Поиск

Изобразительное искусство.

Великий Октябрь вызвал глубокие сдвиги в изобразительном искусстве, крутой поворот в творчестве его мастеров. Задачи украинского советского искусства в период перехода к мирному труду были определены в «Тезисах о художественной политике», разработанных отделом агитации и пропаганды ЦК КП(б)У и Главполитпросветом УССР. Этот документ, в основу которого были положены указания В. И. Ленина о критическом освоении достижений культуры прошлого, идейно вооружил передовых мастеров изобразительного искусства. Развитие живописи, скульптуры, графики происходило в острой идейной борьбе.

Важная роль в становлении изобразительного искусства принадлежала творческим объединениям художников. Одним из ведущих объединений была Ассоциация художников Красной Украины (АХЧУ), образованная в Киеве в 1923 г., а затем превратившаяся во всеукраинскую организацию. АХЧУ, как и Ассоциация художников революционной России (АХРР), ставила своей задачей, опираясь на традиции реалистического демократического искусства прошлого, отобразить советскую действительность. Творческое направление АХЧУ определяли художники-реалисты Ф. Г, Кричевский, И. С. Ижакевич, Ф. С. Красицкий, Г. П. Светлицкий, К. Д. Трохименко, Ф. 3. Коновалюк, Н. А. Прахов и др.

В Киеве существовал также филиал наиболее многочисленной организации художников — Ассоциации революционного искусства Украины (АРМУ) (Асоціація революційного мистецтва України). Вначале в эту организацию входили мастера разных творческих направлений, в том числе и художники, ставшие в будущем известными мастерами социалистического реализма,— С. М. Прохоров, А. Г. Петрицкий, Н. П. Глущенко, Н. Г. Бурачек, В. И. Касиян и др. Однако вскоре после создания господствующее положение в АРМУ заняла группа М. Л. Бойчука. Ученики и последователи М. Л. Бойчука отдавали предпочтение монументальной живописи, условности и стилизации в искусстве, трактовали станковую живопись как реакционную и отжившую. Ошибочная позиция руководителей АРМУ привела к тому, что многие живописцы-реалисты вышли из ассоциации и она превратилась в узкогрупповое объединение.

Революционный энтузиазм, пафос созидания новой жизни проявился в произведениях всех жанров изобразительного искусства. К 5-й годовщине Октября на Думской площади был установлен памятник Карлу Марксу работы скульптора И. М. Чайкова. Ряд киевских скульпторов создали скульптурные портреты В. И. Ленина. В 1924 г. живописец Ф. С. Красицкий вылепил бюст вождя, копии с которого установили во многих городах республики. Монументальную скульптуру вождя изваял в 1925 г. И. П. Кавалеридзе. Этот монумент был установлен в зале заседаний ВУЦИК в Харькове. В этом же году на привокзальной площади был установлен памятник-бюст В. И. Ленина работы скульптора А. М. Писаренко. В 1925 г. в поселке Грушки соорудили памятник В. И. Ленину по проекту самодеятельных скульпторов Е. Белостоцкого, Е. Журавля, М. Дробота.

Среди произведений монументальной живописи выделялись росписи киевских комсомольских клубов, исполненные 3. Ш. Толкачевым. В произведениях художника показаны мужество комсомольцев — героев Триполья, трудовой героизм молодежи в первые годы восстановления, тяга трудящихся к знаниям. Значительным произведением монументальной живописи явилось художественное панно в павильоне УССР на I Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, выполненное группой киевских мастеров под руководством М. Бойчука.

Новые явления в жизни общества ярко проявились в тематике произведений станковой живописи. К выдающимся произведениям украинской живописи следует отнести картину А. Г. Петрицкого «Инвалиды» («Мать»), впечатляющую беспощадной правдой образов, суровым осуждением трагедии, которую принесла народу мировая война. В лучших реалистических традициях передвижников работал художник старшего поколения И. С. Ижакевич. Он создал серию полотен, посвященных жизни и творчеству Т. Г. Шевченко: «Хата родителей Т. Г. Шевченко», «Катерина», «На барщине», «Привели к барину» и др.

Киевские мастера обращались к произведениям на историко-революционную тематику, изображали новые явления советской жизни. К таким произведениям относятся: «Женотдел» и «Сельская коммуна» С. М. Прохорова, «Консультация на селе» О. Т. Павленко, «В школе ликбеза» В. Ф. Седляра.

В творчестве киевских мастеров кисти значительное место занимал жанр портрета. Среди лучших произведений этого жанра полотна Ф. Г. Кричевского — «Комсомолка» и «Портрет профессора Г. Павлуцкого», М. Козика — «Крестьянка» и «Учительница М. М. Гринченко». Глубоким лиризмом наполнены женские портреты работы А. А. Шовкуненко. Как определенная специфическая отрасль изобразительного искусства развивалась графика. Успешно работали в этом жанре художники Ф. С. Красицкий, Ф. Г. Кричевский, В. Ф. Седляр, А. К. Богомазов. Больших успехов в жанре станковой графики, в частности гравюры по дереву, достигли С. А. Налепинская-Бойчук и И. И. Падалка. Историко-революционную ценность имела серия литографий 3. Ш. Толкачева «Ленин — масса». В этих литографиях, созданных после смерти В. И. Ленина, отображена скорбь народа, оплакивающего вождя.

Лучшими мастерами театральной живописи, способствовавшими рождению советского театрального искусства, были А. Г. Петрицкий и В. Г. Меллер. Пройдя через увлечение «условным театром», конструктивизмом, пролеткультовским ТРАМом и взяв от них все положительное, эти художники возродили полноценную театральную живопись. Творческая индивидуальность В. Г. Меллера широко раскрылась в оформлении спектаклей театра «Березиль». А. Г. Петрицкий создал ряд выразительных декораций и эскизов костюмов к спектаклям театра им. И. Франко и киевской оперы.

В 1921—1925 гг. киевские мастера изобразительного искусства наряду с представителями других отрядов творческой интеллигенции своими реалистическими произведениями внесли достойный вклад в развитие культуры советского народа.

В Киеве, как и во всей Советской стране, в восстановительный период широким фронтом развертывалось культурное строительство. Развитие всех отраслей культуры способствовало подъему культурного уровня и политической сознательности трудящихся, освобождению их от буржуазной идеологии. Новая культура служила мощным средством роста политической и трудовой активности трудящихся Киева.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь

<Октябрь 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
171819212223
24252627282930
31