Поиск

Развитие образования и науки.

Одним из важных показателей роста культуры трудящихся является развитие образования. Решение ЦК ВКП(б) о повсеместном введении всеобщего обязательного начального обучения, принятое в июле 1930 г., было выполнено в Киеве фактически за год.

В 1931 г. город достиг также стопроцентного охвата детей 7-летней школой, первым в республике ввел так называемые нулевые группы (подготовительные классы) для детей в возрасте до 7 лет.

Создавались необходимые условия для обучения детей на родном языке. В 1936 г. преподавание в школах Киева осуществлялось на восьми языках. В преобладающем большинстве школ дети обучались на родном, украинском языке.

В годы второй и третьей пятилеток были приняты меры по совершенствованию учебно-воспитательной работы в общеобразовательных школах: повышалось качество обучения, увеличивался объем получаемых учениками знаний, укреплялась дисциплина, повышался авторитет учителя. Возросла роль комсомольских и пионерских организаций в жизни школы. В 1935 г. в школах города начали работать 127 комсоргов ЦК ВЛКСМ. В этом же году в школах ввели должности классных руководителей.

Одним из важных условий развития общеобразовательной школы являлось укрепление ее учебно-материальной базы. За 17 послеоктябрьских лет в Киеве была построена одна новая школа, в то время как количество учащихся только в годы первой пятилетки увеличилось в 1,5 раза. 28 ноября 1933 г. Киевский обком КП(б)У принял постановление «Об улучшении материального положения начальной и средней школы», в котором поставил задачу расширить школьное строительство. В городе развернулось сооружение новых школ. В 1935 г. в строй вступили 12 новых школ на 10 тыс. мест, а в 1936 г.— еще 33 школы на 26 тыс. мест. В целом за годы второй и третьей пятилеток в городе .было построено 80 школ.

К началу 1940/41 учебнрго года в Киеве насчитывалось 180 общеобразовательных школ (без школ рабочей молодежи и заочных), в которых обучались 101,5 тыс. детей. Большинство киевских школ были к этому времени десятилетками.

Для повышения общеобразовательного уровня киевлян создавались разветвленная сеть школ для взрослых, курсов и кружков, городской университет культуры. В 1940 г. различными формами обучения было охвачено 145,2 тыс. киевлян.

Значительно вырос количественно и качественно учительский коллектив города. В начале 1940/1941 учебного года он насчитывал 4,8 тыс. педагогов. Партийные организации города постоянно заботились о повышении идейно-политического и профессионального уровня учительских кадров. Так, в 1938 г. аттестацию прошли 3,8 тыс. учителей Киева. Самоотверженный труд педагогов получил высокую оценку Советского государства, широкое признание общественности. В 1939 г. 32 лучшим учителям города правительство республики присвоило звание заслуженного учителя школы. Среди педагогов увеличивалось число коммунистов.

Киев развивался как крупный центр высшего и среднего специального образования. В городе проводилась большая работа по упорядочению сети высших и средних специальных учебных заведений, совершенствованию учебно-воспитательного процесса, развертыванию научных исследований, укреплению профессорско-преподавательского состава вузов и техникумов. Мелкие вузы объединили с крупными родственными учебными заведениями, обеспеченными квалифицированными кадрами и достаточной материально-технической базой. В результате реорганизации в крупные вузы превратились индустриальный, сельскохозяйственный, педагогический институты. В 1934 г. была восстановлена в ее первоначальном профиле консерватория, создан театральный институт.

В 1933 г. в Киеве, как и в некоторых других городах Советской Украины, начал работать университет. Возобновление деятельности одного из старейших и крупнейших научных центров Украины — Киевского университета имело большое значение не только для города, но и для всей республики. Ежегодно укреплялась его материально-техническая база. В 1933 г. университету передали научно-исследовательский институт геологии, астрономическую обсерваторию, ботанический сад. В 1934 г. Киевскому университету дополнительно, сверх бюджета, были выделены значительные средства для ремонта помещений, приобретения литературы, оборудования для кабинетов и лабораторий. В 1939 г. в университете насчитывалось 78 лабораторий. Количество студентов увеличилось с 1364 в 1933 г. до 3614 в 1941 г. В марте 1939 г. Киевскому университету было присвоено имя Т. Г. Шевченко.

Значительное внимание уделялось укреплению профессорско-преподавательского состава вузов и техникумов. В 1934 г. в стране были установлены научные степени кандидатов и докторов наук, научные звания ассистента, доцента, профессора, почетные звания заслуженных деятелей науки, техники, искусства. Подготовку научно-педагогических кадров через аспирантуру сконцентрировали в университете, индустриальном, энергетическом, машиностроительном, технологическом пищевой промышленности, сельскохозяйственном и медицинском институтах. К концу 30-х — началу 40-х годов вузы города имели в своем составе достаточное количество высококвалифицированных преподавателей. Так, в индустриальном институте в 1939 г. работали 2 академика АН УССР, 7 членов-корреспондентов АН УССР, 31 профессор, 61 доцент.

В 1940/41 учебном году в столице республики работало 20 высших и 33 средних специальных учебных заведения, в которых обучалось 38,2 тыс. студентов и учащихся. Киев сыграл важную роль в создании новой, советской интеллигенции. В 1941 г. в городе работало 39,7 тыс. специалистов с высшим и средним специальным образованием.

Культурно-образовательный потенциал города в значительной степени определялся наличием в нем большого числа научных учреждений и организаций, ведущее место среди которых занимала Всеукраинская академия наук (с февраля 1936 г.— Академия наук УССР). Укрепилась материально-техническая база академии. произошли большие изменения в ее деятельности и структуре. В апреле 1934 г. Всеукраинскую академию наук из системы Наркомпроса передали в непосредственное ведение Совнаркома УССР. Вместо мелких кафедр, кабинетов, лабораторий были организованы научно-исследовательские институты, прп Президиуме создан Совет по изучению производительных сил, плановая комиссия, редакциоино-издательский совет. Научные силы концентрировались теперь в 34 научно-исследовательских институтах и учреждениях, что способствовало лучшему использованию их в интересах социалистического строительства. В крупные центры научной мысли выросли в этот период многие академические институты Киева.

В 1936 г. в системе АН УССР развернул деятельность ряд институтов гуманитарного профиля. В начале 40-х годов в составе Академии наук республики было четыре отделения: технических, физико-математических, биологических и общественных наук.

Значительный вклад в развитие передовой советской науки и культуры в годы второй и третьей пятилеток внесли известные ученые: А. И. Белецкий (литературоведение), Н. Н. Боголюбов (физика и математика), А. А. Богомолец (патофизиология), Л. А. Булаховский (языковедение), Е. Ф. Вотчал (ботаника), А. Е. Корнейчук (литература), Н. М. Крылов (математика), А. В. Палладии (биохимия), Е. О. Патон (электросварка и мостостроение), С. Н. Реформатский (химия), А. А. Сапегин (ботаника, цитология, генетика и селекция), К. К. Симпнский (строительная механика), Н. Д. Стражеско (медицина), П. А. Тутковский (геология), П. Г. Тычина (литература), А. В. Фомин (ботаника), Н. Г. Холодный (ботаника, физиология), A. Г. Шлихтер (экономика), B. П. Яворский (химия) и др. Ученые города, плодотворно работая над решением важных проблем развития науки, в то же время проводили значительную работу по распространению научно-технических знаний среди населения.

В духовном росте трудящихся, их творческой активности большую роль играли библиотеки. Продолжала расширяться библиотечная сеть города. С 1934 по 1939 г. расходы на ее развитие увеличились почти в 5 раз. К 1940 г. в Киеве работали 262 массовые библиотеки, книжный фонд которых насчитывал около 1,5 млн. книг.

Центральное место в пропаганде научных знаний занимала третья по величине в СССР и одна из наиболее крупных в мире библиотека АН УССР. В ее фондах хранилось около 5 млн. книг. Активную работу среди населения проводила библиотека им. ВКП(б). Накануне войны была создана Государственная историческая библиотека. В библиотеках Киева проходили читательские конференции, литературные вечера, встречи с писателями, артистами, ведущими учеными. Все больше и больше читателей пользовалось книжными фондами.

Важными очагами культурной жизни трудящихся города стали дворцы культуры, клубы. В них организовывались встречи с участниками революции и гражданской войны, героями труда, проводились вечера отдыха, диспуты, выступления коллективов художественной самодеятельности, демонстрировались кинофильмы. Во второй половине 30-х годов в строй вступили дворцы культуры завода «Большевик», работников хлебопекарской промышленности, клуб при Дарницком вагоноремонтном заводе, Дворец пионеров и октябрят. В 1940 г. к услугам трудящихся Киева было 58 клубов и дворцов культуры, 290 киноустановок, 14 стационарных кинотеатров. Значительную культурно-просветительную работу среди трудящихся города проводили музеи. В Киеве в 1936 г. был создан Государственный музей украинского искусства. Выдающимся событием в политической и культурной жизни города и всей республики явилось открытие 29 августа 1938 г. Киевского филиала Центрального музея В. И. Ленина — одного из крупных центров пропаганды идей марксизма-ленинизма. В первые 2 года существования музей посетили почти 500 тыс. человек.

Важное место в арсенале партии по коммунистическому воспитанию трудящихся занимают пресса, радио. В 1936 г. в Киеве издавались 23 республиканские и областные газеты, 26 журналов, работало 18 издательств.

Комплекс мер, осуществляемых Коммунистической партией и Советским государством по дальнейшему углублению культурной революции, обеспечивал рост образованности и культуры киевлян.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь