Поиск

Развитие высшего и среднего специального образования.

Решение грандиозных задач социалистического строительства требовало обеспечения всех его участков квалифицированными специалистами. Киеву, как одному из крупнейших вузовских центров страны, принадлежала важная роль в решении кадровой проблемы. В 1927 г. в городе работало 9 институтов, в них обучалось свыше 9 тыс. студентов. В 16 техникумах, которые в то время также считались высшими учебными заведениями, обучалось 3 тыс., а на 6 рабфаках к поступлению в вузы готовились 1600 человек.

За первое десятилетие Советской власти были достигнуты определенные успехи в развитии высшего и среднего специального образования. Улучшился социальный состав студенчества, на производство пришли первые выпускники советских вузов. Вместе с тем все более ощущались недостатки в работе высшей и средней специальной школы: немногочисленность выпусков, неудовлетворительная практическая подготовка специалистов. Решающее значение для перестройки профессионального образования имели постановления пленумов ЦК ВКП(б) — июльского (1928 г.) «Об улучшении подготовки новых специалистов» и ноябрьского (1929 г.) «О кадрах народного хозяйства».

В соответствии с указаниями партии в 1929/30 учебном году были произведены унификация и реорганизация высшего и среднего специального образования. На техникумы возлагалась подготовка специалистов средней квалификации, на институты — высшей. Профессионально-технические школы расформировались. Часть из них слилась с ФЗУ, а обеспеченные материально-технической базой были превращены в техникумы.

Наибольшие изменения коснулись системы технического образования, поскольку проблема кадров в годы первой пятилетки ставилась прежде всего как проблема технических кадров. На базе Киевского политехнического института после реорганизации было создано восемь самостоятельных вузов: машиностроительный, энергетический, инженерно-строительный, химико-технологический, инженеров гражданской авиации, пищевой промышленности, кожевенно-обувный, легкой промышленности. Были открыты институт железнодорожного транспорта и филиал Харьковского автодорожного института. На базе Киевского сельскохозяйственного института образовалось пять самостоятельных отраслевых институтов.

Коренной перестройке подверглось и педагогическое образование. На базе института народного образования были образованы физико-химико-математический институт, институт профобразования и институт социального воспитания. На базе последнего со временем создали педагогический институт.

Реорганизация была произведена в институтах народного хозяйства, художественном и медицинском. Реформа не коснулась лишь музыкально-театрального института.

Были открыты учебные заведения для ускоренной подготовки практиков, занимавших руководящие посты в народном хозяйстве. Крупнейшими среди них стали филиалы всесоюзных промышленной и торговой академий.

Унификация системы профессионального образования и реорганизация сети учебных заведений привели к значительному увеличению числа институтов и количества обучающихся в них студентов. Вместо 9 институтов действовало 39, а количество студентов в них возросло с 9 тыс. до 21 тыс. человек. Вследствие перестройки системы среднего специального образования резко возросло количество техникумов. В 1932 г. работало 59 техникумов, в них обучалось около 17 тысяч учеников.

Срок обучения в вузах сократили до 3—4 лет. Одновременно увеличивался академический час, обучение производилось в течение всего года. Временно была отменена защита дипломных проектов. Результаты перестройки профессионального образования сказались уже к концу первой пятилетки. Так, институты, созданные на базе политехнического института, к 1932 г. выпустили около 2000 инженеров — столько же, сколько подготовил Киевский политехнический институт за всю свою предыдущую историю.

Одновременно с количественным ростом подготовки специалистов решалась проблема формирования социалистической интеллигенции из рабочего класса и трудового крестьянства. Важнейшим источником рабоче-крестьянского пополнения вузов являлись рабфаки, количество которых за годы пятилетки выросло до 58. Рабфаки открылись при медицинском, художественном, музыкально-драматическом и всех вновь созданных институтах. К концу пятилетки в них обучалось около 9 тыс. человек. Кроме того, в городе была создана сеть курсов для подготовки рабочей молодежи к вступлению в вузы и техникумы, а также вечерние школы повышенного типа. Уже в начале пятилетки, когда особенно остро ставилась проблема создания квалифицированных кадров, в сети подготовительных курсов и школ обучалось 2250 рабочих. В результате всех этих мер значительно улучшился социальный состав киевского студенчества. Так, в 1931/32 учебном году в составе студентов было 54,4 % рабочих и около 18 % крестьян.

По мере роста социалистического производства неуклонно увеличивались ассигнования на учебные заведения. Укрепление материальной базы вузов и техникумов позволило увеличить количество стипендий, улучшить материально-бытовое положение студенчества. Под студенческие общежития передали 8 капитально отремонтированных зданий площадью около 5 тыс. кв. м, а также бывшую гостиницу «Полония» площадью 1700 кв. м. Студенты КПП получили 2 новых общежития на 800 мест. Улучшилось оборудование общежитий, для занятий в них отводились рабочие комнаты. В политехническом и институте народного образования открылись клубы с киноустановками, был создан городской студенческий клуб.

Партийные и советские органы Киева большое внимание уделяли профессорско-преподавательскому составу вузов. Главная роль в формировании преподавательского состава возлагалась на аспирантуру. Для подготовки к вступлению в аспирантуру в 1930 г. организовали 6-месячные курсы на 500 человек. Большинство мест в аспирантуре предоставлялось для подготовки преподавателей технических и сельскохозяйственных вузов.

В годы первой пятилетки проводилась большая работа по перестройке и улучшению учебно-воспитательной работы. В 1932 г. отменили бригадно-лабораторный метод обучения, как не обеспечивавший прочных знаний студентов. В вузах начали вводиться новые учебные планы и программы, в которых главное внимание уделялось изучению профилирующих в каждой специальности дисциплин. Вводилась обязательная производственная практика, сдача экзаменов, индивидуальные оценки знаний студентов.

Партийные п комсомольские организации вузов широко развернули идейно-воспитательную работу среди студентов. С 1930 г. вводились обязательные политчасы. Сохранились также политикообразовательные кружки. В таких кружках в институте народного образования обучалось 540 комсомольцев, в медицинском — 530 комсомольцев и 200 беспартийных.

Киевское студенчество принимало активное участие в решении важнейших хозяйственно-политических, культурных задач. 1500 студентов города активно работали в составе культармейцев. Киевский энергетический институт стал опорным пунктом технической пропаганды среди предприятий родственного профиля. На Киевской электростанции студенты основали бюро общества «Техника — массам», организовали кружки технического черчения и токарного дела.

Яркой страницей в деятельности киевских студентов этих лет была помощь трудовому крестьянству. Студенты института народного образования установили постоянное шефство над селом Высшая Дубечня, организовали в нем избу-читальню, мелиоративное и рыбацкое товарищества, агрохимический кружок, собрали средства на трактор. Комсомольский актив Киевского политехнического института выступил с новой инициативой: оказать помощь в повышении урожайности в округе. Актив развернул работу по сбору средств на тракторную колонну.

Таким образом, работа по перестройке сети учебных заведений, улучшению в них учебной и идейно-воспитательной работы дала положительные результаты. По количеству вузов и удельному весу студентов в составе населения Киев вышел на третье место в Советском Союзе. Выпускники киевских вузов и техникумов были достойным пополнением преданной делу социализма советской интеллигенции.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь

<Ноябрь 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
8910111213
14151617181920
21222324252627
282930