращались.

Смело действовали на водных коммуникациях подпольщики Подольского района. В марте 1943 г. они подорвали на Днепре суда «Арсеналец», «Ванда Василевская», «Каменское». Подпольная молодежная группа во главе с комсомольцем Б. Фатхинуровым потопила 25 вагонов с зерном и продовольствием, 3 вагона обмундирования, 70 электромоторов.

Подпольщики, действовавшие на железнодорожном и водном транспорте, систематически вскрывали грузы оккупантов, забирали боеприпасы, взрывчатку, оружие. За 1941 — 1943 гг. они устроили 19 аварий поездов, повредили 50 паровозов, до 600 вагонов, уничтожили 18 складов, 150 вагонов с продовольствием, потопили 15 пароходов и катеров.

Широко развернулась диверсионно-подрывная работа подпольщиков на тех предприятиях, которые фашисты стремились ввести в действие. Длительное время на заводе «Ленинская кузница» саботаж и диверсии осуществляли подпольная группа во главе с А. В. Шохиным, а также отдельные рабочие, организационно не связанные с подпольем. В автоцехе было выведено из строя свыше 200 моторов, около 150 коробок передач, 40 отремонтированных автомашин. Когда на заводе открыли цех для ремонта зенитных орудий и прибыло 25 поврежденных зениток, П. Фишенко, руководивший ремонтными работами, организовал диверсию: в специальную жидкость, наливавшуюся в откатник орудия, добавлялась вода, а детали изготовлялись недоброкачественно. В результате из цеха не выпустили ни одного пригодного орудия. Это выяснилось во время испытаний зениток на полигоне. П. Фишенко был арестован гестапо и расстрелян.

Диверсионной деятельностью патриотов на заводе «Большевик» руководил заместитель секретаря подпольного горкома КП(б)У В. И. Хохлов. В феврале 1942 г. здесь была осуществлена крупная диверсия: перерезаны подземные кабели и шланги воздушной сети пневматической станции. Большой ущерб оккупантам нанесли действия подпольщиков во главе с В. В. Удовиченко на хлебозаводе № З, М. Ф. Маливанчуком — на ТЭЦ, Г. М. Антоненко — на заводе «Транссигнал», М. Блюковым — на складе фирмы «Вайс», О. В. Грачевым — на строительстве военных объектов.

Когда началось массовое изгнание фашистов с советской территории и они, применяя тактику «выжженной земли», разрушали города, заводы, фабрики, значительную роль сыграла деятельность подполья по сохранению социалистической собственности. В этих условиях ЦК КП(б)У, Совнарком УССР и Президиум Верховного Совета УССР обратились к населению с обращением, в котором, в частности, говорилось: «Прячьте от гитлеровцев оборудование, закапывайте ценные детали в землю, сохраняйте их. Придет Красная Армия — и вам это оборудование будет необходимо для восстановления своих заводов и фабрик».

Отвечая на призыв партии, подпольщики таких предприятий, как «Ленинская кузница», «Красный экскаватор», трамвайное депо им. Т. Г. Шевченко, хлебозавод № 3 и др., с риском для жизни сохранили от вывоза и уничтожения гитлеровцами много ценного оборудования. Коммунист С. Т. Завина, работая на автопредприятии, браковал пригодные детали, прятал их, а на машины ставил изношенные. После прихода Красной Армии патриот из утаенных деталей и механизмов собрал семь автомашин и передал их воинской части. Перед приходом советских войск подпольщики с оружием в руках становились на защиту своих предприятий.

В патриотическом движении за сохранение народного имущества активное участие приняли представители советской интеллигенции. Подпольная антифашистская группа во главе с Н. Ф. Тесленко спрятала от вывоза в Германию, а с приходом советских войск передала киностудии до 185 наименований ценного оборудования. Это намного ускорило восстановление и пуск киностудии. Патриотический поступок совершили фельдшер поликлиники завода «Большевик» А. Д. Кривенко и заведующая аптекой А. С. Морозова, спрятавшие от гитлеровцев медикаменты, медицинские инструменты и перевязочные материалы на сумму в 115 тыс. руб. Все это было передано частям Красной Армии. Тысячи ценных экспонатов сохранили работники музеев.

Важной задачей подпольщиков являлась борьба против угона населения в фашистскую Германию. Чем упорнее оккупанты пытались загнать жителей Киева на гитлеровскую каторгу, тем настойчивее и непримиримее становилось противодействие советских патриотов. Организацией помощи людям, которым угрожала опасность быть угнанными в Германию, постоянно занимались подпольные горкомы и райкомы партии, все нелегальные низовые подпольные организации. Десятки патриотов проявляли изобретательность, шли на риск, чтобы спасти от неволи молодежь. Антифашист-подпольщик Ф. Е. Комах, работая охранником на киевском пересыльном пункте, выпустил на волю множество людей. Часть из них он прятал у себя дома. Используя фальшивые печати, он проставлял в паспортах спасенных людей отметки об освобождении от мобилизации в Германию. Беспартийный патриот, мастер цеха завода «Большевик» А. Е. Баланенко по заданию руководителя подпольной организации И. А. Лозенко предотвратил угон 120 учеников школы ФЗО. В обеденный перерыв, подобрав ключи к дверям кабинета шефа-гитлеровца, он похитил списки учеников, а их предупредил, чтоб они спрятались. Директор хлебозавода № 3 А. В. Лебедь спас от мобилизации 25 рабочих этого предприятия.

На помощь населению приходили патриотически настроенные медицинские работники, которых фашисты принуждали работать на биржах труда, вербовочных и пересыльных пунктах. Например, врачи Г. О. Леончук и Т. Р. Крыжановский спасли десятки «завербованных», делая им фальшивую гипсовку ног и рук, выдавая фиктивные справки. Всего подпольем и партизанами Киева и Киевщины было спасено от угона на фашистскую каторгу в Германию 30 тыс. человек.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь