Поиск

Изобретатели и рационализаторы на предприятиях Киева.

Важнейшим показателем эффективности освобожденного от эксплуатации труда явилось развертывавшееся техническое творчество рабочего класса. Рационализация и изобретательство в восстановительный период несли еще на себе печать стихийности, неорганизованности. Однако и в этих условиях рабочее изобретательство играло в киевской промышленности все более заметную роль.

На заводе «Большевик» в 1923 г. по предложению рабочего В. Зубрича была переоборудована мартеновская печь; затраты топлива сократились наполовину, а количество плавок увеличилось вдвое. Председатель завкома 1-й обувной фабрики рабочий-изобретатель Т. А. Чач сконструировал машину, которая впервые в стране механизировала трудоемкий процесс выверткп голенищ, отличалась простотой конструкции и намного повышала производительность труда. В целом за восстановительный период комиссия по делам изобретений при губсовнархозе выдала киевским изобретателям 60 авторских свидетельств.

Примером коллективного изобретательства может служить успешная разработка технологии изготовления асфальта с применением каменноугольного пека на заводе «Парижская коммуна». Асфальт в СССР производился в незначительных количествах, так как при использовании традиционной технологии не хватало нефтяного гудрона. Запасов каменноугольного пека, наоборот, было много: он накапливался в Донбассе при коксовании угля и не использовался. Отработка технологии на основе отходов коксохимии давала возможность использовать пек п удовлетворять растущий спрос народного хозяйства на асфальт.

На судьбе Государственных электромеханических мастерских (ГЭМ) рабочее изобретательство сказалось в решающей мере: за несколько лет небольшие ремонтные мастерские при Юго-Западной железной дороге превратились в завод союзного значения, получивший название «Транссигнал». В 1923 г. рабочий ГЭМа Д. С. Трегер изобрел новый жезловый аппарат для управлення движением поездов на однопутных железных дорогах. Подобные аппараты системы Томпсона Советский Союз закупал в Англии, и каждый из них стоил 800 руб. золотом. Казалось бы, аппарат Трегера, конструктивно более простой и хорошо показавший себя в эксплуатации, следовало осваивать немедленно. Однако в Наркомате путей сообщения изобретению не давали хода, пока рабочие ГЭМа не обратились к Ф. Э. Дзержинскому. Нарком путей сообщения наказал виновных в попытках похоронить изобретение. ГЭМ обязывался внедрить аппараты Трегера в производство и наладить их выпуск в размерах, удовлетворяющих потребности всей страны.

Коллектив мастерских с энтузиазмом взялся за выполнение поставленной задачи. Особенно отличился слесарь-механик с 28-летним стажем работы в мастерских бригадный мастер Ф. И. Гриневецкий. Его бригада должна была впервые в СССР освоить производство миллиамперметров. В ходе этой работы Гриневецкий внедрил ряд собственных усовершенствований и изобретений. В мае 1925 г. мастерские начали выпускать аппараты Трегера, а 28 августа 1928 г. президиум ВУЦИК принял такое постановление: «Отмечая огромную полезную работу Киевских главных электромеханических мастерских, проявившуюся в повышении производительности труда и в изготовлении тысячи экземпляров аппарата изобретения тов. Трегера, ибо это изобретение дало огромную денежную экономию, ликвидируя потребность приобретать такие аппараты за границей,— наградить упомянутые мастерские орденом Трудового Красного Знамени УССР». Спустя неделю рабочие ГЭМа на торжественном собрании по поводу выпуска тысячного жезла системы Трегера приняли единодушное решение: просить Киевский горсовет присвоить мастерским имя Ф. Э. Дзержинского. Это ходатайство было удовлетворено.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Календарь

<Октябрь 2011>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
356789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31