Поиск

Литература.

В развитии украинской советской литературы важное место принадлежало литературным силам Киева. В 1926 г. из участников «Киев-Гарта», «Киев-Плуга» и «Жовтня» была создана новая писательская организация — Киевская ассоциация пролетарских писателей (КАПП). Молодые участники «Гарта» образовали комсомольско-молодежную литературную организацию «Молодняк».

Начинающие писатели группировались вокруг редакций газет «Киевский пролетарий», «Молодий більшовик» и журнала «Молодий пролетар». По инициативе «Молодняка» на заводах «Арсенал», «Большевик» и «Ленинская кузница» создавались творческие, литературно-критические и библиографические кружки, привлекавшие к творческой деятельности рабочую молодежь. Приобщению к литературной деятельности студенчества способствовали журналы «Кузня освіти» и «Молоді загони» Киевского института народного образования.

ВУСПП, КАПП, «Молодняк» и ряд других более мелких литературных организаций в своих декларациях и манифестах, хотя и не всегда достаточно четких, провозглашали поддержку политики Коммунистической партии, приветствовали строительство в стране социалистического общества. На правом крыле литературного фронта с позиций безыдейности, мещанского эстетизма, космополитизма выступали писатели, группировавшиеся вокруг «Новой генерации», «Авангарда», «Марса», «Ланки». В литературных объединениях происходила острая идейная борьба в вопросе о путях развития литературы и месте писателя в социалистическом обществе.

Борьба на литературном фронте особенно обострилась после создания в Харькове в 1925 г. литературной организации «Ваплите» (Вільна академія пролетарської літератури), выступившей с откровенно буржуазно-националистических позиций. Идейный руководитель «Ваплите» Н. Хвылевой призывал писателей ориентироваться па «психологическую Европу», противопоставлял революционному реализму так называемый «активный романтизм», который на деле сводился к субъективизму и формализму в изображении действительности. Однако большинство писателей, входивших в «Ваплите», не разделяли националистических взглядов Н. Хвылевого.

Передовые писатели Киева вместе со всеми литераторами республики развернули последовательную борьбу против идей «хвылевизма». Важную роль в этой борьбе сыграло постановление Политбюро ЦК КП(б)У от 15 мая 1927 г. «Политика партии в деле украинской художественной литературы». В постановлении отмечалась большая роль литературы в становлении украинской советской культуры и культурном подъеме рабочего класса, подчеркивалась необходимость усиления борьбы с упадническими настроениями, повышения идейно-художественного уровня литературы, установления сотрудничества с творческими работниками братских республик.

Справедливая критика идейно-творческой направленности «Бандите» со стороны советской общественности привела организацию в 1928 г. к самоликвидации.

Большой победой передовых писателей Украины явилось создание в начале 1927 г. единого Всеукраинского союза пролетарских писателей (ВУСПП). В числе инициаторов ее создания были киевская организация ВУСПП и «Молодняк». ВУСПП возникла во время острой идейной борьбы на литературном фронте и сразу же заняла непримиримую позицию относительно буржуазно-националистических и упадническо-формалистических тенденций в литературе. Трибуной киевских членов ВУСПП стала «Літературна газета», начавшая издаваться в марте 1927 г.

Коммунистическая партия направляла развитие литературы по пути соблюдения ленинских принципов партийности, народности и реализма. Большое внимание процессам, происходящим в литературе, уделяла Киевская окружная партийная организация. В принятой на XV Киевской окружной конференции КП(б)У резолюцип «Национально-культурное строительство на Киевщине» подчеркивалась необходимость укрепления партийного руководства литературным движением, всяческого содействия пролетарским писателям, проведения идейно-воспитательной работы среди попутчиков и беспощадной борьбы с буржуазной и мелкобуржуазной идеологией в литературе.

Идейно-воспитательная работа партии, успехи трудящихся в строительстве социализма определяли содержание и идейную направленность произведений киевских писателей. Ведущей их темой стали грандиозные социалистические преобразования в материальной и духовной жизни, творческий труд советских людей.

Социалистическому строительству посвящены поэтические сборники Н. И. Терещенко «Цель и предел», «Страна труда», «Республика», «Строительные леса». Н. И. Терещенко одним из первых в украинской советской поэзии написал о людях индустриального труда. В киевской газете «Більшовик» поэт систематически выступал также с произведениями, призывающими трудовое крестьянство к новым формам хозяйствования, и высмеивал пережитки старого быта. Под влиянием героической атмосферы трудовых свершений советского народа произошла    творческая    эволюция М. Ф. Рыльского. Свидетельством окончательного отхода поэта от эстетики неоклассицизма явилась поэма «Сашко», в которой впервые в творчестве поэта показан образ рабочего-революционера. Своеобразный талант поэта-романтика проявился в первых поэтических сборниках Н. П. Бажана. Героизм солдат революции, их мужество и непреклонную преданность революции воспел поэт в книге стихов «17-ый патруль». В книге «Строения» Н. П. Бажан впервые обратился к теме социалистического строительства.

Одним из наиболее интересных поэтов, дебютировавших в середине 20-х годов, был А. Ф. Влызько. В его первом сборнике «За всех скажу» на полный голос прозвучал рассказ о революционной романтике советской молодежи, вступившей на путь труда и борьбы. Сборник за короткое время выдержал три издания и был отмечен премией Наркомпроса УССР. Широкий отзвук среди общественности имели также сборники А. Ф. Влызько «Живу, работаю» и «Книга баллад». Интересной, самобытной фигурой в поэзии тех лет был Е. П. Плужник. Выразитель настроений интеллигенции, пережившей в свое время нелегкие колебания. Плужник в сборниках «Дни» и «Ранняя осень» заявил о себе как о талантливом поэте. Обостренное восприятие трудностей борьбы сочеталось в нем с верой в коммунистическое будущее.

Во второй половине 20-х годов киевские писатели начали создавать произведения широкого эпического жанра — повести и романы. Молодых прозаиков увлекла тема исторического поворота в жизни трудящихся, ростки нового в городе и на селе. Произведения Ивана Ле «Юхим Кудря», Я. Д. Качуры «Без хлеба», Ю. И. Яновского «Кровь земли», написанные в этот период, почти полностью посвящены событиям и образам, связанным с вооруженной борьбой в городе и на селе в годы гражданской войны. Первым крупным произведением украинской прозы, в котором широко отражена борьба за социалистическую индустриализацию страны, был двухтомный «Роман межгорья» Ивана Ле.

Как писатель, посвятивший свое творчество рабочей теме, выступил Л. И. Смилянский. Героика борьбы рабочих-железнодорожников против немецких оккупантов в 1918 г. освещена в его повести «Машинисты». Конфликт между старым и новым, индивидуализмом и коллективизмом — основные направления книг Л. И. Смнлянского «Новые жилища», «Мехзавод», «Периферия».

Проблемам творчества, психологии нового человека, формированию советской интеллигенции посвящен роман Ю. И. Яновского «Мастер корабля».

В Киеве успешно развивались и другие жанры литературы. В драматургии заметным явлением стала пьеса С. В. Васильченко «Кармалюк». В жанре сатирической комедии работал Е. М. Кротевич. В пьесе «Сентиментальный черт» драматург высмеял мещанские пережитки в современном быту. В 1928—1930 гг. с первыми произведениями — «Каменный остров», «На грани», «Штурм» — выступил молодой драматург А. Е. Корнейчук. Они посвящены проблемам интеллигенции, борьбы с буржуазным национализмом, интернациональной солидарности рабочего класса. С интересными путевыми очерками о жизни братских республик Средней Азии выступил С. Д. Скляренко в книге «Три республики».

Творчество киевских писателей составляло неотъемлемую часть многонациональной советской литературы. Неоценимое значение для развития украинской советской литературы имело непосредственное общение писателей Украины с писателями братских республик. В 1926 г. в Киеве состоялись литературные вечера писательницы Л. Н. Сейфуллиной, в 1929 г. — встречи с Б. А. Лавреневым, К. А. Фединым, Ю. Н. Либединским. В 1929 г. Киев посетила группа литераторов из Белоруссии. В ряде клубов города состоялись вечера белорусской культуры.

Большое значение для развития творческого содружества деятелей культуры Украинской ССР и Российской Федерации имела Неделя украинской литературы, состоявшаяся в феврале 1929 г. в Москве. В состав делегации республики вошли также 12 представителей Киева, в том числе Н. П. Бажай, А. П. Довженко, Иван Ле, Ю. И. Яновский. Они встречались с русскими поэтами и писателями В. В. Маяковским, A. И. Безыменским, Н. Н. Асеевым, B. П. Катаевым, А. А. Фадеевым. Активное участие в празднике украинской литературы принял нарком просвещения А. В. Луначарский. Встречи деятелей культуры Украины с трудящимися Москвы и Ленинграда прошли с большим подъемом. По существу это был первый большой смотр достижений украинской советской культуры. Накануне Недели в ЦК ВКП(б) состоялось совещание деятелей украинской и русской культур, на котором были определены пути укрепления взаимосвязей двух братских культур.

Чрезвычайно важное значение для идейно-творческого роста писателей, их сплочения на основе принципов коммунистической партийности имело постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций». Постановление способствовало сплочению всей творческой интеллигенции для плодотворного участия в социалистическом строительстве.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь

<Ноябрь 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
7810111213
14151617181920
21222324252627
282930