Поиск

Искусство.

В развитие украинского советского искусства весомый вклад внесли творческие работники и коллективы Киева. Рассматривая искусство как важное средство идейного и культурного воспитания трудящихся, Коммунистическая партия направляла его развитие по пути социалистического реализма, боролась против проявлений аполитичности и формализма. XV окружная конференция КП(б)У, отметив достижения в формировании пролетарского искусства в Киеве, ставила задачу «увеличить роль коммунистов на отдельных участках искусства, повысить их творческую квалификацию, всемерно помогая пролетарским творцам... выполнить свою творческую работу на пользу советского искусства».

В Киеве плодотворно развивалось театральное искусство. В городе в эти годы работали 8 театральных коллективов, в том числе украинский и русский драматические театры, опера, театры юного зрителя и Красной Армии, передвижной драматический и др.

Развитие театрального искусства направлялось на создание массового реалистического театра. Успехи социалистического строительства вызвали крутой поворот сценических коллективов к советской тематике. В творческом содружестве молодых советских драматургов со старыми мастерами сцены рождались талантливые произведения о советской действительности. Почетное место в репертуаре драматических коллективов заняли произведения русских драматургов и писателей А. Н. Афиногенова, К. А. Тренева, Б. А. Лавренева, В. Билль-Белоцерковского, Вс. Иванова, Д. А. Фурманова и др. Кроме того, театральные коллективы уделяли большое внимание русской, украинской и мировой классической драматургии. Начиная с 1932 г. на театральных сценах Киева широкую популярность приобретают произведения основоположника социалистического реализма М. Горького.

В развитии театрального искусства в Киеве положительную роль сыграл перевод в 1926 г. из Харькова украинского драматического театра им. И. Франко. В его труппу входили талантливые мастера сцены: И. П. Юра (руководитель), А. И. Борисоглебская, А. М. Ватуля, М. X. Пилипенко, А. П. Юра-Юрский, К. П. Кошевский, Ф. А. Барвинская, О. И. Рубчакивна, П. М. Нятко и др. Значительную часть репертуара франковцев составляла классика, в частности произведения А. Н. Островского, И. К. Карпенко-Карого, Т. Г. Шевченко, Н. В. Гоголя. В течение 1926— 1928 гг. в театре были осуществлены постановки «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова и «Мятеж» Д. А. Фурманова. Эти пьесы вошли в историю украинского театрального искусства как лучшие постановки о героических годах революции.

Театр им. И. Франко был первым театральным коллективом республики, приглашенным в 1926 г. на гастроли в Москву. В столице театр показал постановки «Поджигатели» А. В. Луначарского, «Вий» по Н. В. Гоголю и М. Л. Кропивницкому, «За двумя зайцами» М. П. Старицкого. К числу лучших спектаклей франковцев относится «Ревизор» Н. В. Гоголя, поставленный И. П. Юрой. Главные роли исполняли прославленный мастер сцены Н. К. Садовский (городничий) и известный русский актер В. М. Петипа (Хлестаков). Как в выборе пьесы, так и ее главных исполнителей проявилась братская дружба украинского и русского народов. Общественность Москвы и пресса отнеслись с большой теплотой и вниманием к коллективу франковцев, характеризовали его как театр действительно революционный и в основе своей реалистический.

Большим событием в театральной жизни Киева стало празднование в Ї930 г. десятилетнего юбилея театра им. И. Франко. Театр за годы своего существования подготовил свыше 80 постановок, показал тысячи спектаклей, обслужив 3 млн. зрителей. Тесные связи установились между франковцами и рабочими многих предприятий. Театр им. И. Франко был наиболее посещаемым театром города: за сезон 1929/30 г. его посетили 142 тыс. рабочих, получивших билеты в рабочих кассах.

К 1926 г. относится начало творческой биографии русского драматического театра, получившего впоследствии имя Леси Украинки. Театр создали на базе Второго государственного театра Украинской Советской республики им. В. И. Ленина, возникшего на основе театра «Соловцов». Основателями его были М. Болдуман, Н. Светловидов, В. Драга-Сумарокова, Л. Добржанская, Д. Зеркалова и др. Начиная с 1928 г. в репертуаре театра преобладали произведения советских авторов. Из 22 пьес, поставленных в 1928—1931 гг., 18 принадлежали советским драматургам. В числе лучших спектаклей театра этого периода — «Страх» А. Н. Афиногенова, «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского, «На дне» М. Горького, «Разлом» Б. А. Лавренева, а также произведения классического репертуара — «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Волки и овцы» А. Н. Островского.

Своеобразный театральный коллектив представлял собой театр юного зрителя (ТЮЗ) им. И. Франко. Он был одним из инициаторов создания театров рабочей молодежи (ТРАМ) в Киеве. Репертуарная политика ТЮЗа частично следовала трамовской, отрицавшей классическую драматургию. К концу пятилетки театр юного зрителя, пройдя через увлечение конструктивизмом и условностью трамовского искусства, стал на путь реализма. Репертуар его пополнился произведениями классической и современной драматургии. Театр осуществил первую постановку пьесы молодого драматурга А. Корнейчука «На грани». Большую помощь ТЮЗу оказал выдающийся советский режиссер К. С. Станиславский: он принимал участие в постановке на его сцене пьесы К. Метерлинка «Синяя птица».

В 1931 г. в Киеве начал работу театр Красной Армии. Кроме представлений на постоянной сцене театр давал спектакли в других городах республики, в армейских лагерях, оказывал методическую помощь красноармейской художественной самодеятельности.

Осенью 1927 г. в Киеве было создано два украинских драматических передвижных рабоче-крестьянских театра — им. М. Коцюбинского и им. ОСПС (окружного совета профессиональных союзов). Передвижные театры устраивали спектакли в рабочих клубах, а также выезжали на гастроли во многие города республики. Их коллективы помогали в организации художественной самодеятельности, в повышении мастерства и общекультурного уровня самодеятельных артистов.

На подъем культурного уровня трудящихся направлялось развитие музыкального искусства. Выполнению этой задачи способствовало проведение в Киеве в 1926—1927 гг. Дней музыки. В январе 1927 г. в городе состоялся музыкальный праздник, проходивший под лозунгами: «Музыку — массам», «Октябрь — в музыку», «Долой музыкальную безграмотность!». В концертах Дня музыки принимали участие хоровые капеллы, музыкальные ансамбли, артисты оперы, студенты и преподаватели музыкальных учебных заведений, самодеятельные коллективы.

Остро стоял вопрос о создании единого руководящего центра музыкальной жизни. После провозглашения декларации «Октябрь — в музыку» Киевское музыкальное общество им. Н. Леонтовича провело значительную работу по упорядочению музыкальной жизни в республике, превратилось в музыкально-общественную организацию республиканского значения. Однако наряду с определенными положительными результатами в деятельности общества имелись и идейно-художественные срывы. Разногласия среди членов общества относительно его идейно-творческого направления привели к расколу, а в 1928 г. и к ликвидации общества им. Н. Леонтовича. В последующие годы в Киеве создавались различные республиканские музыкальные общества. В 1932 г. после принятия постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» все музыкальные объединения были ликвидированы и создан оргкомитет Союза композиторов Украины.

В годы реконструкции, несмотря на острую идейную борьбу в музыкальном искусстве, многие композиторы, которые жили и работали в Киеве, создали произведения, вошедшие в сокровищницу украинской советской музыки.

Выдающимся произведением украинской симфонической музыки является Вторая симфония Л. Н. Ревуцкого, отмеченная в 1927 г. первой премией на республиканском конкурсе, посвященном 10-летию Октября. К лучшим произведениям украинской симфонической музыки принадлежит также «Увертюра на четыре украинские темы» Б. Н. Лятошинского, получившая первую премию на конкурсе, объявленном Наркомпросом УССР к 10-летию Октября. Широкое признание получила также «Героическая увертюра» В. С. Косенко, посвященная 15-летию Октября. В. С. Косенко в эти годы создал также ряд романсов на советскую тематику.

После организации в 1926 г. в Киеве стационарного театра оперы возникли благоприятные условия для развития оперной и балетной музыки. Наиболее известным произведением оперной музыки стала музыкальная драма Б. Н. Лятошинского «Золотой обруч», созданная по повести И. Франко «Захар Беркут». М. И. Вериковский по мотивам народной баллады создал первый украинский балет «Пан Каневский», в котором удачно сочетались классическая хореография и народный танец.

Широкий размах приобрела исполнительская деятельность многих музыкальных коллективов города. Постоянно проводились концерты симфонической и камерной музыки в созданной в 1926 г. филармонии. Большую популярность приобрела в республике и за ее пределами хоровая капелла «Думка». В 1927 г. «Думка» выступала с произведениями украинских композиторов на IV съезде Советов СССР, а также во многих рабочих клубах Москвы. Успешно проходили концерты «Думки» во время гастрольной поездки по городам Урала. С разнообразным репертуаром в республике и за ее пределами выступала Первая Киевская капелла кобзарей.

В годы реконструкции в Киеве значительно оживилась кинематографическая жизнь, что было связано с переводом в город правления Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ) и строительством крупнейшей в стране кинофабрики. Киевская кинофабрика к концу пятилетки поставила 50 немых и 1 звуковой художественный фильм.

Новая страница в деятельности Киевской кинофабрики (с 1930 г.— «Украинфильм») началась после прихода на студию выдающегося кинорежиссера А. П. Довженко. Его первый фильм, поставленный в Киеве,— «Арсенал» отображал исторический факт из жизни города — восстание рабочих завода «Арсенал» против контрреволюционной Центральной рады. Выдающимся произведением советского киноискусства стал фильм «Земля», посвященный социалистическим преобразованиям в деревне.

В начале 30-х годов в развитии киноискусства начался новый этап, связанный с появлением звукового кино. Первым отечественным звуковым документальным фильмом был фильм «Симфония Донбасса», созданный Дзигой Вертовым на Киевской кинофабрике в 1930 г. Одним из первых звуковых художественных фильмов, талантливо отобразившим героику социалистического труда на строительстве гиганта первой пятилетки — Днепрогэса, явился фильм А. П. Довженко «Иван» (1932 г.). Появление звуковых фильмов значительно расширило художественные возможности кино, повысило его роль в идейном воспитании трудящихся.

Весомый вклад в развитие всех жанров изобразительного искусства внесли киевские живописцы, скульпторы, графики. В активизации творческой деятельности художников, как и всей художественной интеллигенции, важную роль сыграло постановление Политбюро ЦК КП(б)У от 15 мая 1927 г. «Политика партии в деле украинской художественной литературы». С середины 20-х годов советская и историко-революционная темы прочно вошли в изобразительное искусство, постепенно стали ведущими.

Со второй половины 20-х годов расширяется выставочная деятельность мастеров изобразительного искусства. Киевские художники активно участвовали в организованных АХЧУ в 1926—1930 гг. передвижных выставках «По селам, городам и местечкам Украины». Важной вехой культурной жизни республики стала юбилейная выставка «10 лет Октября», на которой были представлены наиболее значительные произведения всех художников Украины. После Харькова выставка демонстрировалась в Киеве. По инициативе АРМУ в Киеве в 1928 г. организовали выставку «Гравюра и рисунок», где наряду с украинскими художниками демонстрировали свои произведения русские, белорусские, грузинские и армянские мастера.

Вторая половина 20-х годов — важный этап в развитии монументальной живописи. В Киеве ее становление связано с именем М. Л. Бойчука. В творчестве многих художников его школы под влиянием советской действительности проявились лучшие народно-реалистические традиции. Среди наиболее заметных произведений киевских монументалистов этого периода можно назвать росписи крестьянского санатория им. ВУЦИК в Одессе и фрески конференц-зала Академии наук. Они представляли собой многофигурные композиции, посвященные социалистическому строительству в стране.

Больших успехов достигли киевские мастера кисти, работавшие в жанре станковой живописи. Выдающимся произведением этого жанра является триптих Ф. Г. Кричевского «Жизнь», отражающий жизнь крестьянской семьи в недалеком прошлом. Триптих Ф. Г. Кричевского имел большой успех на международной выставке в Венеции в 1928 г.

Одной из ведущих тем в творчестве киевских живописцев стали события Октябрьской революции и гражданской войны на Украине. Героику гражданской войны воссоздал Г. П. Светлицкий в картине «Переход богунцев через Днепр», написанной в 1928 г. по заказу Киевского музея революции. Интересные произведения на историко-революционную тему создали В. Ф. Седляр («Расстрел», 1927 г.), И. И. Падалка («1919 г.», 1931 г.), В. Н. Пальмов («За власть Советов!», «Красное Знамя», 1927 г.).

Все большее место в творчестве живописцев начали занимать современность, новый герой, рожденный советской действительностью. Героям Днепростроя посвятил свою картину «Днепрельстан» К. Д. Трохименко. Обобщенный образ рабочего создал А. Г. Петрицкий в картине «На штурм» (1932 г.). В центре полотен О. Т. Павленко «Собрание делегаток», «Обсуждение плана», «Комсомолка» — образ крестьянки, приобщающейся к новой жизни. Новые явления советской жизни отобразил С. М. Прохоров в картинах «Рабфаковцы», «Заседания редколлегии детского дома» (1929 г.).

В жанре пейзажа интересные полотна создали мастера старшего поколения Н. Г. Бурачек, Г. П. Светлицкий, Ф. Г. Кричевский, К. Д. Трохименко. В жанре портрета заметным событием была созданная A. Г. Петрицким галерея из 150 портретов известных деятелей литературы и искусства.

Для успешного развития скульптуры чрезвычайно важное значение имели конкурсы на проекты памятников, особенно Т. Г. Шевченко и B. И. Ленину. В открытом соревновании скульпторы приобретали творческий опыт, познавали высокие художественные критерии.

Со второй половины 20-х годов больше внимания начало уделяться сооружению памятников. К 10-летию Великого Октября в Киеве на братской могиле героев Январского восстания соорудили надгробие с бронзовым барельефом, на котором скульптор В. Климов отобразил вооруженных рабочих и крестьян. Произведения, посвященные героям революции, создали мастера резца Б. М. Кратко, М. И. Гельман, Г. Л. Пивоваров.

С каждым годом киевские монументалисты все больше внимания уделяли теме современности. Одной из первых к ней обратилась талантливый скульптор Ж. К. Диндо. В статуе «Делегатка» Ж. К. Диндо создала обобщенный образ передовой украинской крестьянки. «Делегатка» относится к числу лучших скульптурных произведений 20-х годов. Величие труда хлеборобов прославила А. М. Писаренко в скульптурной композиции «Жатва».

Таким образом, киевские мастера изобразительного искусства в смелых творческих поисках создали ряд произведений большой художественной выразительности, пополнивших сокровищницу украинского советского искусства.

Успехи социалистического строительства стали прочной основой расцвета культуры в Киеве. Достояния культуры обращались на службу социалистическому обществу, способствовали росту культурного уровня трудящихся.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь

<Ноябрь 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
789111213
14151617181920
21222324252627
282930