Поиск

Вклад деятелей науки и культуры Киева в укрепление обороноспособности страны.

Напряженно трудились в советском тылу эвакуированные из Киева научные работники, преподаватели вузов, артисты, писатели, композиторы, художники. Местные партийные и советские организации, общественность создали им необходимые условия для творческого труда. Основные силы киевских ученых были сосредоточены в Академии наук УССР. Ее 15 научно-исследовательских учреждений размещались в Уфе, остальные — в городах Урала и Казахстана. Количество сотрудников АН УССР по сравнению с довоенным временем сократилось в 5 раз, однако сохранившееся ядро квалифицированных специалистов обеспечивало научную разработку тематики, необходимой для решения оборонных задач. Расширились научно-практические связи академии. В 1942 г. она была связана более чем с 300 предприятиями, совхозами, госпиталями и другими учреждениями советского тыла.

Исключительно успешно развивались исследования в институтах строительной механики, физической химии, физики и математики, энергетики и других академических учреждениях технического профиля, разработавших ряд вопросов большого оборонного значения. Неутомимо работали известные советские ученые академики АН УССР П. П. Будников, Н. Н. Доброхотов, А. Н. Динник, С. В. Сервисен, члены-корреспонденты АН УССР А. И. Киприанов, В. Е. Лошкарев, И. Н. Францевич и др.

Неоценимый вклад в укрепление боеспособности Красной Армии внес коллектив Института электросварки во главе с академиком АН УССР Е. О. Патоном. Институт проводил огромную работу на заводах танковой и авиационной промышленности. Применив автоматическую дуговую сварку под флюсом, его коллектив обеспечил резкое повышение производительности труда на оборонных, прежде всего танковых, предприятиях.

Не менее 150 ученых Отделения биологических наук АН УССР работали на оборону страны. Особенно большое значение имело создание в Институте клинической физиологии под руководством А. А. Богомольца антиретикулярной цитотоксической сыворотки (АЦС) — препарата для заживления ран. Такое же предназначение имел и викасол, созданный Институтом биохимии под руководством академика А. В. Палладина.

Активное участие в разоблачении человеконенавистнической фашистской идеологии, в разъяснении высоких и благородных целей советского народа в Великой Отечественной войне принимали ученые-обществоведы.

Большое политическое и народнохозяйственное значение имела деятельность в тыловых районах страны эвакуированных вузов, в том числе 12 киевских. Киевский университет им. Т. Г. Шевченко, объединившись с Харьковским университетом в Кзыл-Орде (Казахская ССР), готовил в годы эвакуаиии физиков, математиков, историков, биологов, химиков, филологов. Киевский политехнический институт, работавший в Ташкенте, совместно с местным политехническим институтом, наряду с подготовкой специалистов осуществил проектирование первого в Узбекистане металлургического завода. Коллектив Киевского медицинского института, находившегося в Челябинске, за 1942 г. обслужил в госпиталях и больницах 35 тыс. больных и раненых, организовал повышение квалификации почти 2500 местных специалистов. После реэвакуации Киевского медицинского института в Челябинске на его базе был создан местный мединститут. Киевляне оставили челябинским коллегам значительное количество лабораторного имущества, 33 тыс. книг по медицине. В новом институте осталась работать и часть профессорско-преподавательского состава.

Новые темы, образы, явления, порожденные священной войной советского народа против фашизма, утвердились в произведениях киевских литераторов, композиторов, художников. Их гостеприимно принимали коллеги в Москве, Саратове, Уфе, Ташкенте, Тбилиси, Свердловске, Алма-Ате, Ашхабаде, многих других городах СССР. Киевские писатели создали большое количество ярких патриотических произведений. Во весь голос звучала поэзия Павла Тычины, Максима Рыльского, Владимира Сосюры, проза Ивана Ле, Юрия Яновского. Многие киевские литераторы, в том числе Андрей Малышко, Леонид Первомайский, Любомир Дмитерко, Кость Герасименко, сражались на фронте.

Инструментальные и вокальные произведения — оперы, кантаты, хоры, симфонии — создали киевские композиторы Б. Лятошинский, М. Вериковский, Л. Ревуцкий, Ф. Козицкий. Многочисленные произведения киевских художников А. Шовкуненко, К. Трохименко, М. Шаронова, А. Пащенко, Р. Мельничука и др. демонстрировались на выставках изобразительного искусства в различных городах Российской Федерации, Казахстана, республик Средней Азии.

Огромную идейно-воспитательную и патриотическую работу проводили эвакуированные театры, в том числе киевские — ведущие среди театральных коллективов республики. Многие пз театров, к началу войны находившиеся на гастролях, не смогли эвакуироваться в полном составе и с необходимым реквизитом, но их коллективы сумели быстро возобновить старые, создать новые постановки, своими силами изготовляли реквизит, декорации.

Киевский театр оперы и балета, работавший сначала в Уфе, а затем в Иркутске, не только возобновил основные спектакли («Запорожец за Дунаем», «Наталка Полтавка» и др.), но и поставил новые: оперу М. И. Вериковского «Наймичка», балеты Л. Делиба «Коппелия», Н. А. Римского-Корсакова «Шехерезада», Б. В. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» и др.

В Семипалатинске огромную культурно-воспитательную работу среди трудящихся проводил театр им. И. Я. Франко. Театр осуществил 26 новых постановок. О любви и уважении местного населения к этому театру секретарь Семипалатинского обкома КП(б) Казахстана писал в ЦК КП(б)У: «Здесь, в Казахстане, полновесное украинское слово выдающихся мастеров театрального искусства Советской Украины воспринимается так же горячо и непосредственно, как воспринималось их искусство на Украине. Каждая премьера этого театра является культурным событием нашего города. Коллектив театра, состоящий из крупнейших мастеров украинского искусства, горячо любим и уважаем зрителями города».

Неутомимо трудился творческий коллектив театра им. Л. Украинки. Артисты выступали перед шахтерами Караганды, горняками Коунрада, металлургами Балхаша, колхозниками Чечено-Ингушетии. Центральное место в репертуаре театра заняли пьесы на антифашистскую тематику: «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Русские люди» К. Симонова. С октября 1941 г. в Алма-Ате успешно работал Киевский театр музыкальной комедии. О масштабах деятельности киевских театров дают представление следующие данные. Только в 1943 г. четыре названных театра дали более 1000 спектаклей, несколько тысяч концертов, обслужив 580 тыс. человек. Успешно работали в советском тылу капелла «Думка» и Киевский симфонический оркестр.

Киевские театры в годы войны широко осуществляли шефскую работу в Красной Армии, посылая концертные бригады на фронт и в тыловые гарнизоны. Киевский театр оперы и балета послал в Действующую армию 22 бригады, в которые входили народные артисты СССР М. И. Литвиненко-Вольгемут, И. С. Паторжинский, 3. М. Гайдай и др. Всего для фронтовиков было дано 920 шефских концертов. 206 спектаклей и концертов в войсках Сталинградского, Южного, Донского, 1-го Украинского фронтов дали бригады театра им. И. Я. Франко.

В неутомимом творческом труде, преодолевая огромные трудности, вызванные войной и эвакуацией, добивались значительных успехов работники Киевской студии художественных фильмов, Украинской студии хроникального фильма и студии «Киевтехфильм».

Находясь в Ашхабаде, коллектив Киевской студии художественных фильмов выпустил такие патриотические фильмы, как «Александр Пархоменко» (сценарий Вс. Иванова, режиссер Л. Луков), «Как закалялась сталь» (сценарист А. Корнейчук, режиссер И. Савченко). Одной из лучших советских кинокартин стал фильм «Радуга», созданный в 1943 г. на Киевской студии режиссером М. Донским (сценарий В. Василевской по одноименной повести). Киевские работники кино плодотворно сотрудничали с деятелями искусства братских республик. Получая большую помощь от местных коллег, они в то же время, как отмечал в письме ЦК КП(б)У секретарь Андреевского райкома партии г. Ашхабада, «помогли местным киноработникам овладеть сложной современной техникой кинопроизводства. В результате совместной работы с Киевской студией Ашхабадская студия накопила большой опыт, получила техническое оснащение».

Успешно работали при Центральной студии кинохроники в Москве и Куйбышеве киевские кинодокументалисты, внесшие большой вклад в создание 500 номеров киножурналов и 100 короткометражных и полнометражных военных фильмов. С 1943 г. они начали выпускать киножурнал «Радянська Україна». За время работы в Ташкенте студия «Киевтехфильм» выпустила около 60 фильмов на оборонную тематику.

Героический труд рабочих и художественной интеллигенции Киева в советском тылу, их творческие свершения являли пример самоотверженного патриотизма, преданности Коммунистической партии, непоколебимой веры в правоту и справедливость антифашистской борьбы советского народа, в его победу.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь