Поиск

Индустриальное развитие города.

Наряду с промышленными районами Российской Федерации Украинская ССР была базой технического перевооружения народного хозяйства других советских республик. Поэтому в народнохозяйственных планах уделялось немалое внимание ускоренному развитию Донбасса, Приднепровья и Харьковщины. Киев на первых порах не входил в число городов, промышленность которых возрастала высокими темпами. Это объяснялось низким исходным уровнем развития машиностроения и других отраслей тяжелой индустрии в городе. За 1926/27 г. валовая продукция крупной промышленности Киева возросла лишь на 1,8 %.

Такие темпы индустриального развития вызывали определенное беспокойство. II конференция КП(б)У (1929 г.) в резолюции о пятилетнем плане народного хозяйства Украины подчеркнула необходимость ускорить индустриализацию таких крупных центров, как Одесса и Киев, которые в дореволюционное время были торговыми центрами и еще до сих пор не получили достаточного индустриального развития. В июне 1930 г. XI съезд КП(б)У определил промышленную специализацию Киева как центра среднего машиностроения. На развитие ряда предприятий Советское правительство выделило крупные средства.

Разработанный окружной плановой комиссией (окрпланом) первый пятилетний план развития Киева предусматривал освоение промышленностью более 50 млн. руб. капиталовложений. Надо было коренным образом реконструировать ряд машиностроительных заводов, наладить новые производства — двигателей внутреннего сгорания, радиоаппаратуры, швейных изделий, выпуск искусственного шелка и т. д., увеличить выпуск продукции легкой и пищевой промышленности. Однако разработка пятилетнего плана Киева не была осуществлена вовремя, вследствие чего он не вошел составной частью в республиканские и союзные перспективные планы. Это вызвало осложнения в финансировании новостроек, диспропорции в развитии отдельных отраслей промышленности. Вместе с тем наличие кадров квалифицированных рабочих и инженеров, целой сети научно-исследовательских учреждений, вузов и техникумов, а также ряда перспективных производств определили широкий размах внепланового и сверхпланового строительства в городе. Фактические капиталовложения в промышленность Киева за первую пятилетку намного превысили плановые предположения, составив по всем отраслям (кроме вложений в развитие «Арсенала» и электроэнергетики) 115,3 млн. руб., в том числе по машиностроению и металлообработке — 35,3 млн. руб., легкой промышленности — 15 млн. руб., пищевой промышленности — 8,9 млн. руб.

Капитальное строительство обусловило существенные структурные сдвиги в промышленности. Стоимость основных производственных фондов машиностроения и металлообработки возросла с 8,1 млн. руб. в начале 1929 г. до 56,4 млн. руб. в начале 1933 г., пищевой промышленности — соответственно с 7,7 млн. до 23,1 млн. руб., легкой промышленности — с 3,1 млн. до 19,4 млн. руб., а всей промышленности — с 25,4 млн. до 132,1 млн. руб. Следовательно, за 4 года основные фонды киевской промышленности возросли более чем в 5 раз. Среднегодовая численность рабочих увеличилась за это же время с 21,2 тыс. до 48,7 тыс. человек (в 1913 г. по сопоставимому кругу предприятий — 14,6 тыс.).

Огромное расширение производственных мощностей обусловило высокие темпы развития крупной промышленности Киева (в ценах 1926/27 г.) — со 136,1 млн. руб. в 1929 г. до 433,1 млн. руб. в 1932 г., т. е. в 3,2 раза. В сравнении с 1913 г., когда условная оценка произведенной валовой продукции города в ценах 1926/27 г. составляла 62 млн. руб., валовая продукция увеличилась в 7 раз, тогда как по всей Украине — в 3,2 раза. Следовательно, партийная директива об ускорении роста промышленности в Киеве была полностью выполнена.

Машиностроение и металлообработка в Киеве уже на первом этапе индустриализации определили по объему производства пищевую промышленность, которая до революции давала около 60 % промышленной продукции.

Исключительно быстро развивался завод «Большевик». В 1927 г. ВСНХ УССР отнес его к главнейшим промышленным объектам республики. Сумма освоенных заводом капиталовложений увеличилась с 267 тыс. руб. в 1927/28 г. до 3269 тыс. руб. в 1929/30 г., а всего на реконструкцию завода было выделено свыше 14 млн. руб. За пятилетку появилось шесть новых цехов, в том числе такие крупные, как литейный и механический. Площадь корпуса механического цеха составляла 12 тыс. кв. м, в нем размещалось более 400 станков и работало свыше тысячи человек. Включение «Большевика» в состав Всесоюзного треста химического машиностроения определило его профиль: в 1928/29 г. только 5 % стоимости заказов приходилось на химическую промышленность, а в 1932 г.—75%. Председатель ВСНХ СССР В. В. Куйбышев отметил на XVII конференции ВКП(б), что «Большевик» стал одним из ведущих заводов страны по производству машин и аппаратов для химической промышленности. Путь от полукустарного разнопрофильного предприятия с большим удельным весом ремонтных работ в валовой продукции к заводу союзного значения «Большевик» прошел в считанные годы. По сути, на старой промышленной площадке выросло новое предприятие.

Перспективы «Ленинской кузницы», которая до 1929 г. не имела специализации, определились заказами Днепровского речного пароходства. Строился Днепрогэс, и назрела проблема «Большого Днепра» — создания сквозного водного пути от Белоруссии до Черного моря. Техническую базу для него должна была подготовить «Ленинская кузница». На расширение ее производственных мощностей в 1930—1934 гг. выделялось 22 млн. руб. Коллективы московского завода «Красный пролетарий», ленинградского «Красный путиловец» и горьковского «Двигатель революции» обеспечили рождавшийся в Киеве гигант судостроительной промышленности оборудованием. На Рыбальском острове была построена огромная верфь, способная выпускать до 30 судов в год. На основной территории завода, прилегавшей к ул. Коминтерна, один за другим сооружались новые цеха. Гордостью завода стал построенный в 1932 г. котельный цех: его объем достигал 100 тыс. куб. м. В первой пятилетке завод уже выпускал 1000-тонные баржи, мощные судовые машины для речных пароходов, цельносварные паровые котлы с большой поверхностью нагрева.

С 1926 г. началась реконструкция кабельного завода, ускорившаяся с началом пятилетки. Были впервые распланированы цеха, за границей закуплены высокопроизводительные станки, механизированы технологические процессы. В стране становился все более острым дефицит кабельной продукции: за 1928/29—1931 гг. неудовлетворенные внутренним производством потребности в ней возроели с 27 млн. до 300 млн. руб. Советскому Союзу приходилось затрачивать все больше валюты на импорт кабеля. Завод в Киеве, имевший сначала лишь местное значение, быстро превращался в предприятие союзного масштаба. Его валовая продукция увеличилась с 1,2 млн. руб. в 1926/27 г. до 8 млн. руб. в 1929/30 г., а план на 1931 г. определялся в 17,5 млн. руб. Однако после обследования завода по поручению ЦК ВКП(б) специальная комиссия ВСНХ СССР приняла в 1931 г. решение о дополнительном ассигновании на реконструкцию 4,5 млн. руб. Основную часть этих средств коллектив завода, который получил название «Укркабель» (он был единственным в республике), освоил в первой пятилетке. В 1932 г. завод выпускал в среднем за сутки столько же продукции, сколько за весь 1913 год.

Успешно развивался завод им. Артема, занявший второе место в Советском Союзе по производству машин для кожевенной промышленности. В 1929/30 г. здесь насчитывалось свыше 660 рабочих и служащих. Завод произвел продукции на 3,2 млн. руб.

«Красный пахарь» специализировался на производстве машин для специальных и технических культур в масштабах, способных удовлетворить нужды сельского хозяйства всего Союза ССР. Здесь разработали универсальную комбинированную многорядную сеялку, которая высевала семена сахарной свеклы и одновременно вносила в почву удобрения. В связи с острым дефицитом строительной техники с 1932 г. завод переключился на выпуск траншейных многоковшовых экскаваторов, автобетономешалок и других машин такого типа. С этого времени завод стал называться «Красный экскаватор».

В процессе реконструкции изменялся профиль завода им. И. И. Лепсе. До революции это были учебно-механические мастерские политехнического института, производившие мелкий инструмент. В восстановительный период высококвалифицированный коллектив мастерских впервые в Союзе изготовил партию револьверных станков. Горсовет поставил вопрос о превращении мастерских в станкостроительный завод. Однако в 1929 г. в связи с обострившимся дефицитом на запчасти к импортным тракторам, составлявшим тогда основу тракторного парка страны, завод им. И. И. Лепсе был спешно реконструирован и переключен на изготовление деталей к тракторам «Фордзон» и «Катерпиллер». Сохранив приобретенную специализацию, лепсевцы в конце пятилетки давали около четверти общесоюзного производства запчастей к тракторам отечественных марок. Их продукция отличалась высоким качеством.

Успехи «Физико-химика» в освоении водомеров получили всесоюзное признание. По решению ВСНХ СССР все производство водомеров в стране сосредоточилось именно здесь. В ходе реконструкции станочный парк завода стал наиболее совершенным в городе. Это дало возможность специализировать завод на выпуске саморегистрирующих приборов (манометров, бензиномеров, нефтемеров), сложных часовых механизмов для разнообразной аппаратуры. В 1931 г. завод получил название «Физико-механик», а в 1932 г.— «Точприбор».

С 1929 г. развернулась реконструкция Киевского ремонтного электромеханического завода (предыдущее название — Государственные электромеханические мастерские ЮЗЖД). Завод начал специализироваться на изготовлении аппаратуры СЦБ и продолжал выпускать для железных дорог страны жезловые аппараты Трегера. В 1931 г. завод получил новое название — «Транссигнал». В последнем году пятилетки «Транссигнал» перешел в непосредственное подчинение Наркомата путей сообщения и впервые получил твердую производственную программу, а ремонтные работы управление ЮЗЖД передало другому предприятию.

Главные трамвайные мастерские проводили сначала только ремонтные работы. Во всей стране не существовало вагоностроительных заводов, трамваи закупались за границей. В 1928 г. квалифицированный коллектив мастерских поставил перед собой задачу освоить выпуск трамваев и изготовил два мотор-вагона. В первой пятилетке на базе мастерских вырос вагоностроительный завод, позднее получивший имя Ф. Э. Дзержинского. За пятилетку было изготовлено 80 мотор-вагонов и 65 прицепов, преимущественно для городского хозяйства Киева.

Полукустарная мастерская «Юртам» на Подоле, производившая арматуру и чугунное литье, с 1929 г. начала специализироваться на изготовлении топок для сжигания низкосортного угля, сланцев, кускового торфа. За пятилетку реконструированный завод, получивший имя М. И. Калинина, произвел более ста топливных агрегатов для новостроек страны — Волховского алюминиевого комбината, Пермской ТЭЦ, текстильных фабрик и пр. Выпуск продукции возрос с 300 тыс. руб. в 1924/25 г. до 6,9 млн. руб. в 1932 г., а число рабочих — с 80 до 620.

Мастерская по изготовлению металлических кроватей и печных дверок превратилась в первой пятилетке в крупный завод «Красный двигатель», специализировавшийся на серийном производстве двигателей внутреннего сгорания небольшой мощности. Оборудование для него поставили московский завод «Красная Пресня», предприятия Ижевска, Тулы и Ярославля. Две небольшие метизные мастерские после реконструкции стали единственными во всей стране заводами по производству весов — им. Ф. Э. Дзержинского и «Автомат».

Таким образом, в разных отраслях машиностроения путь от полукустарной мастерской к большому, хорошо оснащенному заводу союзного значения стал вполне обычным.

Электроэнергию киевские потребители получали главным образом от паротурбинной электростанции мощностью 13,5 тыс. киловатт, построенной еще в 1898 г. Существовали и маломощные дизель-моторные установки в Пуще-Водице, на Лукьяновке, Подоле. После перехода к индустриализации назрела потребность в новой большой электростанции. Правительство выделило средства, и с конца 1926 г. на Рыбальском острове началось строительство Киевской районной электростанции (КРЭС) мощностью 22 тыс. киловатт, Первый турбоагрегат строители приобрели в Германии, второй изготовил ленинградский завод «Электросила». Оборудование для котельной поставили французские фирмы. Весной 1930 г. КРЭС вступила в эксплуатацию. Ее строительство обошлось в 9,1 млн. руб. На некоторое время острота проблемы электроснабжения смягчилась. Но в растущем городе вскоре опять ощущался недостаток электроэнергии, и весной 1931 г. в районе железнодорожного вокзала началось строительство электростанции мощностью 12 тыс. киловатт. В соответствии с решениями июньского (1931 г.) Пленума ЦК ВКП(б) о теплофикации индустриальных центров эта электростанция строилась как теплоэлектроцентраль.

Крупнейшим предприятием химической промышленности стал завод им. В. П. Затонского, производивший кислород и жидкую углекислоту. Впервые в стране здесь освоили производство «сухого льда» — нового химического продукта с чрезвычайно широким спектром практического применения. Сравнительно слабо развитая в Киеве химическая промышленность пополнилась в первой пятилетке тремя крупными предприятиями — заводом «Хим-эфир» (1929), фотохимической фабрикой (1931) и лесохимическим заводом (1932).

В ноябре 1929 г. кустарная кооперативная артель «Рабберойл» была переоборудована в государственный завод местной промышленности «Каучук». На первых порах завод имел полукустарное оборудование и небольшое число рабочих — до 80. В апреле 1931 г. его передали в систему резино-асбестового объединения и переименовали в «Красный резинщик». В последнем году пятилетки коллектив киевских резинщиков получил из Ленинграда крупную партию оборудования и сконцентрировал у себя общесоюзное производство так называемых бесшовных резиновых изделий.

Растущее городское хозяйство требовало во все возрастающих количествах строительные материалы, особенно кирпич. С марта 1930 г. в с. Корчеватом началось строительство крупного комплекса кирпичных заводов проектной мощностью до 200 млн. штук кирпича в год (крупнейший из существовавших Куреневский завод давал не более 20 млн. штук). Первая очередь кирпичного комплекса вошла в строй в сентябре 1930 г.

Ускоренно развивались разнообразные отрасли легкой промышленности, где возник целый ряд механизированных производств, рассчитанных на удовлетворение потребностей всей республики. Подлинное рождение трикотажной фабрики им. Р. Люксембург произошло в ноябре 1930 г., когда в Протасовом Яру открылся производственный корпус площадью более 11 тыс. кв. м. Фабрика оснастилась впервые освоенными в Полтаве отечественными кругловязальными машинами, которые конструктивно не уступали самым совершенным в мире немецким машинам, а также оборудованием, изготовленным на заводах Москвы и Ленинграда.

В 1930 г. вступила в строй крупная швейная фабрика им. А. М. Горького. Обувная фабрика Комборбеза, получившая порядковый номер 8 (общереспубликанская нумерация), перешла на конвейерную организацию труда и увеличила выпуск продукции с 1,2 млн. руб. в 1925/26 г. до 15,4 млн. руб. в 1931 г. В дни празднования 12-й годовщины Великого Октября на Куреневке вступила в строй 4-я обувная фабрика «Укркожтреста» с конвейерным производством — одна из крупнейших в Советском Союзе. Ее оборудование наполовину было импортным, наполовину — отечественного производства (московских и ленинградских заводов). При двухсменной работе фабрика могла изготовлять до 10 тыс. пар обуви в день. После реконструкции четыре цеха Киевского музыкального комбината стали в 1932 г. самостоятельными предприятиями. Фабрика духовых инструментов заняла первое место в СССР, выпуская столько же продукции, сколько родственные московская и ленинградская фабрики, вместе взятые. Вся легкая промышленность Киева за первую пятилетку увеличила свою долю в общереспубликанской продукции с 17,6 до 22,6 %.

Пищевая промышленность Киева тоже пополнилась рядом крупных предприятий. С 1929 г. на Куреневке начал работать консервный завод с конвейерным производством. В конце пятилетки на заводе трудились 1,5 тыс. рабочих, а дневная производственная программа составляла 24 тыс. условных банок. В майские дни 1930 г. вошел в строй мясобеконный комбинат (беконная, салотопная и колбасная фабрики, большой холодильник с конвейерной системой). Значительная часть его оборудования поступила из США и Дании. В 1930 и 1932 гг. были введены в действие крупные механизированные хлебозаводы.

Несмотря на высокие темпы нового строительства, в городе продолжало существовать более 250 мелких, технически отсталых, преимущественно неспециализированных промышленных предприятий. Проведение реконструкции под влиянием текущих потребностей налагало печать незавершенности на облик индустрии, развитие которой происходило опережающими темпами по сравнению с другими отраслями городского хозяйства (техническое водоснабжение, транспорт и пр.).

Новые и реконструированные предприятия киевской промышленности включались в единый народнохозяйственный комплекс, формировавшийся в Советском Союзе, способствуя тем самым росту его индустриальной мощи. Так, за первую пятилетку «Большевик» изготовил комплектное оборудование для двух десятков сахарных заводов, строившихся или реконструировавшихся на Украине, в Сибири, республиках Средней Азии. Тогда же рабочий коллектив «Большевика» освоил выпуск полимеризаторов для первого в мире завода синтетического каучука в Ярославле, газгольдеров для Березняковского химкомбината, коксовых батарей и другого оборудования для Кузнецкстроя и Магнитостроя. Весной 1931 г. в Киев через ВСНХ СССР поступил заказ на срочное изготовление оборудования для Урало-Кузнецкого комбината. Он был размещен на «Ленинской кузнице», «Арсенале», «Большевике», «Красном двигателе», весовом заводе им. Ф. Э. Дзержинского, заводах пм. Артема, им. М. И. Калинина, в артелях «Объединенный металлист» и «Промкузница». Почетный заказ рабочие выполнили в срок и высококачественно.

Труженики города внесли немалый вклад в борьбу советского рабочего класса за достижение технико-экономической независимости СССР, за экономию золотовалютных ресурсов. Особенно велика была роль заводов машиностроения. Количество вновь освоенных машиностроителями изделий возросло с 3 в 1928 г. до 57 в 1932 г. По заказам «Мельстроя» рабочие «Арсенала» изготовили за 3 года тысячу высокопроизводительных вальцевых станков и сэкономили стране 3 млн. валютных руб. (ранее советские мельницы работали на импортном оборудовании). За 5 лет «Транссигнал», изготавливавший аппаратуру СЦБ и аппараты Трегера, сэкономил в золотой валюте 3,2 млн. руб. Киевский завод лабораторного оборудования, основанный в мае 1930 г. на основе кустарного частного предприятия, уже в 1931 г. дал государству более 5 млн. руб. экономии в золотой валюте. Завод им. Артема за 3,5 года пятилетки наладил производство 27 типов машин, из которых 25 ранее импортировались. Его экономия на импорте составила около 1,5 млн. руб. Изготовлением полимеризаторов, заказ на которые был поручен сначала американским фирмам, завод «Большевик» сберег 6,4 млн. руб. золотом.

Высокий вклад киевских заводов в экономию валюты объяснялся в первую очередь направленностью реконструктивных работ на освоение принципиально новой для отечественной промышленности продукции. Располагая кадрами квалифицированных рабочих, немалым количеством инженеров и ученых, киевская промышленность могла с успехом осваивать новые сложнейшие производства.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь

<Октябрь 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
171819202122
24252627282930
31