Поиск

Ликвидация неграмотности.

Осуществление всеобщего начального образования. Важнейшей задачей культурного строительства в реконструктивный период оставалась ликвидация неграмотности. В Киеве в середине 20-х годов насчитывалось более 20 тыс. неграмотных. Школы ликбеза и малограмотных ежегодно оканчивало свыше 6 тыс. человек, но количество неграмотных в городе не уменьшалось из-за постоянного притока населения из деревни.

Широким фронтом работа по ликвидации неграмотности развернулась со второй половины 1928 г. По призыву партии комсомол начал массовый поход за ликвидацию неграмотности среди взрослого населения. В него включились Советы, профсоюзы, студенчество, добровольные общества, пресса. В помощь ликбезу проводились субботники и воскресники.

Важное значение имело постановление ЦК ВКП(б) «О работе по ликвидации неграмотности» (17 мая 1929 г.). Выполняя постановление партии, городская парторганизация значительно активизировала борьбу с неграмотностью, стала шире привлекать к этой работе студентов, широкие слои советской интеллигенции. Оживилась деятельность общества «Долой неграмотность!» (ОДН). В 1929 г. Киевское городское отделение ОДН заключило договор с ОДН Одессы, обязавшись к 1 мая 1930 г. обучить грамоте 18 тыс. неграмотных и малограмотных, полностью ликвидировать неграмотность среди членов профсоюзов. Во время месячника, проведенного в ноябре 1929 г., общество открыло во всех районах города и на предприятиях новые пункты ликбеза, вовлекло в свои ряды новых членов. В конце 1929 г. в рядах киевской городской организации ОДН насчитывалось 55 тыс. членов.

В борьбе с неграмотностью начали широко применяться новые формы работы. ОДН организовало помощь киевлянам, занимающимся самообразованием. При Центральной рабочей и ряде районных библиотек были образованы консультационные пункты, оказывавшие помощь малограмотным, желавшим самостоятельно повысить свой образовательный уровень. В конце 1929 г. в пунктах ликбеза, красных уголках, кружках при жилищных кооперативах с неграмотными занимались 1200 комсомольцев. В работу по ликвидации неграмотности включилось 1000 культармейцев из числа учителей, учащихся старших классов и просто грамотных людей.

Борьба с неграмотностью стала важнейшим общественным поручением для многих киевских студентов. В 1928/29 учебном году в эту работу включилось 1500 молодых энтузиастов. Они провели учет неграмотных на окраинах города, открыли кружки ликбеза на предприятиях, в учреждениях, воинских частях.

Широкое участие общественности во всенародном походе за всеобщую грамотность привело к впечатляющим результатам. Количество охваченных обучением за последний квартал 1929 г. возросло втрое и составило 12 тыс. человек. К концу пятилетки неграмотность киевлян в возрасте 15—35 лет была полностью ликвидирована. В порядок дня встала задача обучить грамоте людей старших возрастных групп.

Важнейшей задачей народного просвещения было осуществление всеобщего начального обучения. Увеличение государственных ассигнований на народное просвещение, мобилизация местных средств позволили в 1927 г. полностью отменить плату за обучение. Количество обучавшихся детей в течение года после введения бесплатного обучения возросло с 68,5 % до 92 %. Таким образом, уже в 1927/28 учебном году фактически был осуществлен всеобуч.

Развитию школьного обучения препятствовали слабая материальная база школ, отсутствие стабильных программ и учебников. В большинстве школ города обучение велось в две, а то и в три смены. В то же время при острой нехватке школьных помещений некоторые из них использовались не по назначению. Большинство школ сосредоточилось в центральной части города. На Шулявке, Соломенке, Куреневке, в Святошино школ не хватало, поэтому дети с окраин вынуждены были посещать школы, расположенные в центре.

Повышение общекультурного уровня и специальной подготовки трудящихся стали важнейшими задачами первой пятилетки. Надо было ввести во всей стране единую систему народного просвещения, улучшить структуру и содержание школьного обучения, ускорить введение всеобщего начального образования. Центральный Комитет ВКП(б) 25 июля 1930 г. принял постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». В промышленных центрах, в том числе Киеве, ЦК ВКП(б) поставил задачу в 1930/31 учебном году перейти к введению обязательного обучения в объеме школы-семилетки.

Партийные и советские органы, работники народного просвещения развернули активную работу по воплощению в жизнь решений партии. Принимались меры по укреплению материальной базы народного просвещения. Наряду с государственными ассигнованиями использовались средства, изысканные общественностью, объединившейся вокруг комитетов содействия всеобучу. В комитеты входили представители советских и общественных органов, рабочие заводов-шефов, учителя, родители. Комитеты проводили месячники и декады помощи школам, устраивали лотереи, представления и концерты, средства от которых поступали в фонд всеобуча. Общественность принимала участие в ремонте школьных помещений, оборудовании столовых, в летней оздоровительной кампании, оказании помощи детям низкооплачиваемых семей.
Меры, принимаемые для укрепления школы, с каждым годом давали все более ощутимые результаты. В течение пятилетки были укрупнены мелкие школы, большинство из них стали семилетками. В 1932 г. в городе работало 99 школ, в том числе 89 семилеток. В них обучалось 60 тыс. детей против 38 тыс. в 1928 г.

Больших успехов достигли органы наркомпроса и общественность в борьбе с детской беспризорностью, все еще значительной в первые годы реконструкции. В конце пятилетки в Киеве действовало 29 детских домов, в которых воспитывались и обучались около 3 тыс. детей.

За годы Советской власти произошли значительные изменения в составе киевских школьников. Дети рабочих составляли две трети учеников против 30 % накануне революции. Резко возросло количество девочек в составе учащихся — все девочки школьного возраста посещали школу.

Постепенное налаживание работы школ, создание более благоприятных условий для работы способствовали возвращению в школу педагогов, работавших не по специальности, созданию стабильных педагогических коллективов. К концу первой пятилетки в школах города работали 2 тыс. учителей, из них две трети составляли молодые педагоги, получившие образование при Советской власти. На педагогическую работу направлялись коммунисты и комсомольцы, хотя в целом партийно-комсомольская прослойка среди педагогов была немногочисленной — всего 132 коммуниста и комсомольца. Многие учителя, работавшие в эти годы в школах Киева, стали известными педагогами, учеными. В их числе С. X. Чавдаров, А. М. Астряб, Н. Ф. Даденков, Н. М. Грищенко и многие другие.

Развитие общеобразовательной школы сопровождалось поисками наиболее эффективных методов учебно-воспитательного процесса. Некоторые работники просвещения, чрезмерно увлекаясь псевдореволюционными методами обучения, насаждали так называемую комплексную систему и бригадно-лабораторный метод обучения. Урок фактически отменялся, отсутствовала индивидуальная оценка знаний учащихся, учителю отводилась пассивная роль наблюдателя. Такие методы обучения приводили к обезличке и бесконтрольности в учебной работе, не давали учащимся необходимого объема знаний, выпускники школ не были подготовлены к обучению в высших и средних специальных учебных заведениях. В условиях, когда проблема кадров стала одной из центральных проблем социалистического строительства, такое положение вызывало серьезное беспокойство.

Начало новому этапу в развитии общеобразовательных школ положили постановления ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» (сентябрь 1931 г.) и «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (август 1932 г.). Партия осудила бригадно-лабораторный и комплексный методы как не обеспечивающие необходимого уровня знаний учащихся.

Руководствуясь решениями партии, педагогический коллектив города перестраивал свою работу, стремясь к более тесному сочетанию политехнического обучения с обучением основам наук и действенным коммунистическим воспитанием. В школах начали вводиться новые программы и методы обучения, главная роль в учебном и воспитательном процессах отводилась учителю.

Большое внимание уделялось созданию материальной базы производственного обучения. При помощи шефов с фабрик и заводов в школах Киева было открыто 3 политехнических музея, оборудовано 186 производственных мастерских, в которых школьники обучались слесарному, столярному, сапожному, портняжному делу. Для производственного обучения школам города выделили земельные участки общей площадью 17 га.

В годы первой пятилетки более разнообразной стала воспитательная работа в школе. Важная роль в коммунистическом воспитании учащихся принадлежала пионерской организации. Если в предыдущие годы пионерские отряды создавались по месту проживания, то теперь деятельность пионеров сосредоточивалась преимущественно в школах. Около 40 % школьников Киева были пионерами, четвертая часть — октябрятами. В школах начали создаваться комсомольские организации.

Отделы народного просвещения большое внимание уделяли внешкольному воспитанию учащихся. Внешкольная воспитательная работа сосредоточивалась в Центральном дворце пионеров и октябрят, при районных клубах, в 67 клубных комнатах. Для развития детского творчества открылись агробиологическая, техническая и республиканская экскурсионно-туристская станции. Достижения в организации детской трудовой деятельности, технического и художественного творчества систематически демонстрировались на районных и городских выставках. Об успехах в трудовом воспитании школьников рассказывала городская выставка детского творчества, открытая в июле 1928 г.

Большое внимание уделялось культурному досугу детей. В Киеве работал один из первых в стране театр юного зрителя, систематически в школах устраивал спектакли кукольный театр. Для детей проводились специальные радиопередачи, жизнь киевских пионеров и школьников освещалась на страницах газеты «Молодий більшовик» и в журнале «Більшовиченята».

Таким образом, благодаря огромной целенаправленной работе партийных и советских органов, работников народного образования в Киеве были достигнуты значительные успехи в учебно-воспитательной работе. В городе ввели не только начальное, но и общее семилетнее обучение. В 1932/33 учебном году в Киеве открылось 15 восьмых классов, что стало первым шагом к общему среднему образованию.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь

<Ноябрь 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12346
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930