Поиск

Музыка и театр.

На удовлетворение культурных запросов широких масс трудящихся Киева было направлено развитие музыкального искусства. Передовые музыкальные деятели и композиторы развернули борьбу против аполитичности, национальной ограниченности в музыке, за создание украинского музыкального творческого объединения. Первой такой организацией стало Всеукраинское музыкальное общество им. Н. Леонтовича, преобразованное в 1922 г. из Комитета памяти Н. Леонтовича. Вокруг общества объединялись композиторы, критики, музыкальные деятели. Провозглашенный обществом в 1924 г. призыв «Октябрь — в музыку!» сыграл важную роль в определении творческого направления музыкальных работников.

Особенного расцвета в эти годы достигло глубоко народное по содержанию хоровое исполнительское искусство. Самодеятельные коллективы по мере роста их творческого мастерства преобразовывались в известные профессиональные коллективы. По инициативе поэта П. Г. Тычины и композитора Г. Г. Веревки из числа рабочих и служащих был создан хор им. Т. Г. Шевченко, со временем преобразованный в капеллу-студию им. Н. Д. Леонтовича, а затем в музыкальную студию с хоровым коллективом. При объединенном клубе союзов работников народного питания и кожевенной промышленности организовывались агитхоры, которые наряду с концертами устраивали драматические и литературно-музыкальные агитационно-пропагандистские вечера.

Большой популярностью у трудящихся Киева и республики пользовались выступления хоровой капеллы «Думка». Творческий опыт капеллы использовался при создании другого профессионального коллектива подобного направления — «Рабочего украинского хора» (РУХ). Между профессиональными и самодеятельными коллективами установились прочные творческие связи.

Развитие хорового искусства вызвало необходимость периодических смотров и объединенных выступлений профессиональных и самодеятельных коллективов. В честь 7-й годовщины Великого Октября в городе провели первую на Украине хоровую олимпиаду, на которой выступило 18 рабочих хоров с 600 участниками. В начале 20-х годов репертуар хоровых коллективов состоял преимущественно из народных и небольшого количества революционных песен.

Прозвучали первые революционные песни, созданные композиторской молодежью. В репертуар многих самодеятельных и профессиональных коллективов вошла итальянская революционная песня «Вперед, народ, иди!» и песня парижского пролетариата «Карманьола» в обработке Г. Г. Веревки.

Композиторы, работавшие в Киеве, создали ряд хоров и песен, посвященных памяти В. И. Ленина. К наиболее популярным принадлежали хоры «Красные зарева» и «Во времена пожаров» М. И. Вериковского, а также хоры Ф. Е. Козицкого «А масса идет к мавзолею» и «Могучий орел». Эти произведения были доступны самодеятельным коллективам и часто исполнялись на вечерах в рабочих клубах.

В эти годы в Киеве начали активную творческую деятельность талантливые украинские композиторы — Л. Н. Ревуцкий, Б. Н. Лятошинский, М. И. Вериковский, Г. Г. Веревка, Ф. Е. Козицкий и др. Молодые композиторы, опираясь на лучшие традиции украинской классической и национальной музыки, создали разнообразные по форме и жанру произведения хоровой музыки. Выдающимся явлением в украинской музыке были «Реквием памяти Н. Леонтовича» и «Дума о девушке-пленнице» М. И. Вериковского, а также его сборник «Десять украинских народных песен для хора». Значительным вкладом в хоровую музыку стал сборник обработок народных песен Ф. Е. Козицкого. В 1923 г. Л. Н. Ревуцкий написал поэму-кантату «Хустына» (на слова Т. Г. Шевченко), положившую начало развитию советской монументальной музыки.

В эти годы Советское государство еще не имело средств, чтобы полностью содержать театральные труппы, поэтому практиковалась сдача театров в аренду гастролирующим коллективам. Киевская опера (театр им. К. Либкнехта) силами преимущественно гастролирующих трупп в 1923—1925 гг. показала 47 оперных спектаклей, несколько балетов и оперетт из классического репертуара. С 1925 г. театр оперы и балета стал стационарным, что имело важное значение для развития украинской советской культуры.

Первая половина 20-х годов была временем формирования и утверждения новых идейно-эстетических принципов в театральном искусстве. Активно включалась в творческую жизнь старая театральная интеллигенция, совершенствовало свое мастерство молодое пополнение актеров и режиссеров. К лучшим театральным коллективам Киева реалистического направления принадлежали Первый театр УССР им. Т. Г. Шевченко и театр им. И. Франко. На сцене этих театров наряду с известными мастерами сцены — И. А. Марьяненко, И. Э. Замычковским, А. Л. Загаровым — выступали молодые актеры Н. М. Ужвий, А. И. Сердюк, А. И. Борисоглебская, Л. М. Гаккебуш, А. М. Ватуля. В 1922 г. в помещении Троицкого народного дома был основан украинский драматический театр им. М. К. Заньковецкой. Возглавил этот коллектив Б. В. Романицкий, а в его труппе выступали известные артисты П. К. Саксаганский, Л. П. Линицкая, В. А. Любарт, Ф. В. Левицкий. Ведущее место в репертуаре этих театров занимали произведения украинской и русской классической драматургии, поднимавшие важные социальные проблемы. Постепенно в репертуар театральных коллективов входили произведения молодых украинских драматургов: «Над бездной» и «Аве Мария» Я. А. Мамонтова, «97» Н. Г. Кулиша. Важную роль в утверждении реалистического направления в театральном искусстве имело обращение мастеров сцены к русской советской драматургии, в первую очередь к произведениям М. Горького, К. А. Тренева, В. Н. Билль-Белоцерковского, Л. Н. Сейфуллиной, А. В. Луначарского.

В 1922 г. в Киеве был создан новаторский театр «Березиль», возглавленный режиссером А. С. Курбасом. В первые годы в состав труппы входили такие мастера сцены, как А. М. Бучма, В. Н. Чистякова, А. И. Сердюк, Л. М. Гаккебуш, М. М. Крушельницкий. Коллектив «Березиля» ставил своей задачей создание революционного пролетарского театра, провозгласил борьбу против «искусства для искусства», против штампа и рутины на сцене. Театр ставил пьесы, в которых раскрывались темы революции, рабочего класса, пролетарского интернационализма. В числе лучших постановок «Березиля» киевского периода — пьесы «97» и «Коммуна и степи» Н. Кулиша, «Джимми Хиггинс» по Э. Синклеру, «Жакерия» по П. Мериме. Творческие усилия коллектива «Березиля» направлялись на поиски новых сценических средств агитационного театра, большое внимание уделялось внешней социальной типизации сценических образов, пластичности и динамичности массовых сцен, мизансцен. Вместе с тем в деятельности театра было много спорного, в частности излишнее экспериментаторство в области формы, использование не характерных для театра приемов конструктивизма.

Широкий размах приобрела художественная самодеятельность. Кроме драматических кружков при рабочих клубах создавались полупрофессиональные театры рабочей молодежи (ТРАМ). Среди театральных коллективов этого направления выделялись ТРАМы, работавшие в Лукьяновском народном доме, им. И. Франко — на Подоле, им. М. Старицкого — на Печерске, им. Карпенко-Карого и им. Леси Украинки — на Куреневке. Рабочие театры в этих районах выделялись упорядоченными репертуарами, слаженными актерскими ансамблями, квалифицированной режиссурой. Многие в будущем известные актеры, режиссеры, художники начинали свой творческий путь в рабочих театрах.

Крепли творческие связи мастеров сцены Киева, Москвы и Ленинграда. На сценах киевских театров выступали известные русские актеры В. Максимов, А. Харламов, К. Яковлев, Б. Горин-Горяинов, Г. Пирогов и др.

1921—1925 гг. для советского театрального искусства, которое достойно представляли театральные коллективы Киева, были годами становления, поисков сценических средств реалистического изображения жизни нового общества.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь

<Октябрь 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
171820212223
24252627282930
31