Поиск

Общественно-политические отношения и «Русская Правда».

Древний Киев являлся центром, в котором вырабатывались юридические законы для всей страны. Возникнув на основе обычного права, существовавшего у восточных славян еще в догосударственный период их истории, древнерусское законодательство было поставлено на службу господствующему классу, последовательно отстаивало и защищало интересы князей, бояр и других категорий имущего населения. Совершенствование законодательства находилось в тесной связи с развитием общественной жизни. Это хорошо видно уже на примере первого юридического свода, которым являлся «Устав и закон русский», упомянутый в русско-византийских договорах 911 и 944 гг. Он защищал собственность богатых от попыток ее присвоения неимущими; в его основу был положен принцип деления людей на свободных и челядинов. Древлянское восстание 945 г. вынудило киевскую правящую знать принять меры к укреплению системы взыскания повинностей с населения путем установления «уроков» и «уставов» — твердых норм феодальной эксплуатации.

В годы княжения Владимира Святославича усилились разбои («и умножишася зело разбоеве»), являвшиеся актами классовой борьбы неимущего населения, терявшего в процессе феодализации землю. Для защиты от них представителей господствующего класса Владимир ввел новый закон, так называемый «Устав земляной». Первоначально он в качестве наказания для разбойников предусматривал смертную казнь, но затем она была заменена конфискацией имущества разбойника в пользу государства. Непосредственную ответственность за сопротивление установлению феодальных порядков несла и община-вервь.

Правовые уставы, возникшие в IX—X вв., вошли в «Русскую Правду»» древнейшую часть которой составила «Правда Ярослава», выданная им Новгороду в 1016 г. Новый закон регламентировал взаимоотношения между различными слоями городского населения. Между 1024 — 1026 гг. Ярослав Мудрый, стремившийся укрепить свою власть в Киеве, издал «Покон вирный», определявший размеры даней, шедших с населения в пользу княжеских дружинников, приезжавших в общину для сбора уголовных штрафов — вир.

Дальнейшее развитие древнерусского законодательства связано с именами сыновей Ярослава Мудрого. В 1072 г. Изяслав, Всеволод, а также их бояре и представители высшего духовенства утвердили в Вышгороде «Правду Ярославичей». Появление нового кодекса юридических норм справедливо связывается с народным движением 1068—1069 гг. в Киеве. Оно не только обострило классовые противоречия, но и показало несовершенство существовавших правопорядков. Разумеется, новый кодекс, как и все предыдущие, отстаивал прежде всего интересы господствующего класса. Жизнь его представителей стала ограждаться двойными вирами. Усилилась персональная ответственность лиц, нарушавших феодальный закон. Возросли нормы штрафов за нарушения права феодальной собственности. Вместе с тем «Правда Ярославичей» ограничивала до некоторой степени произвол вотчинников над зависимым населением. Им запрещалось без княжеского суда («без княжа слова») «мучить» смердов. За нарушение этого положения виновный платил 3 гривны. Назначался штраф и за увод или истребление коней, принадлежавших смердам.

Новая кодификация правовых норм, осуществленная Владимиром Мономахом, была вызвана народным восстанием 1113 г. Устав Мономаха утвержден на совещании в Берестове, где, кроме самого Владимира, приняли участие киевский, белгородский и переяславский тысяцкие, «муж» князя Олега Святославича, другие представители феодальной знати. Исследователи полагают, что совещание проходило в Берестове в тот момент, когда в Киеве еще продолжалось восстание. Владимир должен был появиться в мятежном городе с реальным ответом на требования народных масс.

Законодательство Мономаха в целом отражало интересы господствующего класса. Им подтверждался вотчинный иммунитет феодала и его право на эксплуатацию зависимого населения. Одновременно в нем были сделаны некоторые уступки горожанам и крестьянам. Устав Мономаха

ограничивал ростовщичество, несколько облегчал положение закупов. Внося статьи о закупах, Владимир исходил прежде всего из понимания того, что крестьянское хозяйство является одним из важнейших основ экономического развития государства, а следовательно, для его ведения крестьянину необходимы были определенные гарантии в сфере юридической и экономической жизни.

Одним из важнейших результатов широких народных волнений 1146— 1147 гг. в южной Руси явились новые дополнения, внесенные в «Русскую Правду». Не исключено, что к этому времени относится завершение процесса сложения общерусского юридического кодекса — Пространной редакции «Русской Правды». Многие ее статьи: о княжеском хозяйстве, о правопорядках в вотчинных селах, о наследстве и другие имеют киевское происхождение. Отзвуком событий 1146—1147 гг. являются и те статьи Пространной Правды, которые ограничивали права представителей княжеской администрации.

В заключение необходимо отметить, что общественно-политические отношения в Киеве X—XIII вв. отличались необычайной сложностью и противоречивостью. Главной причиной этого являлась феодальная общественная структура Руси, при которой различные социальные слои населения находились в постоянном антагонизме. Регулировались эти отношения кодифицированным законодательством, строившимся, несмотря на наличие в нем определенных демократических элементов, на классовой основе и защищавшим интересы господствующих верхов общества. Эволюция древнерусского феодального права находилась в непосредственной связи с социальной активностью народных масс, постоянно боровшихся за улучшение своего положения.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить