Поиск

Литература.

В напряженной идейной борьбе рождалась новая, советская литература. В литературу пришло молодое пополнение: Н. П. Бажан, А. Ф. Влызько, Я. Д. Качура, А. Е. Корнейчук, Е. П. Плужник, Ю. И. Яновский и многие другие. Творческая молодежь группировалась вокруг газет «Большевик», «Пролетарская правда», «Киевский пролетарий», «Молодий більшовик». Литературные кружки были созданы при 30 киевских рабочих клубах. Широко развертывалась творческая деятельность писателей, выступивших в предреволюционные годы: П. Г. Тычины, М. Ф. Рыльского, Д. Ю. Загула, Г. М. Косынки. Активно трудились на литературном поприще писатели старшего поколения С. В. Васильченко и Г. Г. Чернявский.

В эти годы возникли многочисленные литературные объединения, вокруг которых группировались писатели с определенными идейными и творческими убеждениями. Важным событием в литературной жизни республики явилось создание в Харькове республиканских писательских организаций «Плуг» (1922) и «Гарт» (1923). Они объединяли писателей, стоявших на советской платформе. В Киеве открылись филиалы этих организаций. Первыми членами киевского филиала «Плуга» стали А. Е. Корнейчук, Я. Д. Качура, П. А. Радченко. В киевской студии «Гарт» начиналась творческая деятельность А. В. Клоччя, Л. И. Смилянского, Г. М. Косынки.

Возник также ряд литературных объединений, которые стояли на порочных идейных позициях, отстаивали формализм, безыдейность в литературе и искусстве, выступали с псевдореволюционными идеями. На правом крыле литературного фронта тех лет выступали «неоклассики» — небольшая группировка киевских поэтов, переводчиков, критиков. «Неоклассики» выражали настроения мелкобуржуазной интеллигенции. Однако под влиянием советской действительности в группе «неоклассиков» постепенно происходило идейное и творческое расслоение. Типичными выразителями левацких настроений мелкобуржуазной интеллигенции были украинские футуристы. Для их деятельности характерны демонстративная «революционность» и откровенный космополитизм. Некоторое время псевдореволюционность Футуристов привлекала талантливую, но идейно незрелую творческую молодежь.

Борясь с безыдейностью, псевдореволюционностью, антихудожественными течениями, киевские писатели создали ряд произведений, вошедших в сокровищницу украинской художественной литературы. В Киеве до 1923 г. жил и работал выдающийся украинский поэт П. Г. Тычина. В эти годы он написал цикл стихотворений, вошедший в изданный в 1924 г. сборник «Ветер с Украины». В нем отражено чувство патриотической гордости поэта за социальное и национальное возрождение украинского народа, звучит уверенность в победе новой жизни. В первые годы мирного строительства с произведениями романтического стиля выступил Н. П. Бажан. Своеобразием, тонким лиризмом отличались стихотворения Е. П. Плужника.

Убедительным свидетельством верного осмысления писателями советской действительности было рождение ленинской темы в их творчестве. После смерти В. И. Ленина с произведениями, посвященными памяти вождя, выступили Н. П. Бажан («21 января 1924 года»), Е. П. Плужник («Он»), Ю. И. Яновский («О, нет»), А. А. Слисаренко («Памяти В. И. Ленпна»), Н. И. Терещенко («Ленинское завещание»). Выражая глубокую скорбь в связи с огромной потерей, постигшей партию и народ, поэты утверждали веру в непобедимость ленинского дела. В 1925 г. в Киеве вышел сборник «Ленинский декламатор» — первая на Украине антология поэтической Ленинианы.

С рядом реалистических произведений выступили киевские прозаики. Лучшие традиции дореволюционной демократической литературы нашли отражение в творчестве С. В. Васильченко. В произведениях этого периода «Приблуда», «Авиационный кружок», «Красный вечер» писатель, опираясь на собственные наблюдения, рассказал о жизни ученической молодежи. Г. М. Косынка в сборнике «На золотых богов» талантливо отобразил жизнь украинского села в первые годы Советской власти. Нового героя, романтику революционной действительности воспел Ю. И. Яновский в первом своем сборнике рассказов «Мамонтовые бивни». Мастером остросюжетной новеллы показал себя А. А. Слисаренко в сборниках «Плантация» и «Сотни тысяч сил».

Важнейшим условием успешного развития украинской советской литературы было идейное и творческое единство ее с художественной культурой Советской России, со всей многоязыкой советской литературой. Дружбу литератур укрепляло непосредственное общение с писателями — представителями братских народов. В 1924 и 1925 гг. Киев посещал В. В. Маяковский. Поэт встречался с рабочими, рабкорами, писателями, студенческой молодежью. С большим успехом проходили в Киеве выступления с лекциями А. Н. Толстого и А. В. Луначарского. Начались плодотворные связи между литераторами «Киев-Гарта» и белорусского «Молодняка».

Чрезвычайно важное значение для идейного сплочения писателей на советской платформе, направления их творчества по пути реализма имела резолюция ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925). Партия нацеливала писателей на всемерное использование материалов современности, создание произведений, близких и понятных народу, помогающих ему строить новую жизнь. Резолюция ЦК РКП (б) оказала большое влияние на развитие всех видов искусства и была с удовлетворением встречена основной массой художественной интеллигенции.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь

<Октябрь 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
171920212223
24252627282930
31