Поиск

Восстановление коммунального хозяйства.

По благоустройству дореволюционный Киев занимал одно из первых мест в России. В Киеве действовали водопровод, электрический трамвай, электростанции, канализация. Однако устарелость оборудования и разрушения военного времени привели эти предприятия к почти полному упадку.

Взаимосвязанные объекты коммунального хозяйства следовало восстанавливать одновременно, и все же начинать приходилось с электростанций. От них зависела работа промышленных предприятий и коммунальных служб почти полумиллионного города.

В 1921/22 хозяйственном году в Киеве насчитывалось девять электростанций. Часть их простаивала или работала с перебоями, общая производительность составляла менее половины довоенной. Благодаря быстрым темпам восстановления уже в 1924/25 г. электростанции выработали свыше 34 млн. киловатт-часов энергии и приблизились к довоенной производительности (в 1913 г.— 39 млн. киловатт-часов). В 1925/26 г. довоенный уровень был превзойден, город получил более 44 млн. киловатт-часов электроэнергии. Вновь засветились огнями центральные улицы города, началась электрификация окраин. Если в 1921/22 г. улицы освещали 111 фонарей, то в 1924/25 г.— 1293. В 1922—1925 гг. частично были электрифицированы Караваевы дачи, Предмостная, Кухмистерская и Никольская слободки, Зверинец, Куреневка, Лысая гора, Приорка, Подол и другие районы города. Такие отдаленные от центра окраины, как Шулявка, Соломенка, Батыева гора, Забайковье, Протасов Яр, а также Труханов остров впервые получили электрическое освещение.

По мере возрождения энергетического хозяйства налаживалась работа городского транспорта. Основным средством передвижения жителей был трамвай, но его деятельность в 1921 г. была почти полностью парализована: бывали дни, когда в действии находились 2—3 вагона на одной или двух линиях.

Восстановительные работы начались в 1922 г. К концу 1925 г. трамвайное хозяйство было почти полностью восстановлено. Длина эксплуатационной сети увеличилась с 97,2 кв в 1921/22 г. до 151,3 км в 1924/25 г. (довоенная длина сети — 160 км). На десяти маршрутах курсировало 65 вагонов против 18 в 1921/22 г. и 146 в 1913 г. Подвижной состав обслуживали три трамвайных парка — Васильковский, Троицкий и Лукьяновский. В Главных трамвайных мастерских производился ремонт вагонов. Началось строительство новых трамвайных линий в рабочие районы, на окраины и в дачные места. Были построены линии Киев—Дарница—Бровары (30 км) и на Соломенку, восстановлено трамвайное сообщение с заднепровскими слободками, соединены с городом линии святошинского и демиевского трамваев, достроен трамвайный путь Пуща-Водица — Буча.

Поток пассажиров резко возрос. В 1924/25 г. трамвай перевез более 46 млн. человек (против 8 млн. в 1921/22 г.). Но еще не все районы города (в том числе из-за топографических условий) были связаны с центром трамвайным сообщением, что отрицательно сказывалось на работе промышленных предприятий, создавало неудобства для населения. В связи с этим возник вопрос о внедрении новых видов городского транспорта, особенно такого перспективного, как автобус. Первые десять автобусов появились в Киеве в декабре 1925 г.

Как и другие коммунальные предприятия, немедленного восстановления требовал водопровод. Он был не только старейшим среди них, но и самым изношенным. Производительность водопровода в 1921 г. не превышала половины довоенной. Из четырех водонасосных станций (Главной, Межигорской, Бульварной и Васильковской) работала лишь Межигорская, обеспечивавшая водой Подол. В эксплуатации числилась 31 артезианская скважина, но постоянно действовали от 15 до 20. Дореволюционная протяженность водопроводной сети (210,8 км) рассчитывалась на обслуживание лишь 140 тыс. жителей. Сеть охватывала 45 % улиц и только 30 % усадеб. Во многих рабочих районах и на окраинах водопровода совсем не было. Город испытывал хроническую нехватку воды.

В столь сложных условиях Киев разделили на пять зон для поочередного водоснабжения. Вскоре начались восстановительно-ремонтные работы и прокладка новых сетей. За 1922—1925 гг. был проведен капитальный ремонт сетей, заменено устаревшее оборудование. Возобновили работу четыре насосные станции, 25 артезианских скважин. Упорядочение водомерного хозяйства снизило потери воды в сети с 49 % в 1922/23 г. до 16,9 % в 1924/25 г. Впервые получили питьевую водопроводную воду жители Соломенки, Демиевки, Батыевой горы, Протасова Яра, Лукьяновки. Длина города ского водопровода в 1924/25 г. достигла 221 км.

Проведенные мероприятия нормализовали водоснабжение, улучшили дело охраны здоровья трудящихся, санитарное и противопожарное состояние города. Но до полного промышленного и бытового обеспечения Киева водой было еще далеко. На очередь дня стал поиск новых источников водоснабжения.

В прямой зависимости от водообеспечения находилась канализационная служба. Она охватывала лишь треть территории города и две трети его населения. Из-за изношенности оборудования пропускная способность канализационной сети составляла 50—60 %, а одной работающей (из двух) очистительной станции — 20 % первоначальной мощности. Остро встал вопрос о сохранении чистоты Днепра. Срочно проводилось обследование города и предпринимались неотложные меры по восстановлению, ремонту и эксплуатации сети, устанавливался надзор за ее техническим состоянием и очисткой. К концу 1925 г. уже действовали обе очистительные станции, удалось провести около 2 км новых канализационных труб на окраины. Длина сети составила 186 км, а количество населения, пользовавшегося канализацией, увеличилось с 285 тыс. в 1921/22 г. до 310 тыс. к 1924/25 г.

Коммунхоз наладил работу других важных объектов: 15 рынков, 5 бань, пожарных. В Киеве действовали две почтово-телеграфные конторы с 20 отделениями в разных районах города. Две телефонные станции обслуживали свыше 5 тыс. абонентов. Таким образом, налаживалось коммунально-бытовое обслуживание населения, создавались условия для нормальной работы и отдыха тружеников города.

Для выработки «классового тарифа» за коммунальные услуги в мае 1924 г. было проведено статистическое обследование населения, определены его социальные группы, в соответствии с которыми устанавливались бесплатные, льготные и повышенные тарифы. При этом учитывались размер заработной платы и количество членов семьи. Наибольшую выгоду по «классовому тарифу» получили неимущие слои населения. Безработные пользовались коммунальными услугами бесплатно.

С возрождением коммунального хозяйства, ростом его прибыльности, укреплением общего экономического положения страны изменялась и тарифная политика. В конце 1925 г. систему «классового тарифа» в Киеве пересмотрели, все тарифы снизили в среднем на 20 %. Но он продолжал действовать и в последующие годы, вплоть до ликвидации капиталистических элементов. «Классовый тариф» сыграл важную роль в защите социальных прав трудящихся.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь

<Октябрь 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
101213141516
17181920212223
24252627282930
31