Поиск

Становление единой трудовой школы.

Рассматривая народное образование как решающее звено в развитии культуры, партия и правительство проводили большую работу по перестройке обучения и воспитания в школе в соответствии с задачами социалистического строительства. Партийные и советские органы Киева в школьном строительстве руководствовались принятым в ноябре 1922 г. «Кодексом законов о народном просвещении в УССР». Основным типом трудовой школы являлась семилетка, состоявшая из двух концентров: первого — для детей 8—11 лет и второго — для подростков 12—15 лет. Новая система обучения предполагала осуществление бесплатного обязательного общего и политехнического образования, совместное обучение детей обоих полов, тесную связь учебы с общественно полезным трудом.

Осуществлению этой программы, однако, помешали огромные материальные трудности, переживаемые страной вследствие разрухи. Государственные ассигнования на народное просвещение были на первых порах незначительны, школы не имели стабильного бюджета и существовали благодаря постоянной помощи общественности. Одной из распространенных форм такой помощи являлся патронаж крупных предприятий над школами. Большую материальную помощь школам оказывали и профсоюзы: в 1921/22 учебном году они содержали около трети городских школ. В дальнейшем же школы содержались частично за счет местного бюджета, частично — за счет оплаты, взимаемой за обучение, размер которой зависел от доходов родителей. Половина учащихся от оплаты была освобождена. По мере восстановления народного хозяйства увеличивались ассигнования на просвещение. К 1925 г. почти все школы Киева содержались за счет местного бюджета.

Органы народного просвещения уделяли большое внимание расширению школьной сети. Если в начале восстановительного периода в городе не существовало единого типа школ, сроков обучения в них, то к 1925 г. школы с одно-, трехлетним сроком обучения объединили с более крупными. В системе народного просвещения действовало 110 школ, в том числе 92 семилетние и 18 начальных.

Расширение школьной сети, появление в школах новых классов позволило с каждым годом охватывать обучением все большее количество детей. 30 июля 1924 г. ВУЦИК и СНК УССР приняли постановление «О проведении всеобщего обучения». Постановление обязывало органы народного просвещения начать с 1924/ 25 учебного года подготовку к переходу ко всеобщему начальному образованию детей 8—11 лет. В течение года после принятия постановления количество учащихся возросло на 11 тыс. В конце 1925 г. в школах города обучалось уже около 40 тыс. детей. Однако, к сожалению, это была только половина детей школьного возраста. Вне школы осталось много переростков, лишенных в годы гражданской войны возможности учиться. Эти дети наряду со взрослыми привлекались в вечерниє и воскресные школы, на общеобразовательные курсы.

Важное место в деятельности органов народного просвещения занимала борьба с беспризорностью, возникшей вследствие продолжительного военного лихолетья. Чтобы спасти детей от голодной смерти и воспитать из них достойных членов нового общества, открывались детские дома, колонии, коммуны, содержавшиеся за счет средств местного бюджета и общественных организаций. К концу 1925 г. в Киеве существовало 62 таких детских учреждения. Воспитывалось в них около 5 тыс. детей-сирот. Наиболее крупным был детский городок им. В. И. Ленина, насчитывавший 1225 воспитанников. Его создали в 1923 г. в помещении бывшей Дегтяревской богадельни. Усадьба состояла из 13 зданий и 4 десятин сада и огорода, имелись также мастерские для производственного обучения. В детских домах Киева с их многонациональным контингентом возникла организация «Детский интернационал», воспитывавшая в духе дружбы детей разных национальностей.

Расширение сети школ и других детских учреждений потребовало увеличения количества педагогических кадров, выдвинуло повышенные требования к их квалификации и идейно-политическому уровню. Большое значение для привлечения учителей к активному сотрудничеству с Советской властью, возвращения их на работу по специальности имела статья В. И. Ленина «Странички из дневника». В ней Владимир Ильич выдвинул требование поставить учителя в нашей стране на такую высоту, на которой он никогда не стоял, не стоит и стоять не может в буржуазном обществе, сделать его опорой советского строя.

В 1923 г. почти все киевские учителя прошли переподготовку на политкурсах, где они изучали труды основоположников марксизма, ленинские работы, документы Коммунистической партии и Советского правительства, овладевали новыми методами обучения и воспитания. К концу 1925 г. в школах работало 1750 учителей. Большим авторитетом пользовались педагоги С. В. Васильченко, Н. Ф. Даденков, Т. Г. Лубенец, Г. П. Мохор и др.

Повышение квалификации учителей способствовало улучшению учебно-воспитательного процесса. В учебных планах школ-семилеток главное внимание уделялось изучению украинского и русского языков, обществоведения и естествознания, математики, физическому и эстетическому воспитанию детей.

Важная роль в воспитании юных граждан Киева принадлежала детским общественным организациям. По примеру красноармейских труд-армий были созданы трудовые и детские отряды. Одним из первых организаторов этих отрядов в Киеве стал член ЦК КСМУ Леонид Балабанов. Возглавленный им штаб юнтрудармейцев развернул агитацию за вступление учащихся в трудовые отряды. Комсомол направлял в школы политруководителей, которые проводили среди школьников беседы на политические темы, организовывали детей и подростков на работы по благоустройству города.

В 1922 г. возникли первые отряды юных пионеров. В конце 1925 г. пионерская организация объединяла свыше 15 тыс. детей. У юных пионеров было много интересных дел: походы, художественная самодеятельность, выпуск стенных газет и рукописных журналов, участие в благоустройстве города, сбор подарков для красноармейцев, помощь в ликвидации неграмотности.

Таким образом, несмотря на огромные материальные трудности, в первые годы восстановительного периода были достигнуты определенные успехи в развитии народного просвещения. Они послужили основой для перехода в последующем к всеобщему начальному обучению детей.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь

<Октябрь 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
101112131516
17181920212223
24252627282930
31