Поиск

Рационализация и изобретательство на предприятиях.

 В обеспечении высоких темпов индустриализации огромное значение имело рационализаторское движение. Поворотным пунктом в его развитии стал XVI съезд ВКП(б).

Съезд рекомендовал партийным организациям на производстве применять энергичные меры к укреплению органов рационализации и налаживанию широкого обмена опытом рационализаторской работы. В развитие решений съезда ЦК ВКП(б) 26 октября 1930 г. издал постановление «О положении массового изобретательства под углом его влияния на рационализацию производства». В нем предусматривалось обеспечить своевременное рассмотрение, экспертизу, учет и реализацию рабочих предложений, а также связать работу изобретателей на предприятии с общими планами его рационализации и реконструкции.

В ответ на решения XVI партийного съезда рабочие завода «Красный Аксай» (Ростов-на-Дону) выступили с предложением организовать «рационализаторский счет», направленный на обеспечение выполнения встречного плана. Ростовчане работали под лозунгом «Каждому предприятию — рационализаторский счет, каждой ударной бригаде — рационализаторские обязательства!». Президиум ВЦСПС поддержал предложение ростовчан и рекомендовал профсоюзам связать составление рац-счета с разработкой встречного плана на 1931 г. Одними из первых новую идею поддержали киевские рабочие. На кабельном заводе разработали рацсчет из 278 предложений, реализация которых давала 302 тыс. руб. экономии. На заводе им. Артема рацсчет из 147 предложений обеспечивал 84,6 тыс. руб. экономии в годовом исчислении. Рабочие и специалисты завода им. М. И. Калинина подготовили рацсчет на 135 тыс. руб.

Одновременно коллектив «Красного пахаря» выступил с собственной идеей о выпуске «займа рабочих предложений». Каждое рационализаторское предложение оформлялось на заводе в форме облигационного обязательства с отрывными купонами, где были указаны суть предложения, размер премии и сроки реализации. По первому купону автор получал половину установленной премии после определения экономического эффекта, по второму — оставшуюся сумму после реализации предложения. Облигационная форма усиливала контроль за реализацией рационализаторских предложений и поэтому приобрела немалую популярность как в Киеве, так и в других городах страны.

Творческие находки новаторов сыграли большую роль в освоении новой техники и технологии, в выполнении встречных планов. В частности, большой вклад в освоение прогрессивной технологии сварки в судостроении сделал мастер верфи Б. А. Диденко. Предложенный им метод сборки и сварки корпуса судна был одобрен проф. Е. О. Патоном. Изготовленный по методу изобретателя в ноябре 1931 г. корпус буксирного 150-сильного парохода оказался таким прочным, что его переделали в военный корабль. Это было первое в стране и одно из первых в мире судов с цельносварным корпусом.

Наиболее ответственная деталь в двигателях внутреннего сгорания-магнето. Завод «Красный двигатель» освоил выпуск двигателей, но магнето продолжали закупать в Германии по 40 руб. золотом за штуку. Тогда группа работников завода (инженер Д. Лаар, лучший токарь В. Котляр, слесарь В. Вишневский и слесарь-моторист Г. Копан) взялась создать магнето собственной конструкции. Их напряженный и длительный труд увенчался успехом, и 29 сентября 1931 г. «Правда» сообщила о том, что советское магнето существует. После всесторонних испытаний магнето в экспериментальном центре НАТИ «Красный двигатель» наладил их производство и начал выпускать комплектный двигатель.

Хорошо организовали рационализаторскую работу на кабельном заводе. Его коллектив по собственной инициативе взялся за освоение кабеля для врубовых машин. Первые попытки оказались неудачными, резиновое покрытие разрывалось при небольших усилиях. Однако работники резинового цеха упорно и настойчиво работали над освоением новых рецептур, энтузиасты ставили эксперимент за экспериментом в нерабочее время, после выполнения текущего плана. Наконец, пошел врубовый кабель, не уступавший по добротности немецкому. За 10 месяцев 1931 г. завод отгрузил в Донбасс 594 км этой остродефицитной продукции, избавив тем самым страну от импортной зависимости. Наибольший вклад в трудовой подвиг коллектива внес начальник резинового цеха, рабочий-выдвиженец, первый заводской комсомолец 22-летний Л. Б. Грабин. Всего на кабельном заводе в это время в изобретательской ячейке насчитывалось свыше 40 рабочих и инженеров, пятеро из которых имели патенты на изобретения.

Талант изобретателя и большие организаторские способности проявил в это время П. Ф. Лукьянец. Возглавив завод им. М. И. Калинина, П. Ф. Лукьянец наладил здесь производство топок, а затем — двигателей внутреннего сгорания в кустарной мастерской, получившей после реконструкции имя «Красный двигатель». В личном творческом активе П. Ф. Лукьянца были патенты на новые типы топок для электростанций и двигателей внутреннего сгорания для моторных лодок, а также два десятка ценных рацпредложений, с успехом реализованных на предприятиях, которыми он руководил. В 1932 г. президиум Киевского горпрофсовета принял такое решение: «Отмечая активное участие тов. Лукьянца в индустриализации города Киева и, в частности, в деле организации новых производств, ходатайствовать перед ВУЦИК о награждении тов. Лукьянца орденом Трудового Знамени». Ходатайство профсоюзного органа было удовлетворено.

Становление Киевского радиозавода — одна из славных страниц истории советской радиопромышленности. В начале 1931 г. это была мастерская с шестью рабочими. По совету Центральной радиолаборатории в Ленинграде они взялись за освоение первых в СССР динамиков-репродукторов и адаптеров (электрических мембран). Первый динамик изготовляли вручную 2 месяца. Потом быстро растущий коллектив стал налаживать серийное производство. За 1932 г. изготовили 86 динамиков, качество которых было лучше динамиков всемирно известной фирмы «Телефункен». Среди них был мощный репродуктор с радиусом действия в несколько километров, изготовленный для торжественного митинга в день открытия Днепрогэса. Инициатор создания завода и его технический директор В. А. Зарва внес большой вклад в развитие радиотехники своими изобретениями, а трудоспособностью и настойчивостью в преодолении трудностей стал примером для коллектива.

Большая группа рационализаторов и изобретателей работала на «Арсенале». Среди них тоже были свои герои — представители всех поколений прославленного рабочего коллектива. В ходатайстве руководства «Арсенала» о награждении почетным званием Героя Труда мастера-слесаря А. С. Михалевского отмечалось, что этот ветеран находится на производстве с 1905 г., на предприятии работает с 1909 г., участвовал в революционном движении, является членом Киевского горсовета и председателем заводской секции изобретателей, а его рацпредложения дали 475 тыс. руб. годовой экономии. Комиссия ВУСПС по делам награждений поддержала ходатайство. Одновременно было принято предложение «Арсенала» о награждении орденом Трудового Красного Знамени УССР 23-летнего фрезеровщика Н. С. Струтинского, который подготовил непосредственно на производстве около 20 рабочих, организовал в механическом цехе хозрасчетную ударную бригаду и внес более 150 рационализаторских предложений с ежегодным эффектом в 556 тыс. руб.

Проводя в жизнь постановление ЦК ВКП(б) от 26 октября 1930 г., горпартком и горисполком организовали первый в Советском Союзе завод изобретений — экспериментально-техническую базу для внедрения изобретений в производство (ныне — завод «Коммунист»), Это положительно сказалось на рационализаторском движении. В 1931 г., по данным 69 предприятий, поступило 17 794 рацпредложения, из которых 8693 были внедрены в производство и дали экономический эффект в 5637 тыс. руб. Годом ранее экономический эффект от 2843 внедренных предложений составил лишь 960 тыс. руб. Следовательно, в рационализаторской работе в кратчайшие сроки удалось добиться решительного перелома.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь

<Октябрь 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526282930
31